Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Боке - великая сила художественной фотографии!

боке в художественной фотографии

Слово боке появилось относительно недавно — в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает "нечеткость", "размытость". Боке — это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости.

Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного "красиво размывающего" объектива.

Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов — наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее... Это, впрочем, почти всегда удается — объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и "прорисовывает" пропорционально растущие мегапиксели.

Но, обратите внимания — среди профессиональной оптики встречаются "нетипичные" объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии — Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно... Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке "играет и выигрывает", а в каких "висит бесполезным балластом". Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской "мануальной" оптике, которая стоит копейки по сравнению с "настоящими" Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое "крученое" боке):


Автор фото — Peter Sarek

Как вы думаете, сколько стоит объектив, которым была сделана эта фотография? 20 тысяч? 30 тысяч? Может быть 45? Фотография сделана при помощи объектива "Гелиос" 44-го семейства, самый "крутой" из которого (44-7) можно купить в нормальном состоянии за 3000 рублей (+1000 рублей за переходник с программируемым чипом). В продаже есть и новые Гелиосы, правда, стоят они подороже.

Еще один пример фотографии, на этот раз, сделанной объективом Helios 77 M4 на Canon EOS 450D:


Фотограф — Наталья Ова

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 — там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. — советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д.

Что касается оригинальной оптики — любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским "полтинником" Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане — круглые листочки, круглые "бокешки". В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у "полтинника 1.8" только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока.

Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых "творческих" объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон "для галочки", чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки — минимально возможная — около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же "Гелиосами" получился весьма унылый и безликий — сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом "размытие по Гауссу".

С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива — вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные "кругляши" (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод — интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы — для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы. На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой — чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более "правильное" получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

5-лепестковая диафрагма

7-лепестковая диафрагма

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Подробнее об этом объективе можно почитать на сайте www.deep-life.ru, собственно, оттуда и были взяты две последние фотографии.

Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 — оно уже в виде бубликов:


Источник

Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта...

Когда-то давно при покупке портретного объектива, продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: "Посмотрите, как он круто размывает задний план!" На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт "в ноль" и фотография легко может потерять объем — фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному — чем дальше, тем сильнее. Пример фотографии, где боке является полноправной частью композиции:


Фотограф — David Hendrawan, Сanon EOS 7D + Helios 40-2 / 85mm f1.5

На этой фотографии видно, как меняется степень размытия объектов заднего плана по мере удаления от модели (да еще и тональная перспектива здесь играет не последнюю роль). Благодаря этому объем на фотографии передан "от и до". Кстати, неизвестно, что больше привлекает внимание в этой фотографии — модель или размытый фон. Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья — чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов.

Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий — портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне — только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами :)

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих...

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них — инструмент "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент "размытие при малой глубине резкости", выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане — такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.

Категория: Как фотографировать...

Автор - Артем Кашканов

Дорогие друзья! Если мои статьи оказались для вас полезными и вы хотите как-то отблагодарить меня, вы можете сделать это прямо сейчас. Перечислите символическую сумму и вы получите электронную книгу "О фотографии простым языком" - в ней очень много полезной и доступно изложенной информации, интересной как новичкам, так и опытным фотолюбителям!

Подробнее о книгах      Написать мне
Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Олег 2014-03-14 00:00:00
— Ха:) Как я и подумал, в статье про боке назовут какие-нибудь топовые кэноны, ну и пару советских суррогатов объективостроения вспомнят.

Вообще, самые широко известные в узких кругах любителей старины недорогие линзы с красивым боке - это объективы Minolta Rokkor, например, Minolta MD Rokkor 50mm f1.4
Ну и окончательный караул и профанация - не упомянуть про "bokeh monster" - телеобъектив
Pentacon 135mm 2.8 M42 с 15-лепестковой диафрагмой

Артем Кашканов: Олег, вы уже несколько раз мне советуете объективы Минолта, но почему-то каждый раз умалчиваете, что их использование на зеркалках Кенон и Никон весьма затруднительно, а то и невозможно. В то же время именно такие фотоаппараты преобладают среди целевой аудитории сайта (согласно результатам опроса, который проводился в течение нескольких месяцев). Что касается караула и профанации - у вас у самого была возможность стать автором статей и писать "не профанации", но как дошло до дела ваш запал, судя по всему, внезапно иссяк.
Олег 2014-03-15 00:00:00
— "использование на зеркалках Кенон и Никон весьма затруднительно" ахахаха. Вы путаете Минольту с Коникой, Артем, концерна Коника-Минольта уже давно нет, напоминаю;) не путайте;)

Артем Кашканов: У Минольты и Кенона разные рабочие отрезки, то в лучшем случае будет потеряна бесконечность, в худшем - зеркало будет задевать за хвост объектива. если честно, даже лень спорить на эту тему. Достаточно почитать этот топик, чтобы понять, что затея эта весьма геморная. Хотя, "любители старины" из "узкого круга" и не на такое способны :)
Олег 2014-03-15 00:00:00
— Артем, разница в рабочих отрезках положительная, поэтому все решается с помощью адаптера. Ваша ссылка - это лол, чайники ругаются на нонейм. Ставите нормальный адаптер (например, Кипон) и никаких проблем. С Коникой совсем другое дело - там разница отрицательная, никакой адаптер не поможет - придется пилить хвостовик

Aleksandr M 2014-03-24 00:00:00
— Артем Кашканов. Спасибо! Пора из зрителей и мне становиться участником. Главное - не переборщить.
Маленькое дополнение о маркировке "Гелиосов".
Советская маркировка, как и любая другая, отражала логику создателей, не всегда понятную нам. Она менялась с годами, дополнялась "экспортными" вариантами, в итоге одни и те же элементы могли обозначаться по- разному. Это порождало путаницу, даже смешные ситуации (перевод английской абревиатуры на английский язык), но некоторые нюансы следует запомнить, чтобы не попасть впросак.
1. Год выпуска. На советской оптике - это первые две цифры номера объектива.
2. Мультипросветление. Обычно - МС перед названием объектива. Киевский "Арсенал" выделял эту абривеатуру красным цветом. Например: МС Гелиос-81 Н. Буква М указывает на однослойное просветление: Гелиос-81М, а у Гелиосов 44-й серии "М" после цифры 44 обозначает моргающую диафрагму (т.н. "прыгалка", не актуальная на системе Canon). Например: МС Helios-44м-5. На оптике 50-х годов просветление обозначалось буквой "П", часто красного цвета.
Все "Гелиосы" 44м-5, 6 и 7 обозначались латиницей. У остальных - только экспортные варианты. Различия в качестве незначительны. Вологодский завод выпустил партию экспортных "Helios"-77 м-4 MS, где MS обозначает мультипросветление - ошибка транслитерации, так как советский вариант МС удачно соответствует английской абривеатуре.
3. Название. Киевский "Арсенал" в 1990 г. сменил название "Гелиос" на "Arsat" - это один и тот же объектив.
4. Фокусное расстояние. У всех "Гелиосов" маркировка не менялась (58 или 50 мм), только Гелиос 81 М могли обозначить 53/2. Это связано не с объективом, а со стандартами или ОТК. "Индустар"-61 вообще встречается 50 мм, 52, 53 и 55.
5. Опасайтесь буквы "Д" -= дальномерный. У "Гелиосов" дальномерных вариантов не было, а вот "Индустары" можно найти разные. Один и тот же "Индустар"-61 мог идти с индексом Л/З (для зеркальных аппаратов) и Л/Д - для дальномерных камер. Будьте осторожны! К сожалению иногда индекс вообще не ставили. Дальномерная оптика с резьбой М39 на зеркалках может работать только в режиме "макро" - рабочий отрезок зеркалки 44 - 45 мм, дальномерной камеры - 28 мм; получается эффект макрокольца.
6. Обходите стороной объективы с явными следами "механического воздействия": сточенный байонет, разные пропилы, ампутированная прыгалка и т.д. - вероятно перед Вами жертва неудавшегося "пилинга", от которой стараются избавиться.

Aleksandr M 2014-03-24 00:00:00
— Совсем забыл - Светофильтры.
С "Гелиосом" 40-2 все просто - диаметр светофильтра 67 мм. КМЗ возобновил производство этого объектива "с историей" под байонет М42, Canon Eos (C) и Nikon mount F (N). Знатоки советуют брать с М42, чтобы поставить переходное кольцо с чипом подтверждения фокусировки (у Никона - и экспозамера), но т.н. "Одуванчик Лушникова" можно приобрести отдельно и самостоятельно приклеить на нужный байонет. На мой взгляд, сегодня нет смысла покупать этот объектив с рук, можно взять и в магазине.
А вот "Гелиосы" 44-ой, 77-й и 81-й серии обычно(!) шли под светофильтр 52 мм - очень популярный сегодня "китовый" размер, легко купить и фильтр и бленду. Но разные заводы (!), в разное время (!) выпускали партии "Гелиосов" разных модификаций (!) под светофильтры редкого диаметра 49 мм. Внимательно смотрите на маркировку!

aleksandr M 2014-03-23 00:00:00
— Здравствуйте, Артем! Думаю, для новичков следует сопроводить Вашу статью маленькой "справкой" о "гелиосах". Опытные фотографы, покупая подобную оптику, знают , на что идут. Новичками движет восхищение работами мастеров и свербящее в глубинах подсознания: "ХОЧУУУ!!!", что может привести к разочарованию.
1. Следует четко сформулировать мотив:
а. Хочу прикоснуться к советскому наследию - активное мифотворчество в этой сфере опирается на тоску по товарам отечественного производства. Прикоснитесь, но будьте осторожны: разброс качества у старой техники велик, в понедельник утром на конвейер вставали явные агенты влияния."Гелиосы" выпускали массово на разных заводах (Красногорском, Киевском "Арсенале", Валдайском, Вологодском, Минском...), лучшими считаются объективы КМЗ (разработчик)и Киевского "Арсенала".
б. Хочу получать качественные красивые снимки. Помните, что в оптике, как и в природе, все взаимосвязано. Красивый рисунок размытия является следствием неподавленных сферических аберраций, что снижает резкость, и наоборот. Гелиос 40-2 85/1.5 отличается неповторимым фирменным рисунком боке, но показатели резкости у него тоже своеобразные - хорошая резкость только в центре и по краям, между ними - провал. На кропе - резкость только в центре кадра. Этим объективом очень трудно фокусироваться, последнее, с учетом его размеров и веса (почти 900 грамм) делают его пригодным только для неторопливой художественной портретной/предметной съемки. В качестве универсального телевика-портретника лучше Canon 85/1.8
Гелиос 81 н наоборот самый резкий (за счет лантановых кронов СТК 6), но "крутит" боке слабее других. Первые "гелиосы" отличались большим количеством лепестков диафрагмы: Гелиос 44 - 13 лепестков, 44м - 8, далее - 6 лепестков.
Для первого знакомства лучше взять гелиос 44-го или 77-го или 81-го семейства как более легкий и универсальный.
2. ТО. Объектив "бальзаковского возраста" нуждается как минимум в чистке, замене смазки, юстировке. Лучше покупать старую оптику у мастера, для которого это вид бизнеса, чем с рук на толкучке.
2. Совместимость. В СССР не выпускали оптику с байонетом Canon (Nikon - особый случай). Гелиос 40 и 44 шли с резьбой М39. Для Canon нужен переходник М39 - Canon EOS (или м 39 - м 42 + м42 - Canon EOS); для Nikon - м39 - Nikon mount F c корректирующей линзой. (без нее не будет фокусировки на бесконечность из-за разного рабочего отрезка). Все гелиос 44 м (просто м, м-2, 3 и т.д. говорят, чем выше цифра - тем лучше резкость), гелиос 77м-4 шли с резьбой м 42, для которой проще всего купить переходник м42 - Canon Eos или м42 -Nikon mount F c корректирующей линзой. (без нее не будет фокусировки на бесконечность из-за разного рабочего отрезка). МС Гелиос 81 н, гелиос 81 м, арсат шли с байонетом Nikon mount F ( в СССР - байонет Н) - для Nikon переходников не надо, хотя возможны затруднения при установке на некоторые камеры - список см. на сайте radojuva.com.ua Для Canon требуется переходник Nikon mount F - Canon EOS.
Внимание!!! Среди линейки Гелиосов есть объективы со специфическим байонетом, требующими "интенсивного фотопилинга", так как для них нет переходников. Это Гелиос 44-7 (без буквы м ) - только для камеры "Зенит-7" и Гелиос 81 Автомат - только для камеры "Киев 10" и "Киев 15".
Все гелиос 44 - 58/2, только 77м-4 - 50/1.8, а 81 н и м - 50/2
PS Артем, удалите пожалуйста мой предыдущий комментарий с опечатками.

Артем Кашканов: Здравствуйте, Александр! Большое спасибо за развернутый и конструктивный комментарий!
Григорий 2014-10-24 00:00:00
— Подскажите камера Nikon D90? kit18-105mm. Вот подумываю о фиксе. Читаю про гелиос и впрямь в затруднении. Одни пишут, что гелиос и рядом не стоит с родными полтинниками по изящности получаемых фото, другие что оптика эта не резкая и плохо ведет себя при контровом свете. 1. Что же все таки лучше что бы попробовать боке. Исходя из цены качество.
2. Нашел сайт:
http://krasnoyarsk.fotorox.ru/q/гелиос
можно ли на нем тупо купить объектив и поставить на камеру, без юстировки (т. е. пользовался кто из вас этим магазином) или после покупки сего чуда надо искать мастера и делать "стыковку" с ретро объективом? СПАСИБО.

Артем Кашканов: Здравствуйте, Григорий. То что пишут про Гелиос - правда и в том и в другом случае. На открытой диафрагме он очень мягкий и ловит засветку за милую душу. Но это не мешает ему классно размывать задний план :) Вобщем, стекло очень капризное и специфичное. Насчет сайта - ничего не могу сказать. Равно как и по поводу юстировки - краем уха слышал, что у никона при работе с некоторым старыми объективами возможна потеря фокусировки на бесконечность. Иными словами, вопрос специфичный, вам лучше поискать ответ на форуме никонистов.
Добавить свой комментарий

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)