Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Объектив Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM. Стоит ли его покупать?

Я уже давно хотел написать про весьма интересное стекло — Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM. Объектив не мой, а моего брата, я им много раз снимал во время совместных вылазок на природные фотосессии, но пользуясь случаем я заполучил этот объектив на несколько дней, чтобы написать о нем более-менее обстоятельную статью.

Если вы читаете мой сайт уже давно, возможно, вы уже читали обзор Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L, содержащий результаты лабораторных испытаний. Этот обзор переводной, источник — www.photozone.de, в нем я от себя ничего не добавлял. Данная статья является дополнением того обзора, в котором содержится именно мое мнение об этом объективе. Итак, вперед...

Так уж повелось, что при обзоре какого-то "девайса" его принято сравнивать с чем-то аналогичным... К сожалению, в моем арсенале не нашлось ничего сопоставимого по своим характеристикам, как недорогого телевика Canon EF 75-300mm 1:4-5.6 IS USM (которому сто лет в обед), и который фигурировал в статье Поговорим о телеобъективах в качестве примера неудачного приобретения. Но, увы, чем богаты, тому рады :)


Так выглядят объективы при минимальном ФР

Эти картинки, я думаю, дают общее представление о габаритах объективов. Canon 100-400L при "максимальном зуме" имеет длину около 30 см (без бленды).


Так выглядят объективы при максимальном ФР

Вес объектива Canon 100-400L почти 1.5 килограмма, это создает ощутимую нагрузку на байонет. Кто-то рассказывал, о горьком опыте одного фотографа, прицепившего такой объектив к аппарату Canon EOS 400D (с пластмассовым корпусом), в следствие чего байонет был банально выломан под весом объектива. Если честно, в это верится с трудом, хотя, учитывая размеры объектива и удаленность центра тяжести от байонета, нагрузки он может испытывать действительно серьезные — лучше лишний раз камерой не размахивать :)

Объектив имеет свое крепление для штатива — вынужденная мера, так как если штатив крепить к камере, объектив будет перевешивать и "клевать" вниз. При съемке с рук крепление может мешать, но его можно развернуть вверх ногами.


Снимок был сделан весной 2012 года "рыбьим глазом" (из издевательских соображений :)

К качеству изготовления объектива нет никаких претензий — корпус целиком металлический, никаких шатаний и болтаний (как у бюджетного 75-300мм). Обратная сторона медали, как уже было сказано ранее, солидный вес объектива. Характерная особенность Canon EF 100-400L — отсутствие кольца зуммирования. Чтобы поменять фокусное расстояние, нужно просто двигать тубус туда-сюда, как при игре на тромбоне. Чтобы "тромбон" не играл самостоятельно (например, при транспортировке), предусмотрен стопорный механизм в виде дополнительного кольца, при вращении которого регулируется степень фиксации. В первое время такое решение выглядит непривычным, но потом находишь его вполне удобным.

Изначально возникло подозрение, что объектив будет сосать пыль, но учитывая то, что объектив после 3 лет работы остался изнутри чистым, можно сделать вывод, что пылезащита реализована на очень высоком уровне. С другой стороны, от оптики такого класса и такой стоимости (около 55000 рублей) было бы странно ожидать чего-то другого.

Качество картинки

Нельзя сказать, что резкость "звенящая", тем не менее на всем диапазоне фокусных расстояний качество картинки очень достойное — и по детализации, и по цветопередаче и по контрастности. Не буду утруждать вас рассказами, а просто покажу несколько фотографий...

Пример 1. Крупный план. 400 мм, f/5.6

По одной только этой картинке можно видеть, что даже в самом "неудобном" положении для телевика (на длинном конце с максимально открытой диафрагмой — бюджетные зумы в таком состоянии мылят не задумываясь! :) Canon 100-400L проявил себя очень достойно — показал неплохую резкость в зоне фокуса и интересный рисунок размытия — может быть не такой изысканный как у фиксов Leica или Carl Zeiss, но и не "скучный", свойственный недорогим телевикам (напоминающий больше размытие по Гауссу).

Пример 2. Вечерняя съемка с рук (проверка стабилизатора). 400 мм, f/8, 1/100 секунды, без штатива

По заявлению Canon, стабилизатор у 100-400L способен компенсировать до 3 стопов экспозиции. Таким образом, следуя логике можно предположить, что 1/100 — расположена в 2 стопах от 1/400 (1/100 ...[1EV]... 1/200 ...[1/EV]... 1/400 сек). Если посмотреть внимательно на полноразмерную фотографию, то можно заметить небольшую шевеленку (если смотреть на фары автомобилей в нижней части кадра). Этот недостаток присутствует в равной степени на всех фотографиях из этой серии. Из этого можно сделать вывод, что эффективность стабилизатора либо не столь высока, как заявлено в характеристиках, либо он просто не может обеспечить нужный уровень стабилизации на длинном конце — этот смаз вполне мог возникнуть из-за хлопка зеркала, которое у EOS 5D достаточно массивное.

Вывод — чтобы получать действительно резкие снимки при выдержках длиннее 1/200 секунды, лучше использовать штатив и функцию предварительного подъема зеркала, так как на 400 мм любая вибрация может стать причиной нерезкости.

Положительный момент — хорошая устойчивость к контровому свету. Солнце хоть и не очень яркое, но получилось очень четко. Бюджетный объектив Canon 75-300 в подобных случаях дает специфическую засветку-вуаль:

Пример 3. Портретная съемка (235 мм, f/5.6, 1/200 сек, ISO400)


Портрет владельца объектива :)

Даже несмотря на скромную светосилу, возможности по размытию фона у объектива неплохие, правда, главным образом, за счет увеличения фокусного расстояния (при этом нужно отходить очень далеко от портретируемого). К сожалению, по приведенной выше фотографии нельзя в полной мере оценить рисунок боке, так как фон был почти однородным, а самое интересное боке получается из пестрого фона. Других портретных фотографий, сделанных данным объективом, у меня к сожалению нет. Как появится что-то более интересное — обязательно дополню статью.

Вообще, если говорить откровенно, объектив этот явно не для портретной съемки. Существует множество объективов-портретников, которые при меньшей стоимости справятся с этой задачей гораздо лучше, например, Canon EF 70-200 1:2.8L (без стабилизатора), не говоря уже о фиксах.

Выводы

Объектив Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM — наверное единственный относительно недорогой объектив для Canon с максимальным фокусным расстоянием 400 мм (дешевле только Sigma). Вполне можно "нарастить" зум до 800 мм, используя 2-кратный телеконвертор, но придется за это расплатиться лишним стопом светосилы (которой объектив в общем-то и так не блещет).

Объектив хорош для съемки природы, точнее, крупных планов. Если объект находится недалеко от нас, то объектив обеспечит сочетание хорошей четкости картинки в зоне резкости и интересного боке. Если же есть необходимость просто крупно снимать удаленные объекты, то 400 мм фокусного расстояния дают нам почти все карты в руки. То же самое касается съемки птиц и зверей, правда из-за невысокой светосилы, возможно, придется снимать на повышенной чувствительности ISO. Для портретной съемки объектив не то что не подходит, он для нее не оптимален.

В отличие от недорогих телеобъективов, весь диапазон от 100 до 400 мм абсолютно рабочий — картинка резкая при любом значении диафрагмы (по крайней мере, на 13-мегапиксельном 5D). Дисторсия, виньетирование и хроматические аберрации если и есть, они легко правятся в RAW-конверторе — если честно, я даже не углублялся в этот вопрос, а просто применил к отснятым фотографиям соответствующий профиль объектива в Lightroom.

Несмотря на наличие стабилизатора, с рук на максимальном фокусном расстоянии можно снимать только в дневное время. При выдержке длиннее 1/200 с возможно появление шевеленки — причем, не обязательно из-за дрожи рук, а еще и из-за хлопка зеркала. Единственный способ получать гарантированно резкие фотографии на 400 мм — либо не давать выдержке растягиваться длиннее 1/400 секунды, либо ставить аппарат на штатив и использовать функцию блокировки зеркала.

Что касается механической части, объектив сделан очень добротно — к качеству сборки нет никаких претензий. Единственный минус — большой вес объектива (но это, скорее не минус, а следствие всех плюсов). Если у вашего фотоаппарата пластмассовый корпус, будьте осторожнее, помните историю о незадачливом фотолюбителе и его 400D с выломаным байонетом? :)

Несложно заметить, что в каждом семействе зумов-элек есть, два объектива — штатный зум и телевик (разные варианты — со стабилизатором и без). Если линейку объективов Canon 24-70L дополняют телевики Canon 70-200L, то, объектив Canon 100-400L является длиннофокусным дополнением относительно недорогого объектива Canon 24-105L. Исходя из этого, он относится скорее продвинуто-любительскому классу, чем к профессиональному.

Категория: Обзоры объективов

Автор - Артем Кашканов

Книга «О фотографии простым языком»

Если мои статьи показались вам интересными и полезными, скорее всего, вас заинтересует и моя электронная книга О фотографии простым языком. Книга представлена в формате PDF, ее стоимость сопоставима с ценой бизнес-ланча. Вы получите книгу на электронную почту сразу после оплаты.

Выберите способ оплаты:

Все мои книги      Написать мне

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Комментариев пока нет

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)