В раздел "Статьи"

Panasonic Lumix S1r - полнокадровое чудо по цене автомобиля

© , 2019

С чем лично у вас ассоциируется бренд Panasonic? Я думаю большинству на ум в первую очередь придет аудио-, видео- и бытовая техника. Магнитолы, музыкальные центры, телевизоры, мультиварки. Еще они делали неплохие видеомагнитофоны и видеокамеры. Цифровые фотоаппараты Panasonic тоже делает уже  очень давно, причем делает их весьма неплохо, но они не смогли стать столь же популярными как Canon и Nikon. Почему? Возможно потому, что мы любые копировальные аппараты называем "ксероксами", а внедорожники "джипам" - кто первым что-то придумал, или первым вошел в рыночную нишу, то имя на слуху и оно работает как инструмент продаж.

Тем не менее, фотокамеры Panasonic нашли своих почитателей. Главным их достоинством традиционно считалось качество видео. Благодаря этому многие профессиональные видеографы успешно используют "люмиксы" для решения самых разнообразных задач. По части фотосъемки камеры Panasonic тоже весьма неплохи, но распространено убеждение, что если хочется компактную камеру Micro 4/3 именно для фото, то лучше брать Olympus. Почему так - разумного объяснения лично я не нахожу.

И вот Panasonic делает всем сюрприз - в начале 2019 года анонсирует сврю первую полнокадровую камеру Lumix S1, а чуть позже - "усиленную" версию S1r.  Если считать их прямыми конкурентами фотокамер Sony семейства Alpha 7, то Panasonic опоздал как минимум на 6 лет - первая версия Sony Alpha 7 вышла в 2013 году и к настоящему моменту сменила уже несколько поколений и обзавелась кучей разновидностей - для высокой чувствительности, для высокого разрешения. Чтобы выходить на рынок в "топовом" сегменте и с такой задержкой нужно иметь немало смелости и амбиций!

По счастливому стечению обстоятельств мне недавно досталась на тест фотокамера Panasonic Lumix S1r. Я был в Москве, решил посетить Измайловский кремль, а там помимо сувениров для иностранцев оказалась "раздача слонов" от известных брендов фотоиндустрии - Sony, Panasonic, Fujifilm, Pentax и т.д. Можно было совершенно бесплатно взять на получасовой "тест-драйв" любую камеру и любой объектив из имеющихся в наличии. В числе прочего была возможность познакомиться с камерой Panasonic Lumix S1r и объективом Lumix S Pro 1:1.4/50mm, что я и сделал.

Данный обзор нельзя считать полноценным, поскольку было слишком мало времени - всего полчаса. Естественно, разобраться во всех тонкостях и нюансах данной камеры за это время не получилось бы, поэтому я просто включил ручной режим, формат RAW и пошел гулять по Измайловскому кремлю и снимать все что могло показаться хоть сколь-нибудь интересным.

Первые впечатления

Начнем с внешнего вида.

Компактность? Нет, не слышали! Хоть это и системная камера, которым по закону жанра подобает умещаться если не в карман, то хотя бы в небольшую сумку, Lumix S1r по размерам и массе даст фору многим полнокадровым зеркалкам - это полноценный "кирпич". Корпус угловатый и брутальный, это настоящая "мужская" камера.

Органы управления лично у меня не потребовали долгого привыкания, все что нужно у S1r под рукой - селектор режима съемки, кнопки баланса белого, ISO, экспокоррекции, несколько управляющих дисков, переключатель режима автофокусировки, несколько программируемых кнопок и навипад. 

Объектив Lumix S Pro 1:1.4/50mm тоже отличается большими для "полтинника" габаритами и нескромным весом. Корпус сделан из металла, дизайн в стиле минимализма. Есть кольцо фокусировки и диафрагмы - и то и другое работают "по проводу" и не имеют механической связи с начинкой объектива.

 

Первое, на что я обратил внимание - задумчивость камеры при работе с флешкой SDHC 10 класса (была куплена в 2012 году и в настоящее время исправно служит в Lumix GX9). При съемке одиночных кадров пропускной способности худо-бедно хватает, но после того как я выдал "пулеметную очередь" кадров из 10 (скорость серийной съемки 9 кадров в секунду) фотоаппарат ушел в себя на пару минут! А на что я рассчитывал? Разрешение матрицы 47 мегапикселей, вес одного файла в формате RAW составляет около 70 мегабайт! На стандартный CD-R диск влезет всего 10 кадров с S1r :) Хотите работать с этой камерой - запасайтесь быстрыми флешками большого объема, многотерабайтными жесткими дисками и шустрыми компьютерами, на которых такие RAWы можно будет обрабатывать, не испытывая желание застрелиться от тоски :)

Если уж зашла речь о максимальном эффективном разрешении, у S1r оно составляет 187(!!!) мегапикселей. Картинка формируется из нескольких кадров, каждый из которых снимается со смещением матрицы. Один файл в формате RAW при этом весит под 300 мегабайт! Опробовать этот режим мне не удалось, к сожалению - я пришел на тест-драйв не подготовленным и просто не знал, что такая возможность у камеры есть. Хотя, есть подозрение, что съемка 187-мегапиксельного снимка в формате RAW окончательно добило бы сначала мою медленную флешку, а потом мой домашний ПК. Он относительно легко справлялся с 13-мегабайтными RAW от Canon EOS 5D. Когда RAWы стали по 20-25 мегабайт (Lumix GX9) компьютер стал намекать, что его пора апгрейдить. Если же ему дать на обработку 300-мегабайтный файл, он только его превьюшку будет час загружать :)

В характеристиках камеры указано, что в ней используется высокоинтеллектуальная фокусировка, работающая по контрастному методу - что-то с фазовой у Panasonic не сложилось. При фокусировке по одной точке проблем нет вообще, автофокус мгновенный. Но если задействовать автоматическое определение зоны фокусировки по всей площади кадра, иногда возникают сбои - вместо фокусировки по лицу на переднем плане автофокус более охотно цеплялся за пестрый фон.

Особой похвалы заслуживает электронный видоискатель. Его разрешение 5.7 миллионов точек, а скорость обновления картинки - 120 кадров в секунду. Детализация картинки настолько высока, что стирается грань восприятия между "электронной" картинкой и реальной. А учитывая то, что ЭВИ показывает картинку с учетом уровня экспозиции, унылый пасмурный день в нем превращается превращается в буйство красок и позитива - через видоискатель смотреть на картинку приятнее, чем своими глазами :)

Мне удалось опробовать камеру в репортажных условиях, как раз в это время рядом с Измайловским кремлем проходила тусовка Zumba-инструкторов - а это несколько сотен человек в яркой разноцветной одежде с радостными лицами!

Что тут можно сказать? Снимать репортаж на Panasonic Lumix S1r было бы одно удовольствие, если бы все не испортила тормозная флешка. А так - автофокус мгновенный, лаг затвора практически отсутствует, скорость серийной съемки 9 кадров в секунду тоже вполне достаточная. Со стороны я, вероятно, тогда выглядел как пират из мультфильма "Остров сокровищ", который стрелял из пушки очередями :)

Примеры фотографий, сделанных на Panasonic Lumix S1r и объектив Lumix S Pro 1:1.4/50mm

Результат моего получасового творчества в виде исходников можно посмотреть здесь - https://yadi.sk/d/q9L-m3PmlbPsjQ.

Съемка велась в RAW, файлы были потом сконвертированы в DNG и обработаны в Lightroom (он не принял RAW от S1r). Никаких особых регулировок не проводилось - только уровни (там где ошибся с экспозицией) и иногда кадрирование. А так, в принципе, фотографии как фотографии. По качеству претензий нет - цвета правильные, резкость хорошая даже на открытой диафрагме, благодаря быстрому автофокусу интересные моменты ловить легко и приятно.

50mm (небольшой кроп), F1.4. Возникает ощущение, что камера едва заметно окрашивает картинку в синеву/зелень, но делает это как-то по-киношному благородно. Проба цвета на стене кремля под локтем у девушки дает RGB (219,229,231), то есть зеленый и синий чуть ярче красного.  Потыкал в разных местах белой стены - везде есть хоть небольшое, но преобладание синего и зеленого оттенка. Хотя, возможно это рефлексы от деревьев.

 

50mm F1.4. Нет, все равно чуть синит/зеленит. Башенка на заднем плане в расфокусе - RGB(218,229,231). 

 

50mm F1.4. Хочется отметить приятную передачу скинтонов

 

50mm F5.6. Обратите внимание на динамический диапазон - любительские камеры на подобных снимках выбивают небо в белизну, здесь его оттенки проработаны от и до.

 

50mm F5.6. Подобную фотографию я делал на дваждыкропнутый GX9 - при просморе на мониторе разницы нет вообще, но в 100% масштабе разница между 20 и 47 мегапикселями весьма заметна.

 

50mm F1.4. Фото было изначально переэкспонировано, но в Лайтруме уровнями удалось его вытянуть из переэкспозиции практически без потери светов.

 

50mm F1.4. Даже на открытой диафрагме "полтинник" абсолютно резкий и цветастый.

Результат, конечно не очень показательный, для полноты картины не хватает съемок в темноте на высоких ISO. Но найти темноту днем на улице, увы, не представилось возможным.

В принципе, если бы у меня в руках был старый добрый Canon EOS 5D Mark III с соответствующим объективом, при слепом сравнении результат вряд ли был отличим.

Выводы 

Panasonic Lumix S1r - явно не продукт массового спроса. Такую камеру купят те, кому действительно нужны 187 мегапикселей - например, для изготовления печатных плакатов сверхбольшого размера. Видео 4К 60fps - тоже вещь пока очень специфичная в плане ресурсоемкости, далеко не всем нужно такое качество. А еще камера явно "художественная" - картинка с нее даже без обработки смотрится дорого и благородно (вероятно, это еще и заслуга явно не дешевого объектива).

Для повседневных коммерческих задач в общем и целом возможности камеры, возможно, даже избыточны – сложно найти средства отображения информации, на которых была бы явно видна явная разница между картинкой с S1r и любой другой камерой в 1.5-2 раза дешевле. 

В раздел «Статьи»