Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Лучшие компактные фотоаппараты - 2016

Введение

Тема выбора компактного фотоаппарата (мыльницы) всегда была и будет актуальной. Это один из самых популярных классов фототехники и спрос на недорогие, небольшие по размерам и легкие камеры был, есть и будет всегда.

Компактные аппараты с момента своего появления на рынке прошли большой путь развития, превратившись из неуклюжего "кирпича" с несколькими кнопками, маленьким ЖК-экраном и объективом-глазком в полноценный гаджет с функциональностью, сравнимой с "девайсами" Джеймса Бонда (по крайней мере, из из ранних серий). Безумное количество мегапикселей, огромный зум, возможность видеосъемки FullHD и даже 4K, GPS, беспроводная передача данных, возможность прямой публикации фотографий в Интернет, минуя компьютер – если бы лет 15 назад мне сказали, что такую замечательную штуку можно купить всего за 300 долларов, я бы как минимум не поверил. Да и сейчас заманчиво звучит, не правда ли?

Немного истории, или "пятилетку за 4 года!"

Как известно, любая технология развивается ступеньками. Каждая новая ступенька – какое-то революционное нововведение, которое вызывает заметный рост потребительских качеств продукта. Затем следует некоторое затишье – производители накапливают опыт и готовятся к следующему революционному скачку. Эта концепция вполне применима и к нише цифровой фототехники. Так развивались и мыльницы и зеркалки – хоть они шли из разных начальных точек, но сейчас они стали гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо ранее.

Первым революционным скачком было само по себе появление недорогих цифровых мыльниц в продаже. Это пришлось примерно на начало 2000-х годов. Нет, цифровые фотоаппараты продавались и раньше, но по своим характеристикам они не могли конкурировать даже с пленочными мыльницами, а стоили очень нескромно. К началу 2000-х годов разрешение матриц цифровых камер перевалило за 1 мегапиксель, а цена большинства моделей опустилась ниже психологически важной отметки 1000 долларов. Да, цифровые камеры стоили дорого, но практически нулевая себестоимость одного кадра (по сравнению с пленкой) способствовала очень быстрому росту популярности цифровых мыльниц.

Olympus C-860L имел матрицу 1.3 мегапикселя и стоил в около 1000 долларов! (2000 год)

По мере дальнейшего развития технологий и растущей потребности рынка, начали формироваться классы и подклассы – сверхдешевые карманные аппараты (например, Genius, Mustek), "обыкновенные" мыльницы, "продвинутые" мыльницы с большим светосильным объективом, "суперзумы" – аппараты с 8-10 кратным оптическим зумом (иногда больше).

Sony Cybershot F828 — назвать этого монстра компактом, и, тем более, мыльницей, язык не поворачивается. Но по своей сути — компакт, хоть и очень мощный для своего времени! (2004 год)

Вторым революционным рывком было появление функции видеосъемки в фотоаппарате – сначала в очень низком разрешении, с малой частотой кадров, иногда даже без звука, но это стало началом конца бытовых видеокамер. До тех пор, пока разрешение видеосъемки не приблизилось к 1280*720/25fps, эксперты единогласно утверждали – «для съемки видео берите только видеокамеру». Сейчас таких экспертов уже, наверно, не осталось. Фотоаппараты уверенно вытеснили любительские видеокамеры из сегмента домашнего любительского видео и спрос на последние держится, скорее, «по инерции». Сейчас, наверное, любой фотоаппарат за 20 тысяч рублей снимает лучшее по качеству видео, чем видеокамера за 20 тысяч рублей.

Samsung NV24HD — один из первых фотоаппаратов, снимающих HD видео 1280*720p (2008 год)

И, наконец, третий рывок – это приход в сегмент мыльниц больших по размеру матриц. Параллельно с этим, мыльницы обрели возможность использования сменной оптики – так появились беззеркалки или, как их еще называют, «системные камеры». Однако вместе с этим родился еще один класс компактных аппаратов – компакты с несменной, но качественной оптикой и матрицей по размеру сопоставимой с матрицей зеркалки. Качество фотографий, соответственно, тоже сопоставимо с зеркалочным.

Sony Cybershot RX100 — один из первых действительно компактных аппаратов
с дюймовой матрицей и светосильным объективом (2012 год)

Заметили закономерность? Каждые 4 года в сегменте мыльниц происходит какая-то небольшая, но революция. На носу 2016 год, и я не удивлюсь, если фотоиндустрия преподнесет нам какой-то новый приятный сюрприз.

Что такое "мыльничная" картинка и чем она плоха?

Вероятно, вы встречали на форумах фразу "мыльничная картинка". Обычно эта фраза несет пренебрежительный оттенок, являясь антонимом словам "художественный", "благородный", "пластичный", "рисующий" и т.д. которые часто используют владельцы зеркалок с топовой оптикой, когда меряются другом перед другом своим оборудованием :)

Если отбросить эмоции, "мыльничная картинка" имеет следующие особенности:

  • Высокий уровень шумов на вечерних фотографиях;

  • Недостаточно "плавная" цветопередача — грубая передача оттенков в районе ярких светов и глубоких теней.

  • Всегда большая глубина резкости на фотографиях, отсутствие боке на портрете;

Последний пункт — самая большая проблема, из-за которой фотографии, сделанные на мыльницу, выглядят "плоско". Передний и задний планы на них выглядят одинаково резкими. Размытия можно добиться только при съемке с очень близкого расстояния с открытой диафрагмой. Что-то вроде "кошачьих портретов". Таких фотографий полно на сайтах отзывов о фототехнике и их часто сопровождают комментарии — "кто сказал, что мыльница не может размывать задний план?" :)

Это все, на что способна в плане размытия Sony RX100 с дюймовой матрицей и светосилой 1:1.8 на коротком конце. В довесок к скромному результату — заметные искажения пропорций при съемке в упор широкоугольником. При увеличении зума падает светосила и увеличивается минимальная дистанция фокусировки, отчего размытие становится меньше.

С "котофото" вроде бы все понятно. А как дела обстоят при настоящей портретной съемке. Следующие примеры иллюстрируют разницу между двумя аппаратами. Первый пример — беззеркалка m4/3 с китовым объективом (такой же результат дадут и топовые мыльницы) и полнокадровая зеркалка со светосильным фиксом.

"Мыльничная картинка"

"Немыльничная картинка"

Но, на самом деле, на боке и размытии белый свет клином не сошелся. Вполне можно фотографировать красивые портреты и без боке, главное — подобрать подходящий задний план. Есть жанры, в которых большая глубина резкости идет лишь на пользу, например, пейзаж, тревел-фото. То есть, слушать тех, кто с пеной у рта доказывает, что без боке жизни нет, следует с осторожностью — у каждого свои задачи, вполне возможно, вам это боке не особо и нужно! В любом случае, если подходить к фотосъемке с умом, то даже с недорогой мыльницей можно получать достойный результат.

О пользе больших матриц

Один из самых главный параметров фотоаппарата – физический размер сенсора. Чем больше сенсор, тем более «художественную» фотографию потенциально способен обеспечить этот фотоаппарат. Под художественностью подразумевается плавность передачи цветовых оттенков, низкий уровень шумов, хорошее качество картинки при съемке без вспышки – например, дома при свете от окна, возможность снимать с приемлемым качеством в сложных условиях – в кафе, вечером на улице, в театре и т.д. Особенно хорошим дополнением "большой" матрицы является светосильный объектив.

Фотография сделана беззеркалкой Micro 4/3 с "темным" китовым объективом в фойе театра без вспышки. Из-за высокого ISO уменьшилась детализация и контрастность, но в общем и целом картинка смотрится приятнее и естественнее, чем была бы со вспышкой в лоб. Мыльница со светосильным объективом и матрицей размером от 1/1.7" и более обеспечит сопоставимый результат.

Лучшие компактные аппараты — с матрицей 1" и больше

Если рассматривать аппараты только с несменной оптикой, то самым лучшим выбором будет фотоаппарат с дюймовой матрицей. Есть аппараты и с более крупными матрицами, например формата APS-C и даже FullFrame, но компактами их уже не назовешь – ни по размерам, ни по стоимости. Яркими представителями "дюймового" сегмента являются фотоаппараты Sony Cybershot семейства RX, есть камеры Panasonic, Canon – эти аппараты отличает сочетание хорошей матрицы, качественного светосильного объектива и относительно компактного размера – такие аппараты легко помещаются в грудной карман куртки. Камеры этого класса можно было бы назвать без преувеличения лучшим выбором, если бы не их стоимость – она редко бывает меньше 30000 рублей. Но если вы готовы отдать такие деньги за компактный аппарат и уверены, что сменная оптика вам не нужна – это будет очень грамотный выбор. Аппарат прослужит вам долгие годы без намека на моральное устаревание.

Добротный средний класс — аппараты с матрицей 1/1.7", 2/3"

Классом ниже идут компактные аппараты с матрицей 1/1.7 и 2/3 дюйма. Их матрица меньше по размеру, соответственно, однако, и мегапикселей она содержит меньше, то есть по своим "художественным" показателям данные аппараты если и уступают «дюймовым» компактам, то не сильно. Некоторые модели из этого сегмента имеют интересные особенности. Например, Panasonic Lumix LX7 имеет объектив со светосилой 1:1.4 на коротком конце. На практике это проявляется в хорошем (по мыльничным меркам) качестве фотографий , сделанных при слабом освещении. При этом аппарат LX7 достаточно компактен и не будет напрягать вас своими размерами и весом во время прогулок налегке (я сам чуть не купил LX7 себе в качестве второго аппарата, но мне показался не совсем удобным с точки зрения эргономики).

Компакт Panasonic Lumix LX7 имеет самый светосильный объектив в своем классе (1:1.4 на коротком конце). Этим аппаратом можно снимать вечерний город без штатива с более-менее приемлемым качеством. К сожалению, сейчас эта модель снята с производства, а более нового аналога в данном классе у нее нет, серия LX перешла в "дюймовый" класс, изрядно подорожав (модель LX1000, см. предыдущий абзац)

Еще одним интересным аппаратом с матрицей 2/3 дюйма является Fujifilm X30. Он не может похвастаться сверхкомпактными размерами, но матрица X-Trans 2/3” в сочетании с качественным объективом обеспечивают очень приятную картинку – и по цветам и по четкости. Не стану советовать эту камеру всем и каждому, ее нужно пощупать вживую и привыкнуть к ее особенностям, а их хватает...

Fujifilm X30 может похвастаться не только хорошими техническими характеристиками, но и стильным внешним видом, большим количеством ручных органов управления — это оценят опытные фотолюбители, предпочитающие устанавливать параметры съемки вручную. Новичков же подобная особенность, наоборот, может отпугнуть. Камера больше подойдет для неспешной съемки в формате RAW. Качество в Jpeg — не самая сильная сторона X30.

Главным недостатком Fujifilm X30 является завышенная цена. Практически за эти же деньги можно купить аппарат со сменной оптикой и Fujifilm X-M1 Kit с матрицей APS-C, который превосходит X30 по многим параметрам, но проигрывает в компактности.

Среди компактов с матрицей 1/1.7 дюйма есть и другие вполне достойные аппараты от Canon, Nikon, Olympus. У них у всех есть свои особенности – как положительные, так и отрицательные. Владельцы Nikon P7800 отмечают хорошее качество снимков и функциональные органы управления, но жалуются на медленную работу камеры, Canon G16 – имеет хороший для своего класса зум, но оптика подмыливает края. Olympus XZ-2 дает хорошую цветопередачу, но автофокус иногда живет своей жизнью. То есть, куда не копни – кругом сплошной компромисс. Именно такая точка зрения навязывается популярными журналами и интернет-изданиями. Но это мнение, на мой взгляд, весьма однобоко. Даже если человек, писавший обзор камеры имеет большой опыт фотосъемки, невозможно за 1-2 съемочных дня "почувствовать" камеру, научиться видеть ее реальные плюсы и компенсировать минусы. По своему опыту могу сказать, что разобравшись как следует с управлением и функциями аппарата, а также зная основные принципы художественной фотосъемки, хорошего результата можно добиться с абсолютно любой камерой из обозначенной категории. Главное – не требовать от камеры невозможного, не "насиловать" ее, заставляя решать заведомо невыполнимые задачи.

Если же компромиссные решения не для вас – пожалуйста, покупайте топовую зеркалку с парой-тройкой светосильных объективов (но при этом будьте готовы таскать 3-4 килограмма техники на своем горбу).

"Мейнстрим" — фотоаппараты с матрицей 1/2.3" ценой до 15000 рублей

"Дальнобойная артиллерия"

Еще один подвид компактных аппаратов – ультразумы. Ультразумы бывают как с большими дюймовыми матрицами, так и с матрицами более мелких размеров. Чем больше матрица, тем ближе качество картинки к зеркалочному, но тем выше и цена. "Топовые" ультразумы заметно превосходят по цене младшие зеркалки в базовой комплектации и по карману далеко не каждому фотолюбителю. Ультразумы с "мелкими" матрицами сопоставимы по стоимости с "обычными" топовыми компактами, дают возможность "приближать" все и вся, но по техническому качеству картинки они заметно отстают от аппаратов с малой кратностью зума, но большой по размеру матрицей. У аппаратов с матрицей 1/2.3" (коими является большинство ультразумов) выше уровень шумов, ниже рабочее ISO, менее качественно прорисовываются мелкие текстуры, края объектов выглядят шероховатыми и сами цвета не такие сочные. Покупать ультразум я бы рекомендовал лишь в том случае, если вы действительно уверены, что найдете применение 30- 40- или даже 60-кратному зуму.

Тема выбора ультразума вынесена в отдельную статью — Выбор компактного фотоаппарата с большим зумом.

"Хорошие дешевые"

Самыми доступными по цене являются мыльницы карманных размеров с небольшим зумом. Моделей в данном сегменте огромное количество, но сравнивать их между собой с целью выявить "самый лучший фотоаппарат до 15.000 рублей" смысла нет – все эти камеры имеют очень похожие характеристики и качество фотографий у них практически одинаковое. При выборе стоит учитывать лишь удобство в использовании, дальность действия вспышки, емкость аккумулятора, а также субъективное "нравится/не нравится".

Фотоаппарат какого бренда предпочесть — Canon, Nikon, Sony, Olympus, может Samsung?

Если фотоаппарат покупается в качестве "фоторегистратора", то, по большому счету, нет никакой разницы в производителе. Все мыльницы за одну цену имеют сопоставимые характеристики — если кто-то в чем-то лучше, то наверняка, в чем-то и хуже, а в среднем — разница нулевая.

Canon и Nikon уже давно зарекомендовали себя как надежные и проверенные бренды. Есть исторически сложившееся мнение, что Nikon более аккуратно действует в авторежиме, в то время как у Canon бывают промахи по балансу белого (чаще в желтизну) и по экспозиции (склонен к пересвету). Лично у меня не было возможности проверить эту теорию на мыльницах, но для младших зеркалках, на мой взгляд, это утверждение вполне справедливо. Так что, если нужен хороший автомат, из этих двух брендов я для себя выбрал бы Nikon.

Sony не может похвастаться столь богатой историей в фотоделе, тем не менее производит вполне достойные продукты. Лично у меня противоречивое отношение к зеркалкам Sony (есть на то основания), но по части компактных аппаратов этот бренд я бы поставил во главу тройки лидеров. Даже недорогие компактные фотоаппараты Sony хорошо снимают в авторежиме (проверено на собственном опыте), а модели постарше помимо хорошего функционала имеют еще и продуманное управление.

Камеры Olympus не так популярны у наших покупателей, тем не менее вполне интересны. Главная особенность Olympus — его "теплая" цветопередача. Не знаю, как на мыльницах, но на беззеркалке m4/3 я это почувствовал. Причем это не "морковная желтизна", как при сбитом балансе белого, а едва уловимое усиление оранжево-красных тонов. При съемке на улице Olympus неплохо передает скин-тона, но дома при свете вспышки или лампочки цветопередача не так хороша. Прежде чем покупать Olympus, стоит с ним познакомиться поближе и решить — сойдетесь вы или нет.

К камерам Samsung у меня двоякое отношение. Вроде бы по характеристикам все хорошо, функциональность шире чем у конкурентов за ту же цену, но на деле получается, что фотографии по качеству уступают другим аппаратам — выше уровень шумов, заметнее артефакты постобработки (т.н. "акварельность"). Хотя, если фотоаппарат нужен для того чтобы "фоткать и выкладывать в контакт", Samsung вполне подойдет. При других задачах я бы смотрел в сторону Canon, Nikon, Sony.

Ниже приведены несколько моделей, на которые я рекомендовал бы обратить внимание при выборе универсального и недорогого фотоаппарата без претензий на художественную фотосъемку. Выглядят, стоят и снимают они практически одинаково — выбирайте по емкости аккумулятора :)

Качество фотографий, которое обеспечивают эти камеры, так скажем, компромиссное — при печати 10*15 не сильно отличается от фотографий на хороший смартфон. Весомые преимущества указанных выше фотоаппаратов перед смартфонами — хороший зум и более мощная вспышка. При снижении ценовой планки происходит сближение характеристик фотокамеры с камерой смартфона и в районе 5-6 тысяч рублей наступает ситуация, что смартфон со встроенной вспышкой выглядит более практичным приобретением — хоть немного и проигрывает в качестве фотографий (и то не всегда!), зато всегда с вами.

"Хороший фотоаппарат для творческой съемки за 5000 рублей"

Иногда меня просят посоветовать "аппарат для творческого, но небогатого человека" стоимостью до 5000 рублей. Естественно, выбор при этом производится из мыльниц самой дешевой категории в надежде найти некий "волшебный фотоаппарат", который хоть на какую-то тютельку лучше конкурентов за ту же цену. На это я могу сказать только одно — даже если у аппарата А за "4990 рублей по акции" характеристики чуть лучше аппарата Б за такую же цену "без акции", то разница эта почти всегда в пределах погрешности. И для творческой съемки ни тот, ни другой аппарат не пригодны. Это все равно, что снимать художественный фильм на автомобильный видеорегистратор.

Единственный разумный выход — зайти на Авито и поискать старенькую цифрозеркалку, например, Canon EOS 350D или Nikon D40. За 5000 рублей сложно, но можно найти не новый, но рабочий вариант камеры с китовым объективом. Только это даст возможность хоть как-то реализовывать творческие замыслы.

Категория: Выбираем фотоаппарат

Автор - Артем Кашканов

Дорогие друзья! Если мои статьи оказались для вас полезными и вы хотите как-то отблагодарить меня, вы можете сделать это прямо сейчас. Перечислите символическую сумму и вы получите электронную книгу "О фотографии простым языком" - в ней очень много полезной и доступно изложенной информации, интересной как новичкам, так и опытным фотолюбителям!

Подробнее о книгах      Написать мне
Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Комментариев пока нет

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)