Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Выбор внешней вспышки. Коротко о главном.

Многие фотолюбители, насытившись всеми «прелестями» встроенной вспышки  рано или поздно озадачивается выбором вспышки внешней. В этой статье я приведу краткие рекомендации, которые, вероятно, помогут вам купить такую внешнюю вспышку, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.

В первую очередь нужно осознавать, для чего на самом деле нужна внешняя вспышка. Вероятно, начитавшись статей в Интернете, вы уже знаете, что внешняя вспышка обладает большим ведущим числом, то есть, мощнее встроенной и имеет больший радиус действия. Это безусловный плюс, но не главный. Главное достоинство внешней вспышки – она позволяет снимать не в прямом, а в отраженном свете, который обеспечивает более плавное заполнение помещения светом и делает светотеневой рисунок более художественным, чем прямое освещение (вспышка в лоб).

Внешние вспышки бывают разных классов и стоят они по-разному. Бывает даже так, что вспышка стоит дороже камеры. Чем обусловлена такая разница в цене? Неужели только ведущим числом? Нет, есть другие немаловажные параметры, о которых пойдет речь ниже.На что нужно обращать внимание, выбирая вспышку?

Голова вспышки

Голова вспышки должна поворачиваться. Причем, не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Это дает большую свободу в выборе отражающей поверхности – ведь свет вспышки можно отражать не только от потолка, но и от стены. Также возможность поворота головы  вспышки в горизонтальной плоскости незаменима, если нам нужно снимать вертикальные кадры, отражая свет от потолка.

Ведущее число

Ведущее число – важный, но не критичный параметр. Современные вспышки профессионального класса имеют ведущее число 50-60 (что примерно соответствует эффективной дальности действия 25-30 метров и больше) . На самом деле это востребовано только при съемке в очень больших помещениях с телеобъективом. Для большинства сюжетов достаточно вспышки с ведущим числом 25-30, в т.ч. для свадебной фотографии. Недостаток ведущего числа легко компенсируется повышением ISO, что для большинства современных камер не проблема.

Режимы "ведущая" и "ведомая"

Внешние вспышки могут работать отдельно от камеры. Можно создавать световые схемы, в которых участвует несколько вспышек. При этом одна вспышка ведущая (master), остальные – ведомые (slave). Функцией ведущей  обладают, как правило, только вспышки верхнего ценового диапазона. В них встроен радиопередатчик, который подает остальным вспышкам команду на срабатывание.  Если в ваших планах есть съемка с использованием сразу нескольких вспышек, одна из них должна уметь быть «ведущей». 

Еще один способ использовать сразу несколько вспышек – это световая синхронизация. Для работы с ней нужно, чтобы дополнительные источники света имели «световую ловушку» — устройство, которое реагирует на внешний световой импульс и заставляет источник света срабатывать синхронно с ним. Такой способ синхронизации достаточно широко используется при студийной съемке, в качестве освещения используются моноблоки — мощные импульсные источники света, работающие от электрической розетки. Что делать, если у вспышки нет функции «master»? Означает ли это, что она непригодна для профессиональной съемки? Нет, не означает. При установке на камеру она ведет себя точно также как и более дорогая модель.  Один в один! Более того, ее можно снять с камеры, установить на отдельный штатив и «поджигать» с помощью радиосинхронизатора – спаренного устройства, состоящего из передатчика и приемника. Передатчик ставится на горячий башмак камеры, приемник подключается к вспышке. Некоторые вспышки имеют встроенную световую ловушку, для них «мастером» может выступать даже встроенная вспышка!

Диапазон фокусных расстояний

Возможно, звучит странно, но эта характеристика у вспышки тоже есть! Вспышка умеет менять угол рассеивания света в зависимости от фокусного расстояния объектива. Это позволяет при съемке с длиннофокусным объективом использовать более узкий и направленный пучок света и не тратить энергию на освещение всего помещения. Большинство вспышек поддерживают зумирование в диапазоне 24-105 мм. Иногда имеется широкоугольный рассеиватель, который обеспечивает равномерное освещение кадра при съемке на фокусном расстоянии 16-17 мм. 

Выдвижной отражатель (белая карта)

Вспышки подороже помимо широкоугольного рассеивателя имеют выдвижной отражатель. Он используется при съемке со вспышкой в потолок. При этом часть светового потока отражается от отражателя и подсвечивает тени, под бровями и подбородком. Также наличие белой карты добавляет блик в глазах модели, делая их более выразительными и "живыми". Отсутствие выдвижного отражателя – не критичный недостаток. Он может быть заменен самодельным, либо просто визиткой, которая крепится к голове вспышки при помощи резиночки. 

Быстрая синхронизация

К числу дополнительных полезных функций можно причислить быструю синхронизацию. Обычно минимальная выдержка срабатывания вспышки ограничена 1/200…1/250 секунды. Это связано со спецификой работы затвора зеркальной камеры. При более короткой выдержке шторка затвора открываются не полностью, а выглядит как узкая «щель».

Эта «щель» пробегает сверху вниз и последовательно засвечивает сенсор.Эта ограничивает применимость вспышки при съемке на улице в солнечный день  для смягчения теней. Чтобы растянуть выдержку до 1/250 секунды, можно прикрыть диафрагму, но это увеличит ГРИП – это не всегда на пользу. Однако, если вспышка умеет искусственно «растягивать» длительность импульса на то время, когда «щель» пробегает вдоль матрицы, становится возможна съемка на более коротких выдержках. Это и называется быстрой синхронизацией.

Синхронизация по первой и второй шторке

У большинства внешних вспышек можно настроить тот момент, когда она будет срабатывать – по открытию затвора или по его закрытию. При съемке статичных сюжетов разницы нет никакой, но при съемке динамики разница кардинальная – по первой шторке шлейф от движения объекта направлен вперед, по второй шторке – назад. Это может дополнительно подчеркнуть динамику.

Оригинал или неоригинал?

Традиционно считается, что лучше покупать вспышки оригинальные. При этом гарантируется 100% совместимость, которая сэкономит вам массу нервов и, возможно, денег. Представьте себе ситуацию – вы снимаете свадьбу, какой-то ответственный момент, например, первый поцелуй. Вот-вот, он тот самый момент, жмете кнопку и… БАХ! Вспышка «лупит» на полную мощность и безнадежно засвечивает снимок. Если вы используете оригинальную вспышку, вероятность такого неприятного момента стремится к нулю. Неоригинал может подвести. Меня как-то подвел.Из этого можно сделать вывод – если вы занимаетесь выполнением ответственных заказов, я бы однозначно рекомендовал не пожалеть денег и купить оригинальную вспышку. Пусть не такую мощную, как китайская за эти же деньги, но «родную». Окупится!

Для домашней фотосъемки, и неторопливых постановочных фотосессий с большим количеством дублей вполне сгодится и неоригинальная вспышка, благо, сейчас их качество заметно подросло по сравнению с тем, что было на заре моего репортажного фототворчества.

Аккумуляторы или батарейки?

Вспышки работают обычно от 4 элементов питания АА («пальчиковые» батарейки). Я бы рекомендовал сразу приобрести аккумуляторы. Как показывает практика, комплекта аккумуляторов емкостью 2700мА/ч хватает примерно на полторы тысячи срабатываний, иногда больше – зависит от условий съемки. Батарейки садятся заметно быстрее. Если вы не планируете регулярно фотографировать репортаж, вам будет достаточно купить один комплект аккумуляторов и в случае чего, покупать батарейки для подстраховки. Никто не запрещает купить несколько комплектов аккумуляторов, но почти наверняка второй комплект будет использоваться очень редко. Большую часть времени они будут просто лежать и саморазряжаться.

Рекомендую почитать

В Фотоучебнике есть глава "Как фотографировать с внешней вспышкой". В ней более подробно описаны принцип действия и режимы работы внешней вспышки, а также приведены некоторые примеры использования внешней вспышки на практике.

Категория: Выбираем фотоаппарат

Автор - Артем Кашканов

Книга «О фотографии простым языком»

Если мои статьи показались вам интересными и полезными, скорее всего, вас заинтересует и моя электронная книга О фотографии простым языком. Книга представлена в формате PDF, ее стоимость сопоставима с ценой бизнес-ланча. Вы получите книгу на электронную почту сразу после оплаты.

Выберите способ оплаты:

Все мои книги      Написать мне

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Комментариев пока нет

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)