Объектив Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM. Стоит ли его покупать?

Автор: Артем Кашканов

Я уже давно хотел написать про весьма интересное стекло - Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM. Объектив не мой, а моего брата, я им много раз снимал во время совместных вылазок на природные фотосессии, но пользуясь случаем я заполучил этот объектив на несколько дней, чтобы написать о нем более-менее обстоятельную статью.

Если вы читаете мой сайт уже давно, возможно, вы уже читали обзор Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L, содержащий результаты лабораторных испытаний. Этот обзор переводной, источник - www.photozone.de, в нем я от себя ничего не добавлял. Данная статья является дополнением того обзора, в котором содержится именно мое мнение об этом объективе. Итак, вперед...

Так уж повелось, что при обзоре какого-то "девайса" его принято сравнивать с чем-то аналогичным... К сожалению, в моем арсенале не нашлось ничего сопоставимого по своим характеристикам, как недорогого телевика Canon EF 75-300mm 1:4-5.6 IS USM (которому сто лет в обед), и который фигурировал в статье Поговорим о телеобъективах в качестве примера неудачного приобретения. Но, увы, чем богаты, тому рады :)


Так выглядят объективы при минимальном ФР

Эти картинки, я думаю, дают общее представление о габаритах объективов. Canon 100-400L при "максимальном зуме" имеет длину около 30 см (без бленды).


Так выглядят объективы при максимальном ФР

Вес объектива Canon 100-400L почти 1.5 килограмма, это создает ощутимую нагрузку на байонет. Кто-то рассказывал, о горьком опыте одного фотографа, прицепившего такой объектив к аппарату Canon EOS 400D (с пластмассовым корпусом), в следствие чего байонет был банально выломан под весом объектива. Если честно, в это верится с трудом, хотя, учитывая размеры объектива и удаленность центра тяжести от байонета, нагрузки он может испытывать действительно серьезные - лучше лишний раз камерой не размахивать :)

Объектив имеет свое крепление для штатива - вынужденная мера, так как если штатив крепить к камере, объектив будет перевешивать и "клевать" вниз. При съемке с рук крепление может мешать, но его можно развернуть вверх ногами.


Снимок был сделан весной 2012 года "рыбьим глазом" (из издевательских соображений :)

К качеству изготовления объектива нет никаких претензий - корпус целиком металлический, никаких шатаний и болтаний (как у бюджетного 75-300мм). Обратная сторона медали, как уже было сказано ранее, солидный вес объектива. Характерная особенность Canon EF 100-400L - отсутствие кольца зуммирования. Чтобы поменять фокусное расстояние, нужно просто двигать тубус туда-сюда, как при игре на тромбоне. Чтобы "тромбон" не играл самостоятельно (например, при транспортировке), предусмотрен стопорный механизм в виде дополнительного кольца, при вращении которого регулируется степень фиксации. В первое время такое решение выглядит непривычным, но потом находишь его вполне удобным.

Изначально возникло подозрение, что объектив будет сосать пыль, но учитывая то, что объектив после 3 лет работы остался изнутри чистым, можно сделать вывод, что пылезащита реализована на очень высоком уровне. С другой стороны, от оптики такого класса и такой стоимости (около 55000 рублей) было бы странно ожидать чего-то другого.

Качество картинки

Нельзя сказать, что резкость "звенящая", тем не менее на всем диапазоне фокусных расстояний качество картинки очень достойное - и по детализации, и по цветопередаче и по контрастности. Не буду утруждать вас рассказами, а просто покажу несколько фотографий...

Пример 1. Крупный план. 400 мм, f/5.6

По одной только этой картинке можно видеть, что даже в самом "неудобном" положении для телевика (на длинном конце с максимально открытой диафрагмой - бюджетные зумы в таком состоянии мылят не задумываясь! :) Canon 100-400L проявил себя очень достойно - показал неплохую резкость в зоне фокуса и интересный рисунок размытия - может быть не такой изысканный как у фиксов Leica или Carl Zeiss, но и не "скучный", свойственный недорогим телевикам (напоминающий больше размытие по Гауссу).

Пример 2. Вечерняя съемка с рук (проверка стабилизатора). 400 мм, f/8, 1/100 секунды, без штатива

По заявлению Canon, стабилизатор у 100-400L способен компенсировать до 3 стопов экспозиции. Таким образом, следуя логике можно предположить, что 1/100 - расположена в 2 стопах от 1/400 (1/100 ...[1EV]... 1/200 ...[1/EV]... 1/400 сек). Если посмотреть внимательно на полноразмерную фотографию, то можно заметить небольшую шевеленку (если смотреть на фары автомобилей в нижней части кадра). Этот недостаток присутствует в равной степени на всех фотографиях из этой серии. Из этого можно сделать вывод, что эффективность стабилизатора либо не столь высока, как заявлено в характеристиках, либо он просто не может обеспечить нужный уровень стабилизации на длинном конце - этот смаз вполне мог возникнуть из-за хлопка зеркала, которое у EOS 5D достаточно массивное.

Вывод - чтобы получать действительно резкие снимки при выдержках длиннее 1/200 секунды, лучше использовать штатив и функцию предварительного подъема зеркала, так как на 400 мм любая вибрация может стать причиной нерезкости.

Положительный момент - хорошая устойчивость к контровому свету. Солнце хоть и не очень яркое, но получилось очень четко. Бюджетный объектив Canon 75-300 в подобных случаях дает специфическую засветку-вуаль:

Пример 3. Портретная съемка (235 мм, f/5.6, 1/200 сек, ISO400)


Портрет владельца объектива :)

Даже несмотря на скромную светосилу, возможности по размытию фона у объектива неплохие, правда, главным образом, за счет увеличения фокусного расстояния (при этом нужно отходить очень далеко от портретируемого). К сожалению, по приведенной выше фотографии нельзя в полной мере оценить рисунок боке, так как фон был почти однородным, а самое интересное боке получается из пестрого фона. Других портретных фотографий, сделанных данным объективом, у меня к сожалению нет. Как появится что-то более интересное - обязательно дополню статью.

Вообще, если говорить откровенно, объектив этот явно не для портретной съемки. Существует множество объективов-портретников, которые при меньшей стоимости справятся с этой задачей гораздо лучше, например, Canon EF 70-200 1:2.8L (без стабилизатора), не говоря уже о фиксах.

Выводы

Объектив Canon EF 100-400mm 1:4.5-5.6L IS USM - наверное единственный относительно недорогой объектив для Canon с максимальным фокусным расстоянием 400 мм (дешевле только Sigma). Вполне можно "нарастить" зум до 800 мм, используя 2-кратный телеконвертор, но придется за это расплатиться лишним стопом светосилы (которой объектив в общем-то и так не блещет).

Объектив хорош для съемки природы, точнее, крупных планов. Если объект находится недалеко от нас, то объектив обеспечит сочетание хорошей четкости картинки в зоне резкости и интересного боке. Если же есть необходимость просто крупно снимать удаленные объекты, то 400 мм фокусного расстояния дают нам почти все карты в руки. То же самое касается съемки птиц и зверей, правда из-за невысокой светосилы, возможно, придется снимать на повышенной чувствительности ISO. Для портретной съемки объектив не то что не подходит, он для нее не оптимален.

В отличие от недорогих телеобъективов, весь диапазон от 100 до 400 мм абсолютно рабочий - картинка резкая при любом значении диафрагмы (по крайней мере, на 13-мегапиксельном 5D). Дисторсия, виньетирование и хроматические аберрации если и есть, они легко правятся в RAW-конверторе - если честно, я даже не углублялся в этот вопрос, а просто применил к отснятым фотографиям соответствующий профиль объектива в Lightroom.

Несмотря на наличие стабилизатора, с рук на максимальном фокусном расстоянии можно снимать только в дневное время. При выдержке длиннее 1/200 с возможно появление шевеленки - причем, не обязательно из-за дрожи рук, а еще и из-за хлопка зеркала. Единственный способ получать гарантированно резкие фотографии на 400 мм - либо не давать выдержке растягиваться длиннее 1/400 секунды, либо ставить аппарат на штатив и использовать функцию блокировки зеркала.

Что касается механической части, объектив сделан очень добротно - к качеству сборки нет никаких претензий. Единственный минус - большой вес объектива (но это, скорее не минус, а следствие всех плюсов). Если у вашего фотоаппарата пластмассовый корпус, будьте осторожнее, помните историю о незадачливом фотолюбителе и его 400D с выломаным байонетом? :)

Несложно заметить, что в каждом семействе зумов-элек есть, два объектива - штатный зум и телевик (разные варианты - со стабилизатором и без). Если линейку объективов Canon 24-70L дополняют телевики Canon 70-200L, то, объектив Canon 100-400L является длиннофокусным дополнением относительно недорогого объектива Canon 24-105L. Исходя из этого, он относится скорее продвинуто-любительскому классу, чем к профессиональному.

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Политика сайта

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Контакты

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: kashkanov_as@mail.ru

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования