Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Как снимать видео фотоаппаратом?

как снимать видео на фотоаппарат

Данная статья продолжает тему видеосъемки, и на этот раз речь пойдет о том, как снять качественное видео на фотоаппарат.

В статье "Выбор любительской видеокамеры. О чем молчат продавцы?" я уже вскользь упомянул отличия между видеокамерами и цифровыми фотоаппаратами, данная статья является развитием данной темы.

Чем фотоаппарат лучше, чем видеокамера?

Начнем с того, что фотоаппарат далеко не любой. Ключевым моментом является размер матрицы (в миллиметрах). Мыльницы имеют матрицу, сопоставимую по размерам с матрицей любительской видоекамеры, поэтому принципиально разницы между результатом нет.

Аппараты с крупными матрицами (4/3" и больше) дают ощутимо лучшее качество картинки, чем бытовые видеокамеры, но нужно очень постараться, чтобы при помощи них снять действительно качественный видеоматериал.

У меня сейчас два устройства, которые могут снимать видео высокого разрешения — беззеркалка Olympus E-PM2 и видеокамера Panasonic V720M. Эти устройства стоят сопоставимо, имеют одинаковое разрешение видео 1920*1080, но картинка у них выглядит совершенно по разному, да и сам съемочный процесс также серьезно отличается.

Как бы ни заманчиво выглядело качество видео, снятое на зеркалку/беззеркалку, вы, скорее всего, столкнетесь с некоторыми особенностями фотоаппаратов при видеосъемке.

Автофокус при видеосъемке

Видеокамера с этой точки зрения — абсолютно беспроблемное устройство. Поскольку глубина резкости огромна (из-за маленькой матрицы), практически отсутствуют проблемы с автофокусом — все резко от метра до бесконечности. Но картинка при этом "мыльничная" — плоская.

Зеркалка/беззеркалка — с точностью до наоборот. Задний план размыт как в голливудских фильмах (особенно, со светосильным объективом), но за это приходится расплачиваться. Даже если камера поддерживает следящую фокусировку в видеорежиме, это не спасает от проблем — объект съемки, быстро приближаясь или удаляясь от камеры, "выпадает" из зоны ГРИП, так как автофокус не успевает за ним.

Функция фокусировки по лицу может оказаться полезной, но стоит человеку повернуться к камере в профиль или, не дай бог, затылком, та сразу же начинает судорожно искать на что бы ей навестись. В итоге, чаще всего этим "чем-то" становится пестрый задний план.

Ниже приведен особо тяжелый случай — съемка танцующей пары при мерцающем освещении.

Вот наглядный пример ситуации, в которой контрастный автофокус терпит полное фиаско. Особенно полезным это короткое видео будет для тех, кто собрался снимать свадьбы. Вывод — не доверяйте следящему автофокусу, он хорошо работает только при хорошем освещении при съемке относительно медленно движущихся объектов. В остальных случаях — вся надежда на ручную фокусировку. Потренировавшись немного, вы быстро привыкнете фокусироваться вручную. Как правило, направление вращения кольца зума и фокусировки на объективе совпадают — для наведения резкости на удаленный объект нужно вращать кольцо в ту же сторону, что и приближение зумом.

"Дрожание" экспозции

Иногда при видеосъемке возникает эффект дрожания экспозиции — яркость картинки немного "гуляет", то чуть ярче, то чуть темнее. И видимых причин для этого нет!

С чем это связано? При съемке видео на автомате аппарат сам выбирает подходящие значения выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. Причем, эти параметры могут изменяться в процессе съемки в зависимости от смены уровня освещения и/или изменения количества светлых/темных объектов в кадре. Например, подняли камеру выше, захватили больше неба, общая освещенность увеличилась, автоматика скорректировала экспозицию, картинка немного потемнела. Это понятно.

Но бывают такие ситуации, когда уровеь освещенности такова, что автомат не в силах решить — выставить ему, к примеру, ISO200 или ISO250. На ISO200 картинка слишком темная, на ISO250 — слишком светлая, а выставить ISO225 возможности нет. Вот и начинает он метаться от одного значения к другому, в результате чего картинка получается то ярче, то темнее.

Единственный надежный выход из данной ситуации — переходить в ручной режим и принудительно задавать уровень экспозиции, выставив вручную выдержку, диафрагму и чувствительность ISO. В этом случае проблем с "гулянием" экспозиции не будет.

Помните, что при видеосъемке выдержка не может быть длиннее 1/30 секунды (при частоте смене кадров 30 fps). Если снимаете видео со скоростью 50-60 кадров в секунду, то максимальная выдержка будет 1/50...1/60 сек. Если условия освещения при этом плохие, то видео 60fps может быть ощутимо шумнее, чем 30fps за счет в 2 раза большей чувствительности ISO.

Стабилизация

Стабилизация изображения — отдельная песня. У бытовых видеокамер значительная часть площади матрицы используется для нужд стабилизации, в результате чего есть реальная возможность снимать с приближением 30-50 крат с рук. При этом оператору достаточно упереться в какой-то неподвижный объект. Вот пример видео, снятого на бытовую камеру с большим приближением.

Видео снято с рук с 50-кратным зумом. Хотя картинка и раскачивается, но все же стабилизатор видеокамеры со своей задачей справился неплохо. При съемке видео зеркалкой у нас возникает проблема обеспечния стабилизации — ведь не все объективы имеют встроенный стабилизатор (непример, любимые многими фиксы-полтинники). Самое простое решение — поставить камеру на штатив, но это работает до тех пор, пока вам не понадобиться перемещать точку съемки в процессе записи. Сделать это плавно при съемке с рук практически невозможно, поэтому для подобных целей используются поясные упоры, слайдеры, стедикамы — устройства уменьшающие тряску изображения при перемещении камеры.


Профессиональная система стабилизации Glidecam X-22

Конечно, приобретать такие вещи для бытовой видеосъемки — все равно, что из пушки по воробьям стрелять. Достаточно просто научиться правильно держать камеру и стараться избегать ее резких перемещений.

Некоторые аппараты имеют возможность "матричной" стабилизации — картинка при этом немного обрезается по краям, но выглядит гораздо более стабильной.

Звук

Фотоаппараты имеют встроенный микрофон, но чаще всего он пишет звук довольно паршиво. В звуковой ряд попадает жужжание автофокуса, шелест стабилизатора, шуршание рук оператора по корпусу камеры. Иногда бывает, что встроенный микрофон пишет звук в режиме "моно". Встроенный микрофон практически не имеет ветрозащиты. Все это годится для бытовых видеозарисовок, но для профессиональной видеосъемки крайне желательно наличие хорошего внешнего микрофона.

Выводы

Итак, при использовании фотоаппарата для съемки видео мы получаем много преимуществ, однако, чтобы эти преимущества реализовать иногда приходится приложить немало усилий (в том числе и финансовых).

ПлюсыСопутствующие минусы особенности
Обилие ручных настроек — выдержка, диафрагма, чувствительность ISO. Возможность снимать с малой ГРИП, в высоком и низком ключе и т.д.Необходимость постоянно эти настройки использовать. Качество видеоматериала, снятого в автоматическом режиме может оказаться хуже некуда. Из-за слишком "умного" экспозамера возможно дрожание экспозиции, из-за "киношно-малой" ГРИП возможна потеря фокуса на объекте в самый неподходящий момент
Возможность использовать сменную оптику — штатник, светосильный фикс, телеобъектив, рыбий глаз. Все что угодно! А еще бленды и светофильтры, конверторы и прочие приспособления вплоть до телескопа :)Стабилизация изображения. Не у каждого объектива есть стабилизатор. Это вынуждает прибегать к помощи вспомогательных устройств — штативов, стедикамов и т.д. Вес и габариты оборудования в сборе резко возрастают.

Проблемы фокусировки. Скорость и избирательность следящего автофокуса далеко не всегда удовлетворяет требованиям оператора. В итоге, приходится фокусироваться "по старинке" вручную.

Возможность подключить внешний свет и внешний микрофон — это улучшит качество видеоматериалаНизкое качество штатного микрофона. Штатный широконаправленный микрофон годится только для съемки роликов для Youtube. Со встроенным микрофоном записывается звук работы автофокуса, стабилизатора.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для бытовых видеозарисовок гораздо удобнее обычная видеокамера. Однако, если вы хотите снимать "красивое" видео, ваш выбор очевиден — фотоаппарат с большой матрицей (4/3" и больше).

Не обольщайтесь, сразу снимать нормально, скорее весго, не получится. Тем не менее, по мере накопления опыта и приобретения дополнительного оборудования вы сможете даже на любительскую зеркалку снимать видео профессионального качества.

Какой фотоаппарат лучше для видеосъемки — зеркалка или беззеркалка?

Вопрос очень непростой хотя бы потому, что от самой тушки зависит очень мало. Сейчас любой фотоаппарат — зеркальный или беззеркальный, умеет снимать видео в разрешении Full HD с частотой смены кадров от 30 до 60 fps. Матрицы имеют сопоставимый уровень шума и динамический диапазон. Все решает оптика, накамерный свет, микрофон, система стабилизации.

Все свадебные фотографы/видеографы, с кем мне посчастливилось пообщаться, чаще снимают видео на зеркалки Canon, но не потому что "они лучше", а потому что они совместимы со всем парком оптки, которая используется и для фотосъемки. К тому же, зеркалки имеют ощутимо более емкий аккумулятор, чем более компактные беззеркалки.

Для бытовой видеосъемки, в принипе, нет качественной разницы между зеркалками и беззеркалками, поэтому я бы отдал предпочтение последним за компактность. Лично я считаю, что при выборе фото-видеокамеры следует придерживаться лидеров в данной нише — Sony и Panasonic. Эти фирмы имеют огромный опыт в производстве видеозаписывающей аппаратуры, и им грех этот опыт не использовать в даже любительской технике. К тому же, Sony, Panasonic также являются ключевыми игроками и на рынке беззеркалок.

Если бы я выбирал сейчас фотоаппарат, чтобы снимать им "бытовое" видео, то с большой долей вероятности это бы стала беззеркалка Sony NEX 5-го или 6-го семейства. Если была бы нужна техника для высококачественной художественной видеосъемки — я бы выбрал полнокадровый Canon EOS 6D (самый "малошумный" фотоаппарат за разумную цену).

Категория: Выбор видеокамеры

Автор - Артем Кашканов

Дорогие друзья! Если мои статьи оказались для вас полезными и вы хотите как-то отблагодарить меня, вы можете сделать это прямо сейчас. Перечислите символическую сумму и вы получите электронную книгу "О фотографии простым языком" - в ней очень много полезной и доступно изложенной информации, интересной как новичкам, так и опытным фотолюбителям!

Подробнее о книгах      Написать мне
Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Ronin427 2014-11-22 00:00:00
— Интересно. =)

Павел Банников 2015-06-25 10:17:21
— Добрый день! Постепенно просматриваю ваши статьи, набираюсь опыта. Моё первое приобретение бытовая камера Панасоник с мини DV, касеты долго не хранятся, была проблема перевести на цифру без подобной камеры. Сейчас Самсунг HMX H100P, качество съёмки на разы лучше, и ей пользуюсь всё реже, потому что под рукой всегда телефон, и на удивление бывает, не всегда конечно, качество и фото и видео лучше на телефоне, с просмотром на больших экранах, я имею ввиду. Телефон Lumia 1020. А я любитель пеших горных маршрутов, поэтому мечтаю обзавестись хорошим походным инструментом для пейзажной съёмки и живности. Но не больше двух объективов компактных универсальных с хорошей стабилизацией и перекрытием по максимуму фокусных расстояний и достаточной светосилой. Это конечно дорогое удовольствие, но я просмотрел фотосайты и нашёл по приемлемой цене, например объектив Nikon 80-200 f2,8 nikkor не 115т.руб. а 31-37т.руб. и т. д., также в сторонних фирмах sigma tamron, найти можно дешевле, а за советом теперь есть к кому обращаться, перед принятием окончательного решения. Но начинать надо с 18-140, а по светосиле f1,8 2,8 я не встретил кроме фиксов, наверно запредельно дорогие.

Олег Гладков 2016-06-21 10:43:35
— Здравствуйте. Хоть статья и давнишняя, попробую задать вопрос здесь - по теме видеосъемки. Вопрос вот в чём - выпускает ли Canon видеокамеры, позволяющие использовать линейку фотографических объективов EF для зеркальных полноформатных камер? И еще один вопрос - известно, что на камерах типа EOS 5D *** не работает автофокус во время видеосъемки. Позволяет ли прошивка "Magic Latern" включить в полной мере этот функционал? Заранее Спасибо за ответы. С Уважением, Олег.

Артем Кашканов: Здравствуйте, Олег. Canon видеокамеры выпускает - это аппараты семейства ESO C100, C300, C500, правда стоят они как чугунный мост ) Насчет следящего автофокуса при видеосъемке на 5D ***, к сожалению, у меня нет возможности это проверить, так как у меня первопятак, у которого видеосъемки нет вообще.
Олег Гладков 2016-06-22 20:28:26
— Артем! Прежде всего, Большое Спасибо! :) Хоть и старая статья, ответили... :) Что стоят как "Чугунный мост", это, конечно, не здорово, однако, если у человека есть, или скорее будет линейка объективов EOS для ФФ, то стоимость видео-тушки будет нивелироваться наличием рядя объективов той же системы... (как мне кажется) По поводу установки ML на 5D Mark III вопрос не праздный - машина дорогая и есть в сети сообщения об ошибках при попытках удаления ML с карты... Пытаюсь выяснить точно - риск того стоит? Ещё раз Спасибо за ответ. С Уважением, Олег.

Алексей Никифоров 2016-08-18 00:58:26
— Доброго времени суток.Отличная статья.Перечитал множество сайтов,пожалуй самая информативная статья.И написана человеком владеющим предметом обсуждения.Просто,развернуто,и доступно.И комментарии к комментариям.Насколько я понимаю смысл видеосъемки фотоаппаратом,это все же желание сэкономить или просто финансовая недоступность покупки профессиональной и дорогостоящей видеокамеры.Имею 4 объектива для ФФ,но не готов,и денег нет,даже для покупки самой дешевой ESO C100,триста тысяч никак ни нивелируются наличием оптики ФФ.Я профессиональный фотограф и вкладывать деньги в падающий рынок сбыта не могу.Так что прекрасно понимаю людей ведущих видеосъемку ф/а.Статья помогла поглубже осознать проблемы присущие ф/а при видеосъемке.Да,не заточена эргономика,да и функционал управления у ф/а для съемки видео нулевой,но при съемке со штатива говорят картинка очень не плохая.Ну по поводу "Magic Latern",рисковать не стал бы,III Mark не дешев,да и перепрошитый видеокамерой не станет,эргономика не та.Начиная с Canon 70D(7D MarkII,Canon 80D)есть автофокус,конечно кроп,но вопрос,увидит ли не предвзятый глаз разницу между кропом и ФФ на видео.Так называемое качество понятие растяжимое и условное,очень и очень.За 35 лет работы фотографом вообще перестал понимать,что такое качество в фотографии(а раньше знал).А за статью Спасибо!

Добавить свой комментарий

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)