В раздел "Статьи"

Динамика и внутреннее движение в пейзаже

© Артем Кашканов, 2014

Динамика (внутреннее движение) - один из важнейших художественных приемов в пейзажной фотографии, которое безусловно входит в "формулу шедевра". При просмотре огромного количества фотографий - своих собственных и присланных участниками Фотоклуба - я сделал несколько интересных выводов, которыми и спешу поделиться в данной статье.

Что такое внутреннее движение?

Предположим, перед вами лежит страница с напечатанным текстом. Чтобы получить информацию со страницы, вам нужно этот текст прочесть. В большинстве случаев, мы начинаем чтение текста с верхнего левого угла, заканчиваем чтение правым нижним углом. Примерно так:

Наш взгляд при чтении текста перемещается по траектории, обозначенной стрелками. Эта траектория и является внутренним движением. Возможно, сами того не ведая, фотографии мы рассматриваем точно по такому же принципу! Только внутреннее движение на фотографии имеет немного другой характер - от переднего плана к заднему (по крайней мере, в пейзаже). Траекторию движения взгляда задают ключевые объекты, расположенные в поле кадра. Приведу пример:

Обратите внимание, что на всех удачных пейзажных фотографиях, которые буквально притягивают взгляд, присутствует внутреннее движение. Причем, чем сложнее его траектория, тем сильнее притяжение. Уже интересно! Давайте попробуем сформулировать некоторые правила, которые позволят использовать внутреннее движение эффективнее, что, безусловно, скажется на художественной ценности фоторабот!

Конечная точка должна быть внутри кадра

Начинающие фотолюбители при фотосъемке городских улиц, дорог, рек допускают одну и ту же ошибку - фотографируют эти объекты "поперек".

При этом в композиции преобладают вертикальные и горизонтальные составляющие, которые придают композиции излишнюю статичность. Движущиеся пешеходы, автомобили хоть и задают какую-то динамику, но эта динамика в большинстве случаев не интересна - вектор внутреннего движения направлен за пределы кадра и взгляд зрителя блуждает то вправо, то влево не в состоянии за что-то зацепиться. Визуальный переход между планами затруднен. Если же сфотографировать ту же самую улицу, но в перспективе, то конечной точкой станет точка схождения перспективы. При этом появится внутреннее движение от переднего плана к заднему, как правило его направление будет приближено к диагонали.

Несмотря на то, что сюжет банальный, тем не менее нам удалось реализовать внутреннее движение благодаря эффекту перспективы. Главный объект (пара на переднем плане) двигается от переднего плану к заднему по диагонали кадра. О том, по какой диагонали лучше направлять вектор внутреннего движения речь пойдет ниже.

Использование диагоналей

Поскольку кадр у нас имеет прямоугольную форму, у него две диагонали. Они называются восходящая и нисходящая диагонали:

. Если в композиции с движущимися или просто направленными объектами будет доминировать восходящая диагональ, от этого фотография только выиграет - восходящая диагональ лучше всего подчеркивает движение. Интуитивно оно воспринимается как "вперед и вверх". В качестве примера снова рассмотрим типичный пример "движение по дороге". Вариант 1 - прямое движение по восходящей диагонали

Вариант 2 - обратное движение по нисходящей диагонали (отзеркаленная исходная фотография)

. Заметили, что эти картинки воспринимаются намного по-разному? Первая фотография вполне комфортна для просмотра, а на второй движение выглядит как будто "против шерсти".

Правило восходящей диагонали успешно используется при дизайне логотипов и прочей фирменной символики:

В учебниках по фотографии и в интернет-статьях соответствующей тематики много написано о диагоналях! Они помогают передавать эмоции и динамику, настроение и состояние. Но приводятся примеры, которые, в общем-то "притянуты за уши" - если бы не сказали, что на фотографии "тревога", то ее бы никто не заметил. Для передачи эмоций есть гораздо более действенные приемы, например преобладание тех или иных оттенков в цветовой гамме. Суть в том, что в этих источниках рекомендуется по диагонали располагать сами объекты. Я предлагаю пойти дальше и к диагоналям привязывать векторы внутреннего движения. Причем не просто привязывать, а менять его направление и чем больше раз, тем лучше! Не стесняйтесь использовать сразу два направления, например, начало движения идет по восходящей диагонали, а потом направление меняется на нисходящую - такие фотографии смотрятся гораздо интереснее, чем просто монотонно уходящая вдаль улица:

. Особенно же интересные композиции получаются, если таких "переломов" не один, а несколько - что-то наподобие зигзага:

. Крайне важным моментом является положение начальной и конечной точек движения...

Положение начальной и конечной точки

С этой схемой, наверное, знакомы большинство фотолюбителей. Пересечения линий, обозначенные на схеме жирными синими точками - зрительные центры - в них, согласно правилу третей, размещаются ключевые объекты. Наиболее удачны композиции, в которых вектор внутреннего движения затрагивает как можно больше квадратов:

Как видите, на этой фотографии задействованы 8 из 9 квадратов, а конечная точка расположена рядом со зрительным центром! Именно поэтому композиция хорошо удерживает внимание.

Наиболее распространенные ошибки

Конечная точка за пределами кадра

Такая ошибка часто допускается начинающими пейзажистами - вроде бы "поймана" диагональ, задающая вектор движения, но конечная точка отсутствует в кадре. При этом, в конечном итоге, взгляд стремится уйти за границы кадра.

Одна начальная и несколько конечных точек

Условно обозначим такую композицию "на распутье". Куда идти? Кстати сказать, если в композиции наоборот, несколько начальных и одна конечная точка, то они имеют гораздо больший шанс на успех.

Какая оптика лучше передает внутреннее движение?

Безусловными лидерами с точки зрения создания "динамических" пейажей является сверхширокоугольные объективы. Благодаря агрессивной перспективе, практически все вертикальные элементы практически сами ложаться в диагональ, стоит только вывести объектив из горизонтального положения. Особенно интересно снимать городской пейзаж, хотя, столь агрессивная перспектива нужна не всегда.

Для съемки статических пейзажей оптимальна более длиннофокусная оптика. Ниже приведен пример снимка с той же точки, но с другим объективом.

Такой пейзаж воспринимается гораздо более спокойным даже несмотря на то, что мост лежит в диагонали кадра и на заднем плане есть объект-конечная точка (я думаю, вы теперь уже догадываетесь, о каком объекте чем идет речь).

Вывод

Я могу привести еще множество примеров и нарисовать на них стрелки и точки, но я думаю, что главное уже сказано, чтобы заразить вас идеей съемки "динамичных" пейзажей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что динамика - хорошо, а статика - плохо. Чтобы красиво снять статику, тоже нужно приложить немало усилий. Но это уже тема следующих публикаций...



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»