В раздел "Статьи"

Стоит ли покупать объектив 50 мм вместо «китового» 18-55 мм?

© Артем Кашканов, 2021

Мне иногда задают вопрос – в какой комплектации купить зеркалку (беззеркалку)? Взять аппарат с китовым объективом 18-55 мм, или покупать отдельно – «боди» и к нему «фикс» 50 мм?

Очевидно, нежелание связываться со штатным зум-объективом возникает из-за того, что люди начитались о них в интернете плохих отзывов и решили не повторять «всеобщую ошибку», покупая фотоаппарат с комплектным зум-объективом. Другое дело – купить отдельно тушку, отдельно светосильный объектив-полтинник, ибо он резкий, рисующий, пластичный и вообще «маст хэв» (must have - вещь которую нужно иметь).

Важная оговорка – в данной статье под «полтинником» подразумевается объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 50 миллиметров. Для полнокадровых камер это так и есть 50 мм, для APS-C – около 35 миллиметров, для Micro 4/3 – 25 миллиметров. То есть, мы будем ориентироваться не на маркировку объектива, а на тот угол обзора, который даст система с учетом фокусного расстояния и размера матрицы. Еще такие объективы называются «нормальными», поскольку их фокусное расстояние равно диагонали кадра (плюс-минус несколько миллиметров). Считается, что угол обзора у «нормального» объектива примерно соответствует углу зрения человеческого глаза, из-за масштаб объектов на переднем и заднем планах (перспектива) соответствуют тому, что мы видим своими глазами.

Два мифа, которые активно подогревают желание купить «полтинник»

1.  Настоящий фотограф с «полтинником» может хорошо снять любой сюжет. Это не так. Нормальный объектив действительно хорошо подходит для многих сюжетов, но, скажем, для съемки пейзажа или архитектуры его угол обзора часто бывает недостаточен, а для съемок крупных планов, наоборот, «полтинник» слишком широкий.

2. Китовый объектив очень плохой, потому что дешевый, пластмассовый и фу! Несмотря на скромный внешний вид, китовый зум-объектив оптически не так плох, как о нем принято думать. Да, любой зум проигрывает фиксу по детализации изображения, но если подходить к этому вопросу без фанатизма, штатные зумы способны при умелом использовании способны обеспечить вполне качественную картинку, до которой не докопается даже самый прожженный критик. Да, потребуется лучшее знание техники фоторграфии, уйдет времени на обработку, но главное же результат! Главное ограничение китового объектива – его малая светосила. Это ограничивает его применение при съемке, скажем, в помещении без вспышки или других подобных условиях. Но днем на улице качество картинки будет вполне хорошим. Главное – осознавать, что никакого «волшебства» от штатного зума ожидать не следует. Если уж хочется «волшебства», то далеко не каждый фикс подойдет.

А теперь рассмотрим три наиболее типичных сюжета, которые фотографируют фотографы-любители и посмотрим, как на них проявит себя «полтинник», а как «китовый» объектив.

Что и как можно фотографировать на «полтинник» и на «китовый зум»

Ниже будут приведены фотографии, которые я делал на объективы с эквивалентным фокусным расстоянием 50 мм и обычным «китовым» объективом. Конечно, правильнее было бы привести результаты снимок на одной локации и в одно и то же время, но такой возможности пока нет, поэтому я приведу просто показательные примеры.

1. Пейзаж на «полтинник» и на «кит»

Попытаемся сфотографировать пейзаж на «полтинник». Вспоминаем про правило третей, приезжаем на место съемки в «золотой час», ищем ракурс... И у нас получилось как-то так:

Пейзаж на «полтинник»:

Плюс: хорошая детализация

Минусы: ограниченный набор ракурсов из-за «узкого» для пейзажа угла обзора. На пейзаже трудно передать простор и глубину кадра, поскольку одновременно уместить в кадр объекты переднего, среднего и дальнего плана с «полтинником» весьма затруднительно. Единственный способ обеспечить оптимальное кадрирование – перемещаться самому. Через траву, кусты, по колено в воде и т.д. Если приехали на пейзажную фотосессию с одним «полтинником», будьте к этому готовы.

Пейзаж на «китовый объектив»:

Плюсы: большой угол обзора в широкоугольном положении позволил выстроить композицию, погружающую зрителя в атмосферу осеннего леса. С «полтинником» была бы просто хорошо детализированная фотография мостика почти в упор. 

Второй плюс – благодаря наличию зума можно менять масштаб съемки, без необходимости перемещаться. Если вокруг ровная и безопасная поверхность, в принципе, это не так критично, но если вы стоите на краю обрыва, то возможность чуть подкрутить зум, чтобы добиться правильного кадрирования будет очень кстати.

Минус: техническое качество картинки хуже, чем на фикс – резкость по углам хуже чем в центре, есть хроматические аберрации. Цвета могут быть не такие выразительные, как хотелось бы, возможно потребуется их коррекция. Но большинство огрех видно только при разглядывании картинки в 100% масштабе. При обычном просмотре разницы практически не видно.

2. Портрет на «полтинник» и на «кит»

Объектив-полтинник в этом плане уже более интересен главным образом из-за того, что есть реальная возможность управлять резкостью и размытием. Передний план резкий, фон размыт – примерно так:

Портреты с размытым фоном выглядят более «объемно» и «профессионально», по крайней мере так учат в фотошколах :) При подобном разделении планов все внимание зрителей обращено на модель, а размытый фон выполняет роль окружения и атмосферы. 

С «полтинником» фон можно размыть (открыть диафрагму до 1.8 или шире), либо оставить резким (прикрыть диафрагму до 8).

С китовым объективом  портретные фотографии получаются не такие выразительные, даже несмотря на то, что можно увеличить фокусное расстояние до правильного «портретного» (~90 мм):

Как мы видим, размытие фона заметно слабее, чем на предыдущем примере. Из-за ограничения по светосиле в телеположении (1:5.6) нет возможности широко открыть диафрагму, в итоге размытие хоть и присутствует, но даже мелкие детали заднего плана остаются хорошо различимы. И тут надо определиться – плюс это или минус.

Для художественного портрета – однозначный минус, поскольку пестрый фон делает композицию излишне перегруженной. Для любительского репортажного жанра (тревел-фото) – скорее плюс, поскольку фотография содержит максимум информации о том месте, в котором происходила фотосъемка. 

Таким образом, чтобы фотографироваться на фоне чего-то (в путешествиях, например), преимущество у «полтинника» только одно – резкость. Но разницу в ней опять таки можно заметить только при просмотре картиинки на большом экране. Если же рассматривать именно художественный портрет, то «полтинник» однозначно интереснее «кита», но, опять таки, есть нюансы.

Если обратиться к нудной теории фотографии, то портрет нужно снимать с расстояния не менее 2-2.5 метров. Это связано с передачей пропорций лица портретируемого. Объектив 50 мм при такой дистанции позволит снимать портреты максимум по пояс. Если нужен более крупный масштаб, опытные фотографы рекомендуют использовать более длиннофокусную оптику (85 мм для портрета по грудь, 135 мм для самого крупного плана с лицом в полкадра). Эта рекомендация не лишена смысла, поскольку при уменьшении дистанции съемки на снимке начинают проявляться перспективные искажения, из-за чего человек на фотографии может выглядеть не совсем так, как бы хотелось.

3. Городской пейзаж, архитектура на «кит» и на «полтинник»

Городской пейзаж редко похож на декорацию, в нем почти всегда присутствуют нежелательные объекты – провода, столбы, люди, машины, много чего еще. Занять идеальную точку съемки в городе тоже часто нет возможности, так как она может быть расположена посреди проезжей части оживленного проспекта :) Именно поэтому для съемки города «китовый» объектив будет удобнее «полтинника» – при помощи зума мы можем, стоя на одном месте, запечатлеть как общий вид, так и его отдельные фрагменты.

Широкоугольные возможности «китового» объектива позволяют делать такие снимки, которые в «полтинник» просто не влезут.

Особенно это актуально при съемке архитектуры и городского пейзажа. При попытке фотографировать архитектуру «полтинником» нам остается довольствоваться только отдельными ее фрагментами.

В оправдание «полтиннику» можно привести тот факт, что при вечерней и ночной съемке он даст больше возможностей получить технически качественный кадр благодаря большей светосиле. Но проблема кадрирования никуда не девается. В этом случае логично использовать архитектуру как фон, для ростового или поясного портрета. Если же вам нравится фотографировать вечерний город, есть смысл задуматься о светосильном широкоугольном «фиксе» с эквивалентным фокусным расстоянием 24-28 мм, а то и короче.

Так что же лучше, «кит» или «полтинник»?

Наверно вы уже догадываетесь, что однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Все решается исходя из тех задач, которые вы перед собой ставите.

Выбирая «полтинник» вы выигрываете в техническом качестве картинки и творческих возможностях, но ограничиваете себя в выборе сюжетов. Ограничения не столь жесткие, как скажем с чисто «потретным» объективом на 135 мм, но они есть – пейзаж, архитектура, интерьер, уличное фото. Репортажная съемка на «полтинник» также имеет определенную специфику, связанную с поиском точки съемки, с которой в кадр помещается все что нужно, хотя при определенном опыте эта задача выполнимая.

«Китовый» объектив предпочтительнее для любительской съемки в первую очередь благодаря удобству и универсальности. При хорошем освещении и в тех сюжетах, где не требуется управлять резкостью/размытием результат будет мало отличим от «полтинника». Для художественной фотографии возможностей «китового» объектива может не хватить прежде всего из-за ограничений, которые следуют из низкой цены – детализация (она средненькая), цветопередача (кому-то она кажется «скучной»), светосила. Но для любительской съемки эти ограничения не критичны.

«Полтинник» и «кит» по-отдельности почти всегда выглядят как компромиссные решения. Но если они оба присутствуют в вашем арсенале, вы быстро убедитесь, что они очень хорошо друг друга дополняют.

Остается только добавить, что есть еще один критерий, отличающий «полтинник» от «кита». Он обусловлен ростом качества фотосъемки у смартфонов. Смартфоны категории «выше среднего» уже практически сравнялись в качестве картинки с (без)зеркалками при использовании «китового» объектива. При просмотре фотографий на мониторе в половине случаев большой разницы практически нет, по крайней мере в тех сюжетах, где все светло и резко (дневной пейзаж, например). Даже если смартфон в другой половине случаев проигрывает в качестве фотоаппарату с «китовым» объективом, то у него есть еще одна очень сильная сторона, за которую ему можно многое простить – в отличие от фотоаппарата, смартфон всегда с собой. Кстати, фотография серого дома с аркой в этой статье сделана именно на смартфон :)

Но ни один смартфон никогда не сможет дотянуться по художественным возможностям до настоящего фотоаппарата со светосильным объективом-фиксом в руках опытного фотографа.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»