Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Стоит ли покупать «полтинник» вместо «кита»?

В этом статье речь идет исключительно о любительской съемке.

Расшифровка основных спецтерминов, применяемых в статье:

  • Полтинник — объектив с фокусным расстоянием 50 мм, "нормальный" объектив.
  • Кит, китовый объектив (от английского kit (комплект) — объектив, идущий в комплекте с фотоаппаратом, как правило, с диапазоном фокусных расстояний 18-55 мм.
  • Фикс — объектив с фиксированным фокусным расстоянием, без зума.
  • Зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием, с зумом.
  • Кроп — зеркалка с матрицей размером 23*17 мм (все любительские зеркалки и большинство полупрофессиональных)
  • Полный кадр — зеркалка с матрицей размером 36*24 мм (профессиональные аппараты и "топовые" полупрофессиональные)
  • Средний формат — фотоаппарат с размером кадра 6*6 см (плюс-минус)

Мне часто задают вопрос — не лучше ли отказаться от покупки китового объектива в пользу светосильного фикса? Обычно в качестве фикса к зеркалкам предлагают купить "полтинник" — светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Два мифа, которые активно подогревают желание купить «полтинник»

1. Кто-то вычитал в каких-то умных книгах по фотографии, что с "полтинником" можно снимать все, ну, или почти все. Все это замечательно, но обратите внимание, каким аппаратом снимает мастер, написавший эту книгу? Вполне возможно, что они использовали пленочную технику или полнокадровую цифровую, на которой "полтинник" имеет более широкий угол охвата, чем у любительских цифровых зеркалок. Кстати, есть вероятность, что использовалась камера среднего формата, на которой 50 мм — это весьма широкоугольный объектив.

2. Китовый объектив очень плохой, на него даже смотреть не стоит. Обычно такого мнение навязывают свадебные и fashion-фотографы (у меня одного сложилось мнение, что среди них градус пафоса часто зашкаливает?) Естественно, коммерческая съемка требует исключительного качества получаемых фотографий, но с их отношением к китовому объективу в применении к любительской съемке я не согласен. Китовый объектив с запасом обеспечивает тот базовый уровень качества и возможностей, которые необходимы для любительской съемки — могу это сказать с полной уверенностью, ибо сам снимал китовым Canon 18-55 мм без малого 6 лет.

Оба мифа развенчаны и теперь мы можем подойти к выбору объектива более объективно (простите за каламбур :) Попробуем разложить мысли по полочкам, а еще лучше — свести их в таблицу. Из нее станет ясно — стоит ли отказываться от китового объектива в пользу "полтинника".

КритерийКитовый 18-55 ммФикс 50 мм f/1.8Комментарий
Сюжеты на кропе Пейзаж
Интерьер
Архитектура
Репортаж
Уличное фото
Любительский портрет
Портрет с претензией на художественностьКитовый объектив позволяет снимать как минимум 90% повседневных сюжетов. Полтинник — в лучшем случае 30%.
Сюжеты на полном кадре-Уличное фото
Портрет в обстановке
Репортаж (не всегда)
Пейзаж (не всегда)
Полтинник намного лучше проявит себя на полном кадре — гораздо универсальнее, чем на кропе. Подтверждено собственным опытом.
Четкость картинкиХорошая на f/8Отличная на f/4Полтинник дает более четкую и контрастную картинку, но и кит на f/8 тоже вполне конкурентоспособен
Четкость на открытой диафрагме
Низкая
На открытой диафрагме у обоих объективов картинка очень мягкая, особенно по углам.
ЦветопередачаСредняяХорошаяПолтинник дает более яркую и контрастную картинку. У кита эта проблема решается дополнительной обработкой фото.
Съемка в тесном помещении Возможна благодаря наличию широкого угла (18 мм)НевозможнаПод тесным помещением подразумевается обычная комната среднего размера. Китовый объектив позволит показать интерьер помещения, полтинник позволит снимать только головы.
Постановочная съемка в полутемном помещении без вспышкиТолько со штативаВозможна на открытой диафрагме (с малой глубиной резкости)Большая светосила дает полтиннику ощутимое преимущество. Обратная сторона медали — резкости на заднем плане не будет.
Репортажная съемка в полутемном помещении без вспышкиНевозможна вообще, либо возможна на сверхвысоком ISO со всеми вытекающими...Возможна, если помещение большое и вы в нем единственный фотограф, который может свободно по нему перемещаться. Чтобы уместить в кадр все нужное часто приходится далеко отходить. Если есть другие фотографы с широкоугольными объективами, они будут вам попадать в кадр — им нет нужды отходить далеко.Преимущество полтинника весьма условно. Теоретически такая съемка возможна, но на практике такие идеальные условия бывают далеко не всегда.
Репортажная съемка со вспышкойВозможна. Диапазон фокусных расстояний экономит время и силы — не нужно бегать, достаточно крутить зум.Возможна, но придется много бегать (как и в предыдущем пункте)Лучше снять с чуть худшим качеством, чем не снять никак. Китовый объектив однозначно удобнее в этом случае!

Примеры фотографий

50 мм на кропе 1.6:

В домашних условиях с этим объективом откровенно тесно, особенно при съемке групповых портретов:


50 мм на полном кадре

Даже с относительного близкого расстояния возможна съемка групповых портретов с хорошим размытием заднего плана, а часто — и пейзажная съемка.

По четкости картинке, цветам и размытию заднего плана "полтинник" действительно ощутимо опережает китовый зум 18-55 мм, однако за все хорошее приходится чем-то жертвовать. На кропе с полтинником вы сможете нормально снимать только портреты — угол зрения таков, что диапазон снимаемых сюжетов будет весьма ограничен. Полтинник в качестве штатного объектива, на мой взгляд, оправдан только в том случае, если аппарат целенаправленно покупается для портретной съемки (хотя, в этом случае стоит рассмотреть объектив с фокусным расстоянием 85 мм).

"Полтинник" на полный кадре  — совсем другое дело. На большой матрице объектив 50 мм гораздо более универсален. По своему опыту скажу, что с удовольствием использую объектив Canon EF 50mm f/1.8 с полнокадровым Canon EOS 5D как при домашней съемке, так и при выездных съемках. Даже несмотря на то, что этот объектив любительский, он позволяет получать замечательные по детализации фотографии при пейзажной съемке, и хорошо размывает задний план там, если это нужно.

Чтобы увидеть отличия между на кропом и полным кадром на ФР 50 мм, посмотрите рисунки ниже. Оригинальная фотография сделана полнокадровым аппаратом. На них рамкой помечены те варианты кадрирования, которые возможны при съемке с того же расстояния с кропом 1.6.

Широкоугольные фиксы как альтернатива китовому объективу

В первой части статьи речь шла исключительно о зеркалках. У беззеркалок, которые сейчас активно вторгаются в любительскую нишу, ситуация несколько иная. В замену "полтиннику" в младшем ценовом сегменте есть широкоугольные фиксы — у Sony NEX это 16 мм (24 мм в пересчете на пленочный аналог), у Canon EOS M — 22 мм (эквивалентен, соответственно, 35 мм объективу).

Широкоугольник 16 мм у Sony хорош для пейзажной, интерьерной съемки, но портретная съемка при помощи него в принципе невозможна — с таким широким углом придется очень близко приближаться к лицу модели, что неизбежно вызовет искажение пропорций лица. Canon EF-M 22 мм более интересен в качестве штатника — и по углу зрения и по светосиле. Но для портретной съемки он также не подходит.

Отдавая предпочтение фиксу вместо китового зума вы, возможно добровольно, возможно, по незнанию, жертвуете универсальностью вашей системы. Купив "полтинник", вы очень скоро поймете, что вам не хватает широкого угла. Купив фикс-широкоугольник, вы через некоторое время, наоборот, начнете присматриваться к умеренным телеобъективам, особенно если любите снимать портреты.

Конечно есть вариант — собрать коллекцию светосильных фиксов — от широкоугольника до телеобъектива, но это, скорее удел профессионалов и очень увлеченных любителей. Во-первых, оперативность при съемке будет просто никакой — менять объективы гораздо дольше, чем повернуть кольцо зума. Во вторых — общий вес этого комплекта оптики будет составлять несколько килограмм. В-третьих, вопрос стоимости. Профессионалы, зарабатывающие фотографией не скупятся на хорошую технику — для них это средство производства, которое окупается. Но вопрос практичности приобретения набора фиксов для любительской съемки остается риторическим.

Вывод

Китовый объектив — это универсальный по фокусным расстояниям и вполне неплохой по оптическим характеристикам объектив, который вам дается к фотоаппарату почти задаром. Я всегда утверждал и буду утверждать — если вы покупаете свой первый аппарат со сменной оптикой, вам нужно брать его с китовым зум-объективом 18-55 мм или с "продвинутым" китом 18-105 (Nikon), 18-135 (Canon). "Полтинник" вы можете докупить отдельно в том случае, если действительно почувствуете в этом необходимость, например, в вас проснется фотограф-портретист. То же самое касается широкоугольных фиксов. Они, по идее, лишь светосильное дополнение штатного зум-объектива.

Категория: Обзоры объективов

Автор - Артем Кашканов

Дорогие друзья! Если мои статьи оказались для вас полезными и вы хотите как-то отблагодарить меня, вы можете сделать это прямо сейчас. Перечислите символическую сумму и вы получите электронную книгу "О фотографии простым языком" - в ней очень много полезной и доступно изложенной информации, интересной как новичкам, так и опытным фотолюбителям!

Подробнее о книгах      Написать мне
Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Екатерина 2014-02-11 00:00:00
— Здравствуйте, Артем. Вы рассказали о широкоугольных фиксах как альтернативе китовому объективу, обозначили минусы. А что если взять 35 фикс, получится ли то же чудо, что и "Полтинник" на полный кадр, с возможностью домашней и выездных съемок, с детализацией фотографии при пейзажной съемке, с хорошо размытым задний планом там, где это нужно?

Артем Кашканов: Здравствуйте, Екатерина. Да, светосильный 35-ник на кропе даст картинку, сопоставимую с полтиником на полном кадре. Единственный нюанс - размытие заднего плана будет чуть меньше, чем у полтинника с такой же светосилой, так как реальное фокусное расстояние меньше.
Наталья 2014-10-07 00:00:00
— Добрый день, Артем. На кроп купила всесто китового объектива - Сигма 18-55 со светосилой 2,8. Разница заметна сразу. Недавно взяла полнокадровую камеру и очень хочу к ней полтинник со светосилой 1,4. Как Вы считаете, правильный ли это выбор или стоит заморочиться с зумом ( у меня есть в запасе 55-300, но он очень темный и нерезкий).

Артем Кашканов: Здравствуйте, Наталья. Позвольте я угадаю, какой у вас фотоаппарат... Вероятно, Никон :) Если не угадал - надо поработать над навыком чтения мыслей на расстоянии :) Выбор объектива зависит от того, что вы снимать собираетесь. Полтинник - хорошая вещь для съемки людей во весь рост или по пояс дома и на улице. Для пейзажа, интерьеров и архитектуры он "тесноват". Для фотоохоты - коротковат. К сожалению, вы не указали, что вы собираетесь фотографировать, поэтому я не могу сказать, что вам лучше подойдет - зум или полтинник.
Наталья 2014-10-09 00:00:00
— Угадали ))) Никон...(специально не стала писать, потому что все примеры связаны с Кенон))))) Да, именно съемка людей меня интересует. Вообще написала вопрос, не читая остальные статьи, сейчас два дня сижу на Вашем сайте - изучаю ))) Информации нужной море. Спасибо!!!

Наталья 2014-10-10 00:00:00
— Вчера купила полтинник 1,4....Очень понравилась резкость, цвета...но. Как у человека неискушенного сразу созрел вопрос: на диафрагме 1,4 все не четко, а на диафрагме 2-четкость отличная. Зачем нужна 1,4? Извините за наверно глупый вопрос...)))

Артем Кашканов: У любого объектива на открытой диафрагме четкость хуже, чем на прикрытой. 1.4 нужна либо для "мягких" портретов, либо для сложных с т.з. освещенности условий - она даст возможность хоть как-то заснять сюжет. Аналогично, 50/1.8 резкий с f/2.8 или даже 3.5.
Алексей Лебеденко 2016-10-23 11:57:12
— Добрый день, уважаемый Артём! Хотелось бы узнать Ваше мнение об объективе AF-S Nikkor 18-35 mm f3,5-4,5 G ED. Планируется приобрести для Nikon D3300. Некоторые знакомые очень хвалят, но хочется узнать мнение мастера! Спасибо.

Артем Кашканов: Здравствуйте, Алексей. Не видел этот объектив вживую, могу только косвенно судить о его качестве. Небольшой диапазон изменения ФР, небольшое падение светосилы - это почти всегда хорошие признаки, плюс проверенный производитель. Учитывая стоимость объектива выше среднего это дает надежду, что стекло действительно неплохое. Это чисто теоретически :)
Добавить свой комментарий

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)