В раздел "Статьи"

Как делать «атмосферные» фото?

© Артем Кашканов, 2012

Наверно, не все знают, что такое "атмосферная фотография". Вообще, сложно дать четкое определение понятию "атмосферность". В общем случае - это набор изобразительных средств, погружающих зрителя в атмосферу картины, фотографии, фильма, компьютерной игры. Иногда изображения и фотографии, выполненные в подобном стиле имеют очень мало общего с реальностью, но при этом не теряют своей исключительной эмоциональности и притягательности.

Первое, что приходит в голову при просмотре этих фотографий - "ух ты!!!", или "ну, без фотошопа здесь явно не обошлось!". Насчет второго утверждения, готов спорить на что угодно, но для получения большинства подобных изображений Фотошоп не нужен. Максимум, что потребуется из программного обеспечения - это RAW-конвертор, в котором имеется базовый набор инструментов для коррекции изображения - регулировка баланса белого, уровней, насыщенности и прочих базовых настроек.

В получении "сюрреалистичных" фотографий есть два основных подхода:

1. Сфотографировать обычный пейзаж и в Фотошопе (или другом подобном ему редакторе) придать картинке сюрреалистичность при компьютерной обработке. Под эту же категорию попадает получение HDR-изображений.

2. Заставить фотоаппарат увидеть картинку такой, какой мы хотим ее получить благодаря применениею некоторых вспомогательных устройств. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки.

В первом подходе самый большой минус - вы должны виртуозно владеть Фотошопом, уметь замечать недостатки, вылезающие при обработке и грамотно их исправлять. Дело усложняется тем, что приходится довольствоваться характеристиками фотоаппарата - фотоширотой (динамическим диапазоном), набором настроек чувствительности, выдержек, диафрагм.

Какой бы совершенной техника ни была, все равно регулярно возникают такие кадры, которые невозможно запечатлеть за 1 срабатывание затвора - приходится включать брекетинг, и потом сводить полученные изображения в одно, используя специальный и не всегда бесплатный софт. Зачастую, это длительная и не всегда творческая работа. Что касается уровня владения Фотошопом, он должен быть исключительным. К сожалению, большинство фотолюбителей не обладают таким багажом знаний (я не исключение!), который позволил бы превращать обычные фотографии в шедевры сюрреализма, при этом сохраняя безупречное качество изображения.

Второй способ удобен тем, что вы сами при помощи управления глубиной резкости, светофильтров, отражателей и прочих "примочек" уже на входе в объектив формируете такую картинку, которая не будет нуждаться в дальнейшей обработке (или, достаточно будет ограничиться базовыми операциями - яркость, контраст, ББ). Недостаток - нужно иметь в арсенале целый набор дополнительных аксесуаров, иногда недешевых - во первых, и во-вторых - уметь этим пользоваться. В этой статье пойдет речь именно об этом подходе применительно к пейзажной съемке. За наглядный материал будут взяты фотографии, сделанные мной во время недавной утренней "экспедиции" с фотоаппаратом в пойму реки Оки (в районе города Павлово Нижегородской области).

Какую технику я брал с собой на съемки?

  • Фотоаппарат Canon EOS 5D. Пусть новичков не смущает класс техники, любительским зеркалкам такие вещи тоже вполне "по зубам".
  • Объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM. Для кропнутых аппаратов рекомендую эквивалентный широкоугольник, например Canon EFS 15-85mm.
  • Поляризационный фильтр HOYA HD CIR-PL (77 мм) - купил недавно в интернет-магазине Softmarket за 3790 рублей, сейчас он там подорожал, но все равно стоит намного дешевле, чем в магазинах.
  • Градиентный фильтр Marumi GC-Gray 77mm - иногда очень помогает, иногда портит - пока окончательно его не распробовал :)
  • Штатив - не пригодился, так и провалялся в багажнике.

Прежде чем ехать на съемки...

Нужно сделать две вещи - определиться с временем фотосессии и ее местом. Самое ценное время - с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднялось высоко. Как правило, это около двух часов. Время восхода солнца в вашем регионе можно посмотреть в интернете - очень много сайтов содержит такую информацию, например этот - travel.org.ua/sunrise. Есть подобные программы для мобильных телефонов и планшетов, очень удобно!

Лучшая погода для съемок - это утром в ясную безветренную погоду. Предсказать утреннюю погоду можно по ряду простых примет - обильная роса на траве с вечера, чистый горизонт на закате. Если на закате поднимается ветер - это плохой знак, даже если он не надует туч, то разгонит туман - это может здорово подпортить результаты фотоэкспедиции. Контрольная проверка погоды - за час до рассвета. Если небо чистое, с легкими перистыми облаками, и ветра нет, то можнго смело ехать. Если небо затянуло пеленой облаков или поднялся ветер - можно смело спать дальше.

При выборе места съемки лучше отдать предпочтение тем местам, где по утрам стоит густой туман. В основном, это заливные луга с небольшими озерами и редко растущими деревьями. Такой ландшафт, часто встречаются в поймах рек. В лесу делать нечего (равно как и на лесных озерах) - все прелести утренней природы - туман, огромные капли росы на траве в лесу найти сложно. Максимум, что сможете увидеть - это легкий туман, стелящийся от берегов лесных озер.

Красиво, конечно, но ясным летним утром можно найти пейзажи поинтереснее!

Как ни странно, на рассвете красивые пейзажи можно встретить там, где днем мы привыкли видеть весьма унылый ландшафт. Как я уже говорил, едем на заливные луга. Естественно, воды на них уже нет - с момента окончания весны на них вымахала высокая трава.

Рассмотрим типичных сюжетов из категории "рассвет над лугом" и посмотрим, как их лучше фотографировать.

Солнце в кадре

Вот типичный пример с Яндекс-фоток - правда не рассвет, а закат. Искал рассветы - сплошное "торжество Фотошопа", но меня интересовали "сырые кадры".

закат над малахитовым лугом
«закат над малахитовым лугом» на Яндекс.Фотках

Знакомая ситуация, правда? Выбеленное небо, солнце размазалось в огромный блин, земля почти черная. Динамического диапазона катастрофически не хватает. Эту неприятность можно обойти двумя способами:

1. Штатив, брекетинг, HDR - долго, муторно и хороший результат не гарантирован. Вот неплохой пример, но, тем не менее картинка выглядит немного "искусственно". Тем не менее, времени на обработку было потрачено, на мой взгляд немало.


Сергей Степаненко «Полевые лампочки»

 

2. Градиентный фильтр. Пример использования:

Почти то же самое, но безо всяких танцев с бубном. EXIF-данные: выдержка 1/80 сек, диафрагма 8, фокусное расстояние 28мм, ISO100 - как видите, ничего особенного, такие параметры можно установить на любом аппарате, даже мыльнице! Естественно, можно продолжить обрабатывать изображение в Фотошопе, но я решил, что на достигнутом при съемке вполне можно остановиться.

Утреннее небо

Ранним утром в солнечный день на небе часто бывают очень лекгие перистые облака, образующие интересные завихрения. К сожалению, невооруженным глазом они видны очень слабо, поскольку туман окружает нас и практически скрывает небо. Чтобы его увидеть нам поможет поляризационный фильтр. Напомню, что главное свойство поляризатора - "глушить" отраженный свет. Поляризатор делает туман прозрачным, но делает это очень интересно - туман, лежащий над землей остается плотным, но над нами как бы образуется "окно", через которое видны перистые облака.

Думаю, этого примера достаточно, чтобы понять, как использовать поляризатор при утренней съемке в тумане. Лучше всего поляризатор работает, когда солнце сбоку от нас.

«Другая планета»

Приведенные ниже фотографии являются результатом эксперимента - совместного использования поляризационного и градиентного фильтра.

Результаты действия фильтров наложились друг на друга - поляризатор "пробил" слой тумана и позволил увидеть голубое небо (правда облаков не было), градиентный фильтр сделал это небо более темным и помог чуть высветлить землю. На фотографии была создана мистическая и, я бы даже сказал, неземная атмосфера - другое небо, другая трава, другой воздух! Как уже говорилось ранее, круговой градиентный фильтр - это вещь, которая может как помочь, так и навредить. Вот пример, когда градиентный фильтр работает "на грани фола" - верхушка дерева тоже "попала под раздачу" и оказалась затемненной.

Есть еще две особенности совместного использования двух светофильтров. Во-первых - виньетирование. При фокусном расстоянии 24 мм по краям кадра видны черные углы. Чтобы от них избавиться, нужно выдвигать зум как минимум до 35 мм.

Вторая особенность - не привинчивайте крепко фильтры друг к другу! Разъединить их потом будет сложнее, чем соединить :)

«Ежик в тумане»

Этот известный мультфильм получил несколько наград «Лучший анимационный фильм», в том числе зарубежных. И это не просто так... На утренних съемках попадаешь примерно в такую же атмосферу! Я, например, когда лазил по берегу озерца, поскользнулся и чуть не бултыхнулся в воду вместе с фотоаппаратом :)

Забавно, но в каждой шутке есть доля правды. Находясь в густом тумане фотограф получает замечательную возможность построения очень гармоничных и сбалансированных композиций буквально "на ровном месте". Туман скрывает весь фотомусор, давая возможность сконцентрировать внимание зрителя на нужном объекте или их комбинации. В тумане ломаются многие принципы классической фотокомпозиции и вступают в силу принципы совершенно иные - те, по которым строятся композиции в стиле минимализма.

Главный объект не обязан быть на 100% видимым. Если в фотографии остается недосказанность, то она может быть скомпенсирована тем богатством ассоциаций, которые фоторабота может вызывать у зрителя.

Туманная радуга

Это интересное явление. Оно возникло через 1.5 часа после восхода солнца, когда я уже ехал домой. К сожалению, дорога пролегала по чистому полю, поэтому построить какую-то более-менее законченную композицию не удалось, тем не менее, фото прилагаю.

На этой оптимистичной ноте, я считаю, теорию можно закончить и приступить к практике. Желаю всем удачных экспериментов!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»