В раздел "Статьи"

Сравнение «полтинников» Canon - 50mm/1.8, 50mm/1.4, 50mm/1.2L

© Артем Кашканов, 2012

"Полтинник" - это, наверное, один из тех объективов, о котором мечтают те у кого его нет, и мечтают "проапгрейдить" те, у которых он есть. Большую популярность этого типа объектива объясняет сочетание его качеств - легкость, компактность, очень достойное качество изображения (по сравнению с сопоставимыми по стоимости зумами). Фиксированное фокусное расстояние 50 мм обуславливает разделение владельцев "полтинника" на два лагеря. Владельцы "кропнутых" зеркалок успешно используют его как портретник, на полном кадре полтинник у многих выполняет роль штатного объектива. Про себя скажу, что мой старенький Canon EF 50/1.8 успешно делит байонет "пятака" (Canon EOS 5D) с объективом Canon EF 24-105/4L, причем, если сравнивать качество картинки на 50 мм, сравнение во многих случаях будет не в пользу "эльки!" "Полтинников" у Кенона на данный момент три модели:
  • Canon EF 50mm f/1.8 II (5000 рублей)
  • Canon EF 50mm f/1.4 USM (15000 рублей)
  • Canon EF 50mm f/1.2L USM (50000 рублей)
Считается, что каждый объектив является чем-то наподобие эталона в своем классе. Давайте попробуем сравнить несравнимое - объективы, сходные по техническим характеристикам, но стоимость которых отличается друг от друга чуть ли не на порядки. В качестве исходных данных были использованы результаты тестов многими любимого, но, к сожалению, англоязычного ресурса www.photozone.de. В качестве тестовой "платформы" был использован полнокадровый фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II. Сразу оговорюсь, что сравнивались только технические характеристики. Творческой стороне внимания уделено не было, поэтому данную статью нельзя расценивать как всеобъемлющее и исчерпывающее сравнение.

Дисторсия

Дисторсия, как уже много раз упоминалось, представляет собой кривизну картинки - при отрицательной дисторсии картинка выглядит выпуклой, при положительной - вогнутой. У всех "полтинников" присутствует небольшая отрицательная дисторсия, не превышающая 1.5% - это очень незначительное искажение, которое практически не заметно при съемках в полевых условиях.
дисторсия объективов 50 мм

Виньетирование

Виньетирование - это затемнение углов кадра. Особенно оно ярко выражено при съемке с открытой диафрагмой. Как правило, при закрытии диафрагмы на 2-3 стопа виньетирование существенно снижается. На графике приведена зависимость степени виньетирования трех объективов в зависимости от значения диафрагмы.
виньетирование объективов 50 мм
Результат прогнозируемый. Диафрагма 1.8 для объектива 50/1.8 является максимально открытой и он темнит углы аж на -3EV, в то время как для его "конкурентов" эта диафрагма вполне рабочая - виньетирование в 2-3 раза меньше.

Разрешающая способность

В данном тесте разрешающая способность измеряется в парах горизонтальных черно-белых штрихов, которые объектив способен "воспроизвести" на матрице в 21 мегапиксель.

Центр кадра

разрешающая способность объективов 50 мм по центру кадра
Наилучшая резкость в центре кадра у всех объективов проявляется при диафрагме F/4. Дешевый 50/1.8, "засидевшись" на старте быстро реабилитировался, не оставив шансов дорогущему 50/1.2L. Объектив 50/1.4 показывает стабильное превосходство над конкурентами на открытых диафрагмах, но при F/4, "младший" 50/1.8 догоняет его и далее они идут "ноздря в ноздрю".

Угол кадра

разрешающая способность объективов 50 мм по центру кадра
В углах кадра ситуация еще интереснее - отставание 50/1.2L от более дешевых объективов еще более существенно. 50/1.4 и 50/1.8 показывают очень похожие результаты. Начинают закрадываться сомнения - неужели 50/1.2L стоимостью 50 тысяч рублей хуже чем бюджетный полтинник? Так это еще только цветочки по сравнению с хроматическими аберрациями!

Хроматические аберрации

хроматические аберрации объективов 50 мм по центру кадра
Провал "эльки?"... Не будем делать преждевременных выводов!

Рисунок размытия (боке)

Давайте все же сделаем попытку сравнить художественные возможности объективов, попытавшись проанализировать довольно скудную подборку тестовых материалов.

Боке Canon EF 50mm/1.8 II


Источник - photozone.de>
У дешевого "полтинника" одна основная беда - довольно грубое размытие. При диафрагме F/1.8 вокруг светлых точечных объектов образуются "бублики", щедро дополненные хроматическими аберрациями. При закрытии диафрагмы до F/4 хроматические аберрации исчезают, но появляются 5-угольные "гайки" (по форме 5-лепестковой диафрагмы). Неизвестно, что лучше... Словом, Canon 50/1.8 хорош как недорогое средство для получения снимков исключительной четкости (при закрытой диафрагме). На открытой диафрагме он годится для съемки портретов, но скорее бытовых, чем художественных.

Боке Canon EF 50mm/1.4 USM


Источник - photozone.de>
Размытие у "полтинника 1.4" более мягкое и предсказуемое. Бублики на открытой диафрагме тоже присутствуют, но хроматические аберрации в зоне боке не так сильно режут глаза. При закрытии диафрагмы боке рисунок остается более-менее приемлемым, хотя и проступает контур 8-лепестковой диафрагмы. Этот объектив можно позиционировать как универсальный полупрофессиональный фикс-штатник. В большинстве случаев он не имеет никаких преимуществ перед более дешевым 50/1.8, однако когда дело касается "ГРИП-зависимых" жанров (портрет, натюрморт, уличная фотография), 50/1.4 проявляет себя намного лучше, чем "неотесанный" 50/1.8, который готов нашпиговать картинку в зоне размытия набором 5-угольных "гаек" (особенно, при съемке на открытом воздухе с пестрым фоном, например в солнечном лесу).

Боке Canon EF 50mm/1.2L USM


Источник - photozone.de>
И только теперь становится понятно, что такое "размытие с большой буквы!". Боке "полтинника 1.2" близко к идеалу - мягкое, гладкое, правильное. За счет глубины резкости в считанные сантиметры у фотографа появляется возможность акцентировать внимание на самой сути сюжета, нещадно размыв весь назойливый фотомусор! А как вам такая картинка?

полноразмерное изображение
Вся сила "полтинника 1.2L" заключается в его необычайно интересном и красивом рисунке размытия, который является обратной стороной (на этот раз светлой) технических недостатков, выявленных в лабораторных условиях - слабой разрешающей способности (особенно по краю кадра), сильным хроматическим аберрациям. Сложно советовать этот фикс как "объектив на каждый день", но многократно слышал мнение, что фотограф, однажды попробовав эту линзу на меньшее (50/1.4, 50/1.8) уже не согласен.

Выводы

Сложно свести все вышесказанное к какому-то одному графику с суммарными оценками. Да и не стоит этого делать. Все объективы хороши для своих задач и для своей стоимости. Если вы начинающий фотограф и присматриваетесь в "полтиннику", скорее всего вы будете выбирать между 50/1.8 и 50/1.4. Если сомневаетесь, я бы рекомендовал начать с малого. 50/1.8 вполне приличный объектив за свои деньги , он позволит узнать вам, что такое фикс и нужен ли он вам. Возможно, младший "полтинник" полностью удовлетворит ваши фотографические потребности и пропишется в вашей фотосумке на долгие годы. В любом случае, "полтинники" ходовой товар на вторичном рынке - через год вы сможете его продать и при этом очень мало потерять в деньгах. Зато у вас уже будет опыт работы с фиксами и следующий объектив вы сразу начнете использовать с полной отдачей.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»