В раздел "Статьи"

Как фотографировать зимой на природе

© Артем Кашканов, 2016

Тема зимней фотосъемки уже поднималась на сайте несколько раз, но, с корее в виде частных случаев. Но единого руководства до сих пор не было. В этой статье я постараюсь восполнить данный пробел. Недавно мы с друзьями решили выехать за город - погулять, полепить с детьми снеговиков, подышать свежим воздухом. Естественно, я был торжественно "назначен" фотографом, а поскольку мыльница была на выходные предоставлена коллего по работе, пришлось тащить с собой Кенон 5Д :) Примеры, приведенные в статье не подвергались никакой обработке - файлы были просто сконвертированы в Lightroom из RAW в Jpeg с настройками по умолчанию. Любителям "модных цветов" и обработки "под пленку" результат может показаться слишком простым.

Что взять с собой для фотосъемки зимней прогулки?

Помимо самого фотоаппарата и объектива я бы рекомендовал взять что-то на случай попадания капель на объектив - снег попадает на переднюю линзу, тает и образуются капельки, из-за на картинке получаются характерные мутные пятнышки. Защитный фильтр, бленда, специальная салфетка - наличие этих вещей повышает вашу защищенность от снежинок на объективе. Разумеется, речь идет о небольшом, почти незаметном снегопаде. При такой погоде можно снимать и не заморачиваться - вероятность того, что снег каким-то образом может навредить вашей камере стремится к нулю. Если же снег валит изо всех сил, то нужно каким-то образом позаботиться о камере, если у нее нет пыле/влагозащиты. Но и фотографии в сильный снегопад получаются более "атмосферные".

В каком режиме фотографировать зимой на улице?

Большая часть дней в холодное время суток у нас пасмурная и в пасмурную погоду всех любителей поснимать на автомате преследует одна и та же проблема - фотографии получаются скучные и серые. Там, где на самом деле снег лежит белым покрывалом, на фотографиях он получается уныло серым. Почему такое происходит? В фотоаппарате есть такая вещь, как замер экспозиции. Он производится каждый раз, когда мы что-то фотографируем. Причем, по умолчанию этот замер экспозиции настроен таким образом, что он пытается привести среднюю плотность цвета по всей фотографии к 18% серому (т.н. серая карта). Если в кадре примерно поровну светлых и темных объектов, то все получается хорошо, но если преобладают светлые участки, экспозамер ошибается и фотография становится излишне темной. Примерно так:
Так картинку видит автомат
Так картинку меняет экспокоррекция +1EV
Чтобы избавить зимние фотографии от излишней серости и сделать снег действительно белым (но без потери фактуры), достаточно ввести положительную экспокоррекцию +1EV. После этого фотографии преобразятся. Напомню, что экспокоррекция у большинства камер работает в режимах P, A(AV), S(TV). В автежиме и в сюжетных программах ее просто нет. Если вы до сих пор не использовали творческие режимы, зимняя съемка - отличный повод начать их использовать! Однако, и творческие режимы не являются панацеей, поскольку замер экспозиции осуществляется для каждого кадра отдельно и результат зависит от соотношения светов и теней в кадре. Если в кадре преобладает снег, то с экспокоррекцией +1EV будут получаться правильно проэкспонированные снимки. Однако, ксли вы кого-то решите запечатлеть в темной одежде на темном фоне (например, на фоне елочных веток), экспокоррекция +1EV будет отсчитываться уже относительно текущих условий освещения и вы получите заметную переэкспозицию лица. Панацеей от всех этих бед является ручной режим. В нем функция экспокоррекции как таковая не работает, но манипулируя с выдержкой, диафрагмой и ISO, можно точно также загнать регулятор экспозиции на ту же отметку +1EV. Ручной режим удобен тем, что в пасмурный день освещение равномерное, и каким бы ни было соотношения светов и теней в кадре, уровень экспозиции на всех кадрах серии будет одинаковым. То есть, достаточно один раз правильно настроить, а потом можно снимать даже не заботясь о выдержке/диафрагме.

Особенности и рекомендации

Если мы снимаем в ручном режиме, в первую очередь нужно сделать две вещи:
  • Задать минимальное значение ISO, так как снимаем днем и света хватает
  • Выставляем диафрагму - для портрета близкую к максимально открытой, для пейзажа - в районе F8
После этого подбираем такую выдержку, чтобы экспонометр показывал +1EV (рекомендация актуальна только для "снежных" фотографий). Если выдержка слишком длинная (длиннее 1/60 сек), то повышаем ISO. И так до тех пор, пока выдержка не станет "правильной". Что значит "правильная" выдержка:
  • Для съемки статики - 1/60...1/100 секунды
  • Для умеренного движения (шагом) - 1/125...1/200 секунды
  • Для быстрого движения - 1/250 секунды и короче
Съемка на открытой диафрагме дает возможность размыть задний план. В качестве фона в этом случае лучше использовать что-то пестрое, например, ветки под снегом, в размытии они часто выглядят красивее, чем в резкости :) Зимний парный портрет на природе При съемке портрета отдайте предпочтение бОльшим фокусным расстояниям - 85-100 мм и более. Это позволит поймать в кадр снежинки перед лицом модели - красиво смотрится. Фон при этом должен быть темным. Виньетирование - это затемнение уголков фотографии. Обычно его рассматривают как недостаток оптики, однако, оно может быть использовано как художественный прием, искусственно удерживающий взгляд зрителя в центре кадра. Виньетирование у большинства объективов чаще всего максимально выражено при открытой диафрагме. Зиминий портрет с виньетированием Не фотографируйте на фоне земли, занесенной снегом - часто так взрослые снимают детей с высоты своего роста. Фотографии получаются ни о чем! Больше действия! Играйте в снежки, лепите снеговиков, потом ломайте снеговиков, скатите ком снега в реку! Все это сопровождается положительными эмоциями, которые замечательно передаются на фотографиях. Да и риск замерзнуть во время активных игр стремится к нулю :) Зимняя фотография в движении Зимняя фотография в движении



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»