В раздел "Статьи"

О выборе фотоаппарата простым языком

© Артем Кашканов, 2023

Выбор фотоаппарата, особенно первого – процесс долгий и мучительный. Раньше за советом «какую купить фотокамеру» люди шли на интернет-форумы, на которых тусовались опытные фотолюбители. Сейчас популярность форумов сильно просела, их вытеснили сайты с отзывами и видеообзорами, но в целом ситуация не поменялась – каждый кулик свое болото хвалит. Сколько бы отзывов вы не прочли, видеообзоров не посмотрели, окончательное решение все равно придется принимать вам. Чтобы это решение было правильным, лучше процесс выбора фотоаппарата начать с изучения в матчасти, хотя бы в простой и занимательной форме, в коей информация и представлена в данной статье.

В первую очередь, задайте себе такой вопрос...

Зачем вы решили купить себе фотоаппарат?

Учитывая то, что подавляющее большинство современных фотолюбителей начинают свой фото-путь со смартфона, покупка фотоаппарата почти всегда рассматривается как следующая ступень в творческом развитии. Как бы ни были хороши камеры современных смартфонов, они имеют ряд существенных ограничений:

  • качество съемки при плохом освещении - несмотря на пресловутые "ночные режимы", картинка, снятая на смартфон ночью приемлемо выглядит только на экране смартфона, а при просмотре на мониторе или телевизоре заметны сильные артефакты - последствия шумоподавления и искусственного "вытягивания" темных областей;
  • снимая на смартфон, практически невозможно повлиять на результат - все делается на автомате и встроенное ПО решает, какой должна быть итоговая картинка;
  • хочется иметь больший простор в выборе оптики - качественный сверхширокоугольник, телеобъектив, портретник с красивым и честным оптическим размытием фона вместо программного эффекта "размытие фона";
  • и так далее.

Иными словами, современный смартфон с хорошей камерой умеет делать ярко, красиво, цветасто и даже с размытием заднего плана, но если мы хотим получать действительно честную картинку высокого разрешения, которая будет хорошо смотреться красиво и «дорого», нам нужен полноценный фотоаппарат.

Фотоаппараты-мыльницы рассматривать не будем, поскольку у них не осталось никаких преимуществ перед смартфонами. Речь в статье пойдет о камерах двух типов – зеркальных и системных (беззеркальных).

Хоть эти камеры могут сильно различаться по размерам и внешнему виду, общие принципы, по которому они работают, совершенно одинаковые.

Cамая важная характеристика фотоаппарата

Ключевым элементом цифровой фотокамеры является матрица (сенсор). Это светочувствительная пластина, состоящая из несколько десятков миллионов ячеек - пикселей. Соответственно, разрешающая способность сенсора выражается в миллионах пикселей, или мегапикселях. Но мегапиксели, вопреки распространенному убеждению - не самая важная характеристика.

Гораздо важнее параметр "кроп-фактор". Он определяет физический размер матрицы. Кроп-фактор - это коэффициент, показывающий, во сколько раз матрица фотоаппарата меньше пленочного кадра. Чем меньше кроп-фактор, тем лучше.

Ниже приведена иллюстрация с наиболее распространенными размерами сенсора. Самый большой ("полнокадровый сенсор") имеет размер 36*24 мм.

  • Полнокадровые камеры (кроп-фактор 1, размер сенсора 36*24 мм) принадлежат к высшим классам – полупрофессиональному и профессиональному. Разрешение матрицы может быть более 50 мегапикселей. У таких наилучшая детализация картинки, цветопередача, динамический диапазон, картинка самая «объемная» и «живая» из приведенных выше категорий. Такие камеры покупают преимущественно профессиональные фотографы и продвинутые любители, требовательные к качеству фотографий.
  • APS-H ( ~28*19 мм, кроп-фактор 1.3) – довольно редко встречающийся формат, такие матрицы ставятся в профессиональные репортажные фотокамеры (далеко не все!), для любителя встреча с такой камерой - крайне редкое явление.
  • APS-C (~23*17 мм, кроп-фактор 1.5-1.6) – такие матрицы ставятся в огромное количество камер (Canon, Nikon, Sony, Fujifilm) классом начиная от начального любительского, заканчивая полупрофессиональным. Разрешение порядка 30 мегапикселей. Видимая разница по картинке с полным кадром в большинстве случаев отсутствует и проявляется лишь при слабом освещении, например, поздним вечером на улице - картинка с кропа более шумная. Также на кропе чуть меньше степень размытия фона на портретах. 
  • Micro 4/3 (~17*13 мм, кроп-фактор 2) – матрица еще меньше по размерам. По качеству картинки незначительно уступает APS-C (или не уступает вообще), как правило имеет пропорционально меньшее разрешение в мегапикселях (около 20 мегапикселей). Сильная черта камер Micro 4/3 - их компактность, стабилизация картинки. Данная категория камер представлена брендами Panasonic и Olympus. Эти камеры больше заточены под видеосъемку (Panasonic в первую очередь), впрочем есть и модели «для фотографов».

Таким образом, арифметика простая - чем больше размер сенсора (меньше кроп-фактор), тем круче фотокамера. Чем именно круче? Как минимум, следующим:

  • лучше детализация картинки (большее физическое количество пикселей она может иметь),
  • лучше динамический диапазон (способность одновременно воспроизводить на снимке яркие и темные объекты без потери оттенков и детализации),
  • меньше уровень шумов (важно при съемке с плохим освещением).

Кроме этого размер матрицы оказывает прямое влияние на способность фотоаппарата размывать фон на портретах. Имеется в виду размытие не программное (как на смартфонах) а настоящее – оптическое. Оно используется для того, чтобы придать фотографии воздушность, подчеркнуть объем, сконцентрировать внимание зрителя на каой-то детали. Этот прием активно используется в портретной фотографии.

Причина – реальное фокусное расстояние объектива. Чем больше размер сенсора, тем большее фокусное расстояние требуется для того же угола охвата пространства. Соответственно, чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Меньше ГРИП – сильнее размытие.

Теперь, я думаю, понятно фотокамеры с большими матрицами умеют красиво размывать фон на портретах, а с маленькими – не могут. Смартфон на этой картинке расположился бы еще правее. То размытие, которое он делает в режиме «портрет» – программное, оно может выглядеть хорошо, а может выглядеть плохо – как повезет.

Уровень технологического развития (поколение)

Размер сенсора камеры и число мегапикселей нельзя рассматривать в отрыве от того уровня технологий, с помощью которых все это создавалась. Основываясь на личном опыте, могу утверждать, что полнокадровая камера 2008 года выпуска по качеству картинки проигрывает современной камере Micro 4/3, а «топовый» компакт начала 2010-х годов ничего не может противопоставить современному смартфону. Можно бесконечно спорить о плотности пикселей, все эти споры имеют смысл только если сравнивать камеры сопоставимых годов выпуска.

Помимо развития технологических процессов, по которым производятся сенсоры, большую роль играет развитие внутрикамерного программного обеспечения. Производительность процессоров выросла в разы и современным камерам по зубам более сложные и интеллектуальные алгоритмы обработки данных. По этой причине стоит узнать возраст модели, а также ее «начинки». Бывает так, что новая камера выходит в продажу уже морально устаревшей (в частности, этим грешил Canon) - новые камеры имеют начинку 3-4 летней давности. Покупать такую камеру или нет – вопрос риторический, но есть риск потом кусать локти от осознания того, что за те же деньги можно было купить что-то более современное по характеристикам.

Количество мегапикселей

Для любительского использования лишние мегапиксели - в большинстве случаев зло и бесполезный балласт, расходующий место на флешке, а потом на жестком диске компьютера. В начале 2000х годов мегапикселей в камерах было мало и разница между 2 и 4 мегапикселями действительно была видна невооруженным глазом. Но как только разрешение матриц перевалило за 10-12 мегапикселей, смысл в их дальнейшем росте значительно уменьшился. Сейчас на количество мегапикселей можно не обращать внимания – их в любом случае будет достаточно.

Подробнее о мегапикселях и их количестве

Не забываем про оптику!

По умолчанию камера комплектуется «китовым» (от английского kit – комплект) зум-объективом, который, в принципе, позволяет получать фотографии приемлемого качества для таких сюжетов как:

  • домашние фотографии, фото с прогулок,
  • фото из отпуска,
  • котики,
  • домашние праздники, пикники,
  • фото поделок для публикации в соцсети и т.п.,
  • пейзаж – практически любой, кроме съемки против солнца. 

Если же в вас «внезапно» проснется тяга к коммерческой фотографии, то «китовый» объектив станет «бутылочным горлышком». Захочется лучшей резкости, более ярких и живых цветов, более интересного размытия фона и т.п., иными словами, чтобы меньше возиться с обработкой каждого кадра с целью доведения его до состояния, когда он будет представлять коммерческую ценность. В этом случае вам предстоит очередная эпопея – выбор объектива. Этому посвящена отдельная статья.

Если штатный объектив перестал устраивать, возможны два варианта, которые позволят почувствовать разницу по сравнению с «китовым» объективом:

  • Покупка качественных светосильных зум-объективов (в идеале – штатник и телевик), например, 24-70мм и 70-200 мм с постоянной светосилой 1:2.8. Это оптимальный вариант для репортажа, когда нет времени на частую смену объективов. 
  • Для всего остального хорошим решением будет покупка нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием (широкоугольный – для пейзажа, нормальный – для ростового портрета, умеренный теле – для портретов крупным палном).

Я пробовал и то и другое, остановился на втором. Получилось качественно, компактно и относительно недорого. Да, пришлось пожертвовать универсальностью и оперативностью. Зато мое «фотобарахло» на все случаи жизни помещается в небольшую сумку и весит не больше килограмма. Важно отметить, что речь идет о системе Micro 4/3. Для полного кадра вес набора будет больше в 2-3 раза.

И еще я понял, что лучшая оптика – это светосильная оптика. Возможность открыть диафрагму на 2-3 стопа шире обычного – это огромное преимущество при творческой съемке. На фотографии как будто появляется «волшебство». Подробности в статье про выбор объектива.

Почему некоторые «кропнутые» камеры стоят дороже полнокадровых?

Причин может быть несколько. 

  1. Класс и функционал камер может быть разным. Полупрофессиональный репортажный «кроп» с пулеметной скоростью серийной съемки и пыле/влагозащитным корпусом будет стоить дороже любительского полного кадра, основное назначение которого – неторопливые фотосессии в хорошую погоду.
  2. Специализация камеры – камеры, ориентированные преимущественно на видеосъемку, имеют матрицу с кроп-фактором, но начинка камеры заточена именно под видеосъемку - имеется мощная встроенная система стабилизации,  высокопроизводительный процессор, позволяющий кодировать видео с высоким битрейтом – все это может быть причиной существенного удорожания камеры.
  3. Сильная разница в возрасте моделей. Новинка с кроп-матрицей может стоить заметно дороже еще актуального, но морально устаревающего полнокадрового фотоаппарата.

Общие характеристики и функции камер – что важно, а что не очень

Формат RAW

 Это формат сохранения фотографий, когда в файл записывается необработанная «сырая» информация считанная с матрицы. Еще его называют «цифровым негативом». Прежде чем получить фотографию, эпригодную для просмотра/печати/публикации, этот RAW надо «проявить». Программ для проявки RAW множество как платных, так и бесплатных.

Главная польза RAW в том, что фотографии, сделанные в этом формате «тянутся» гораздо лучше, чем в Jpeg, то есть, если какие-то участки кадра у нас ушли в глубокую тень, при обработке RAW оттуда можно «вытащить» гораздо больше деталей. Ошиблись с настройкой баланса белого и фотографии ушли в желтизну? Не проблема, при проявке RAW это можно исправить без потери качества. Также RAW позволяет вытягивать детали из переэкспонированных областей (в рамках разумного).

Более подробно о преимуществах RAW перед Jpeg можно прочитать здесь: В каком формате фотографировать – Raw или Jpeg?

Наличие, тип и размер видоискателя

 В зависимости от типа камеры видоискатель может быть зеркальный, электронный или вообще отсутствовать. Зеркальный видоискатель отображает необходимый минимум информации – значение экспозиции, количество оставшихся кадров, подсвечиваются точки фокусировки. Электронный видоискатель более информативен, на него можно вывести живую гистограмму, он показыает предполагаемый результат до срабатывания затвора – то повышает оперативность и снижает количество фотобрака.

При всех достоинствах электронного видоискателя у него есть один недостаток – он, в отличие от зеркального, сажает аккумулятор. Также важен размер видоискателя – большой видоискатель делает съемку более комфортной и значительно упрощает использование ручной фокусировки. У любительских камер видоискатели, как правило, небольшого размера и на практике позволяют только компоновать кадр. У младших моделей беззеркалок видоискатель чаще всего отсутствует.

Размер, разрешение и тип экрана

 Размер экрана у всех фотокамер примерно одинаковый, но разрешающая способность может сильно различаться. Чем больше у экрана пикселей, тем четче на нем будет картинка. На практике это может пригодиться для контроля правильности фокусировки – если фокус промахнулся, на большом экране высокого разрешения это проще заметить и сразу переснять сюжет.

Экран может быть фиксированным и наклонным и поворотным. Наклонный экран дает преимущество при съемке с низкой и высокой точки. Поворотный экран плюс ко всему можно развернуть на 180 градусов – то полезно при съемке самого себя (фото, видео). Фиксированный экран не позволяет таких вольностей, но его конструкция более простая и надежная. У всех современных камер экраны сенсорные. Главное удобство сенсорного крана – фокусировка по прикосновению. При съемке видео благодаря сенсорному экрану легко реализуется «киношный эффект» плавного перевода фокуса с переднего на задний план (или наоборот). По настройкам меню удобнее перемещаться с использованием кнопок и «крутилок».

Wi-Fi, Bluetooth 

Практически все современные камеры имеют возможность беспроводного управления со смартфона. Также беспроводная сеть может использоваться для передачи фотографий на смартфон или ПК. Несмотря на кажущееся удобство, в реальной жизни очень редко находит применение. Во-первых, настройка Wi-Fi подключения далеко не всегда выполняется простым нажатием пары кнопок. Во-вторых - это дополнительный расход батареи (и у камеры и у смартфона). В-третьих, скорость передачи фотографий на ПК по Wi-Fi гораздо ниже, чем чтение флешки через копеечный карт-ридер. Особенно это актуально при больших объемах передаваемых данных.

GPS 

Некоторые камеры позволяют записывать в exif фотоснимков данные геолокации. Надо вам или нет, чтобы камера отслеживала ваши перемещения – решать вам.

Программируемые кнопки

 Чем больше физических органов управления на корпусе камеры, тем лучше – это позволяет реже лазить в меню (и, соответствено, тратить время). Еще лучше, если помимо стандартного набора кнопок есть дополнительные, на которые можно назначить часто используемые именно вами функции – это больше актуально для продвинутых фотографов, для любителей почти всегда не используемое излишество.

Автоматические режимы и сюжетные программы

 Автоматические режимы «портрет», «пейзаж», «закат», «фейрверк» и т.д. помогают новичку сделать кадры приемлемого качества в том случае, если у него нет четкого понимания, как правильно работать с выдержкой, диафрагмой и ISO. Это некая палочка-выручалочка для новичков. Но для опытных фотографов эти режимы не нужны, поскольку в «творческих» режимах (P-A-S-M) можно добиться более качественного и предсказуемого результата.

 

Серийная съемка

Эта функция важна, если нужно заснять какое-то быстро протекающее событие, например, фотофиниш. Также серийная полезна для любителей пофотографировать кого-то или что-то в движении. Теоретически, чем выше скорость серийной съемки, тем лучше, но для любительской съемки вполне достаточно 4-5 кадров в секунду. Современные камеры могут похвастаться скоростью серийной съемки до 20 кадров в секунду, но в большинстве случаев такая скорость только мешает - забивает флешку почти одинаковыми кадрами, которые потом придется долго разбирать и отфильтровывать. Я побаловался с серийной съемкой 10 к/с и вернулся к стандартным 3 к/с (опция "медленная серийная съемка"). Хотя бывают моменты, когда и 10 к/с мало :)

Скорость затвора (диапазон выдержек)

 Это тот диапазон выдержек, с которыми можно фотографировать. У любительских камер это обычно 30...1/4000 секунды. Этого хватает до тех пор, пока вы не прицепите к камере светосильный объектив и не начнете с ним фотографировать с открытой диафрагмой в солнечный день (в погоне за боке). В этом случае нужно иметь возможность снимать хотя бы на 1/8000 секунды. Современные камеры (преимущественно беззеркалки) умеют снимать с выдержками 1/20.000  секунды и даже короче, благодаря использованию «электронного затвора».

Лучший производитель фотоаппаратов

Сейчас технологии производства камер отработаны у всех существующих на рынке производителей, поэтому уже нет никакой разницы между Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Pentax и т.д. Работает принцип паритета – у всех производителей модели одного класса сопоставимы между собой по характеристикам и качеству изображения. Есть колебания в лучшую и худшую сторону, но они компенсируются большей или меньшей ценой. Популярность и непопулярность произодителя в целом связана прежде всего с хорошей или плохой работой маркетологов.

Какие технические характеристики делают фотоаппарат хорошим?

 

Сколько стоит хороший фотоаппарат?

Ну и в заключение остановимся на самом больном вопросе – сколько стоит хороший фотоаппарат? Ответ я вывел опытным путем – хороший фотоаппарат ВСЕГДА стоит в 1.5-2 раза больше, чем вы изначально рассчитывали. Что новый, что б/у – не важно. Просто мы устроены так, что аппетит приходит во время еды – вы читаете обзоры, смотрите примеры фотографий, смотрите технику вживую в магазинах электроники и ваши аппетиты растут :) И всегда найдется что-то, что заставит вас потратить больше (дополнительный объектив, например).

Здесь я могу сказать лишь одно – нужно покупать то что нравится. Сумму, которой не хватает на «камеру мечты» можно заработать, причем через месяц вы об этом уже не вспомните, но у вас в руках будет действительно хороший рабочий инструмент, который будет вам дарить положительные эмоции не один год.

 

Нужно ли покупать фотоаппарат, если есть хороший смартфон?

Все опять-таки зависит от ваших целей.

Смартфон из каждого любителя делает продвинутого фотографа и позволяет «снимать и не заморачиваться». Фотоаппарат показывает, какой из тебя фотограф на самом деле – с ним подход «снимать и не заморачиваться» скорее всего не прокатит.

Я имею в своем арсенале смартфон с хорошей камерой и беззеркалку с набором оптики класса выше среднего. Смысл фотоаппарата для любительской съемки а-ля семейный альбом сейчас, на самом деле, исчез вообще! Смартфон помещается в карман и всегда с собой. За это ему можно простить худшее качество картинки (причем, разница с фотоаппаратом заметна только при действительно сложных условиях, в которых снимаем не так уж и часто). При всем при этом он умеет снимать при слабом свете без шевеленки и программно размывать фон на портрете. Да, в 100% масштабе это заметно. Но при печати 10*15 и просмотре на мониторе разницу увидит далеко не каждый.

Можно при поездке семьей в условные Геленджик или Анапу взять с собой целый рюкзак фотобарахла и всюду таскать его по жаре (а жене дать носить штатив), превращая прогулки в сплошные фотосессии... Да, будет очень качественно, бокешно, пластично, профессионально. Только зачем? Что вы увидите такого на набережной в любом курортном городке, с чем не справится смартфон? Вот! Приехали на отдых – гуляйте налегке :) Фото на память можно на смартфон сделать, а заодно сразу отправить родителям или друзьям.

Другое дело - коммерческие съемки, поездки в действительно красивые и интересные места, в этом случае многокилограммовый фоторюкзак оправдан. Но это, так скажем, случается не каждый день. А у большинства - далеко не каждый год.

Удачного вам выбора и хороших кадров!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»