Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Как снять качественное любительское видео

В середине 90-х годов в магазинах появились первые видеокамеры. Стоили они очень дорого и по праву считались статусными вещами — далеко не каждая семья могда позволить себе приобретение этого аппарата. Если вы попадали к кому-то в гости и у хозяев была видеокамера, практически наверняка вам показывали домашние видеосъемки. А если повезло — снимали и вас. И несмотря на то, что качество было так себе, вы все равно были под впечатлением и в тайне завидовали счастливым обладателям камеры.

Но, как говорится, времена меняются. Видеокамера из громоздкого устройства, которое носить можно было только в чемоданчике, превратилась в миниатюрную стильную штучку, многократно потеряла в цене и, соответственно, стала доступна всем желающим. Не будем подробно остонавливаться на проблеме выбора видеокамеры, об этом довольно подробно написано в статье «О выборе видеокамеры простым языком». Данная статья посвящена именно творческой стороне видеосъемки. Другими словами, основная цель статьи — донести до читателей, как надо снимать видео, чтобы его потом было интересно смотреть.

Хотя любительские видеокамеры не балуют обилием функций, но все равно неискушенному пользователю бывает сложно разобраться с некоторыми вещами. Читать инструкции как правило бесполезно, они запутывают еще сильнее (видимо все составители инструкций — люди с необычной логикой, вместо писать "как сделать то-то", они пишут "ни в коем случае не делайте ... в целях вашей безопасности")

Прежде чем начать съемку...

Убедитесь в двух вещах — правильно ли установлен баланс белого и не включена ли функция ночной съемки (был случай у знакомого, не знал что с камерой, хотел в сервис нести :). В первом случае у вас цвета уйдут или в желтизну или синеву, во втором — вся картинка окрасится в мертвенно-зеленые тона.

Установите правильный баланс белого

Установка баланса белого компенсирует влияние источников света на цветопередачу. В отличие от фотографии, неверно установленный баланс белого на видеозаписи исправить практически невозможно. Автоматический баланс белого не всегда спасает. Если источник света — лампа накаливания, цветопередача может уйти в желтизну, если лампа дневного света — в синеву. Во всех камерах есть предустановки баланса белого — солнечно, пасмурно, закат, лампа накаливания, неоновая лампа, выборочный. Выборочный режим — самый точный. Он позволяет установить баланс белого по листу белой бумаги (или по другому объекту белого цвета). Точнее сказать, мы сами говорим камере о том, какой цвет должен восприниматься как белый. Это снижает оперативность, зато позволяет достичь максимальной точности цветопередачи. Существенный недостаток этого режима — при смене обстановки (например, если вышли из помещения на улицу) баланс белого придется задавать заново. В связи с этим, рекомендую использовать ручной баланс белого только в сложных условиях, а в остальных — пользуйтесь предустановками.


Правильный баланс белого, цвета близки к реальным


Баланс белого выставлен неправильно, цветопередача искаженная

Для съемке первого сюжета используйте фейдер

Фейдер (fader) — функция плавного появления картинки например из черного экрана. Фейдер рекомендуется исползовать в самом начале сеанса видеосъемки. Под сеансом видеосъемки в данном случае понимается какое-то отдельно взятое событие, или каждый новый день многодневного события (туристическая поездка).


Фейдер в начале нового сеанса съемки (приехали в деревню, решили поснимать)


Обратный фейдер при завершении сеанса съемки (финальная сцена деревенского сеанса съемки)

Видеосъемка, разделенная такими паузами в несколько секунд, сопровождающимися плавным затуханием и плавным пофвлением картинки, воспринимается зрителем лучше, чем сплошная "простыня".

Как правило эффект фейдера бывает разных типов — появление из черного, из белого, выезжание картинки, витраж, квадратики и т.д. Я рекомендую использовать именно появление из черного.

Эффект фейдера можно легко создать в любом видеоредакторе, но, как правило руки до этого не доходят и отснятый материал пишется на DVD "как есть".

Избегайте монотонности

Иногда у видеолюбителей преобладает стиль съемки, который можно назвать "хождение с включенной камерой". Включили камеру на запись, прошлись туда, сюда, посмотрели по сторонам, подвигали зумом... и так минут 20. Так делать ни в коем случае не следует. Такое видео смотреть очень скучно и совершенно не интересно. Ищите живые, динамичные моменты и снимайте их. Для разделения сюжетов можно и нужно использовать короткие статичные вставки, на которых показываются какие-то интересные фрагменты сцены. Это может быть что угодно — окружающий пейзаж, какая-то другая композиция, не важно, лишь бы разбавить монотонность.

Пример статичной вставки (для связки 2 сюжетов):


1. Наташка молодец — белый гриб нашла, да какой здоровый!
2. А мне вот кроме мухоморов ничего не попадается
3. А вообще тут классные елки, надо слазить туда, может там что есть... Нет, колется, дальше не полезу... О, придумал — я Медвед! :)

Старайтесь не использовать зум во время съемки

Зум — это на простом языке "приближение-удаление". Это удобная и полезная вещь, но злоупотреблять им не следует. Постоянное дергание зума туда-сюда раздражает зрителя, поэтому рекомендую устанавливать зум в нужное положение до начала съемки. Использование зума во время съемки приемлемо главным образом для удержания приближающегося или удаляющегося объекта в кадре. Если вы снимаете приближающегося человека, отойдите подальше, сделайте "наезд" (приближение) и начните съемку. По мере приближения делаем медленный и плавный "откат" (удаление), чтобы пропорции кадра оставались прежними. При этом будет наблюдаться эффект расширения фона, довольно интересный — словами его описать сложно, проще самим увидеть.

Не трясите камеру!

Съемка с большим приближением с рук неизбежно вызывает тряску изображения, никакая стабилизация не помогает. Если снимаете с большим зумом, старайтесь удерживать камеру как можно ровнее и все перемещения выполнять как можно медленнее и плавнее. Идеальный вариант — съемка со штатива, но это не всегда возможно. Для таких случаев рекомендую прибегнуть к помощи простого приспособления, которое вы сами сможете легко изготовить. Для этого потребуется недлинный болт с резьбой как у штатива и тонкая прочная веревка (или цепочка) длинной примерно равной вашему росту. Веревка привязывается к болту, болт ввинчивается в камеру (в том месте где резьба под штатив). Наступайте на хвост веревки так, чтобы она была внатяг. Все, можно снимать. Натянутая веревка не даст камере гулять вверх-вниз, вам нужно лишь обеспечить ее неподвижность в горизонтальной плоскости.

На начальном этапе творческого развития старайтесь не перемещаться во время съемки, так как это неизбежно вызовет тряску изображения. С опытом приходит навык съемки "на ходу", но все равно злоупотреблять такой съемкой не стоит.

Нужен ли "голос за кадром"?

Это в зависимости от того, что вы снимаете. Если объектом съемки является какая-то официальная церемония, понятное дело, что ваши закадровые комментарии излишни.

При домашней съемке для себя голос за кадром нужен. Хотя бы в начале съемки скажите, где вы сейчас находитесь и что снимаете. Замечательно, если вы умеете импровизировать и "на лету" придумывать адекватные комментарии к снимаемым сюжетам. Следует знать, что слова паразиты, ааааа-канье, ээээ-канье, ммммм-канье очень портят видеоматериал. Думаю, что всем понятно, что при домашней видеозаписи как диктору, так и актерам, не следует использовать ненормативную лексику, чтобы потом не было стыдно, если это видео посмотрит кто-то из ваших близких. Одним словом, соблюдайте рамки приличия.

Грамотно распределяйте пространство в кадре

Рекомендации по построению видеокадра в принципе не отличаются от фотографических, но есть свои особенности. Главным правилом составления кадра я бы назвал правило золотого сечения. Кадр разбивается на 3 части по горизонтали и на 3 части по вертикали следующим образом (примерно) и ключевые объекты приаязываются к линиям золотого сечения.

Если объект движется, оставляйте больше пространства в направлении движения объекта:

Используйте зум в соответствии со снимаемым сюжетом

Для съемки общих планов зум лучше не использовать, так как он сужает пространство кадра.


По первому кадру видно, где велась съемка. По второму кадру этого не понятно.

И наоборот, для съемки фрагментов предпочтительнее использовать зум, чем подходить к ним. Да и не всегда подойти получится.

Не перепутайте режимы запись/пауза

И то и другое включается и выключается одной кнопкой REC. Иногда кнопка REC нажимается случайно и камера снимает ваши ноги, тротуар, небо и т.д. А когда вам нужно что-то заснять, вы, нажимая кнопку REC, запись останавливаете. В итоге получается, что камера снимает все что угодно, кроме того, что нужно :) Такая ошибка начинающего оператора редка, но обходятся как правило дорого. Чтобы не повторять ее, убедитесь, что камера работает в нужном режиме — запись или пауза. Эта информация отображается в видоискателе или на ЖК-дисплее камеры.

И напоследок — курьезная история

Мой брат оцифровывал чью-то видеосъемку с какого-то торжества. Все шло нормально, потом вдруг обычная картинка сменилась на изображение глаза во весь экран. Оказалось, горе-оператор перепутал, в какую дырку смотреть — видимо праздник удался! :)

Категория: Архив

Автор - Артем Кашканов

Книга «О фотографии простым языком»

Если мои статьи показались вам интересными и полезными, скорее всего, вас заинтересует и моя электронная книга О фотографии простым языком. Книга представлена в формате PDF, ее стоимость сопоставима с ценой бизнес-ланча. Вы получите книгу на электронную почту сразу после оплаты.

Выберите способ оплаты:

Все мои книги      Написать мне

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Комментариев пока нет

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)