Panasonic Lumix GX9 - подробный обзор системной камеры

Актуальность: 2019

Автор: Артем Кашканов

Рекомендую: Книги о фотографии

Мое первое знакомство с цифровыми камерами Panasonic произошло очень давно - году в 2003. Тогда я накопил изрядную сумму денег с целью поменять свой первый цифровой Olympus C-860L (1.3 мегапикселя) на что-то посерьезнее. И в качестве этого "посерьезнее" я рассматривал Panasonic Lumix LC40 - урезанная версия модели LC5, которая, при урезании не лишилась светлой лейковской оптики и это по моему мнению было очень круто :) Почему я это помню до сих пор, не понятно - видимо столько форумов было перечитано и оразцов фотографий пересмотрено, что до сих пор некоторые помню :) В общем, Lumix я тогда не купил, а купил Canon и впоследствии 15 лет жил с этой маркой до тех пор, пока не стало ясно, что если я "пятак" не продам сейчас, не продам его уже никогда - запросы фотолюбителей меняются и ценителей "полного кадра за мало денег" становится все меньше.

Передо мной встал вопрос - какую камеру купить, чтобы она снимала сопоставимо с Canon EOS 5D, но чтобы весила раза в 2-3 меньше и легче.

Должен признаться, что за последние пару лет фотография для меня из категории профессиональной деятельности снова вернулась в раздел хобби. Я признался себе, что мне просто надоело бегать с камерой по мероприятиям, потом все это обрабатывать. Меня гораздо больше привлекала возможность гулять с фотоаппаратом налегке - этому немало способствовал Olympus E-PM2, который доказал, что при использовании хорошей оптики и при наличии рук, растущих из правильного места, с его помощью можно делать снимки отличного качества. Но камера была уж слишком функционально урезана, на роль основной камеры она мне не подходила. Я решил поискать себе современную беззеркалку, на которую можно комфортно снимать и получать при этом достойный результат.

На покупку было выделено 50 тысяч рублей. Промониторив Яндекс.Маркет я не нашел ничего путного - либо слишком просто, либо слишком дорого. Решил посмотреть среди б/у. К счастью в моем городе есть фотомагазин-комиссионка, в которой иногда появляются интересные предложения. В первую очередь меня привлекла тушка  Olympus OM-D E-M1 за 30 тысяч рублей, но по факту камера оказалась явно видавшая виды и от ее покупки я отказался. Зато там же оказался свежий Panasonic Lumix GX9 с объективом 12-32mm, который впоследствии и стал моим за 44 тысячи рублей. Новый такой аппарат стоил под 60 тысяч. По словам продавца, хозяин продает его, поскольку перешел на полный кадр (а я как раз оттуда :)

Что из себя представляет Panasonic Lumix GX9?

На вид этот аппарат очень похож на старую дальномерку типа "Лейки". Собственно, это и не удивительно - Panasonic давно сотрудничает с Leica в области цифровой фотографии. В любом случае, камера GX9 выглядит стильно (ретро нынче в моде):

Корпус камеры цельнометаллический, нижняя часть обтянута черной рифленой резиной с приятной фактурой. Передняя панель выполнена в духе минимализма - помимо собственно объектива на ней присутствуют лишь кнопка для смены объектива и небольшой светодиод подсветки автофокуса. Под правую руку сделан небольшой наплыв, чтобы камеру удобнее было держать. 

Panasonic Lumix GX9 имеет три комплектации:

  • "боди"
  • с объективом Lumix 12-32mm 1:3.5-5.6 ("блинчик")
  • с объективом Lumix 12-60mm 1:3.5-5.6 (полноценный "тревел-зум")

Мне досталась вторая комплектация, то есть с объективом-блинчиком. Про него я расскажу чуть позже.

Если посмотреть на камеру сверху, то интересного уже больше, а именно:

  • электронный видоискатель, причем с углом отклонения до 90 градусов
  • горячий башмак
  • встроенная вспышка, выскакивающая при нажатии кнопки на задней панели
  • управляющий диск выдержки, в центре которого находится кнопка спуска
  • рычажок вкл/выкл, на верхушке которого находится кнопка видеозаписи
  • диск выбора режима (PASM)
  • диск экспокоррекции

Кнопка спуска на своем месте, палец на нее ложится без лишних усилий и перегибов (в отличе от Olympus OM-D E-M5). Колесико выдержки вращается относительно легко, но диски PASM и экспокоррекция требуют больших усилий. С одной стороны это правильно, так как исключается случайный поворот диска, с другой - при съемке не совсем удобно менять поправку экспозиции - диск есть, но повернуть его получается не всегда, палец проскальзывает.

Размер картинки в электронном видосикателе относительно небольшой, я сначала подумал, что будут проблемы с ручной фокусировкой, но мои опасения оказались напрасными - при ручном фокусе камера подсвечивает объекты, которые в фокусе. Электронный видоискатель имеет почти в 2 раза большее разрешение, чем экран, пиксели на нем не заметны. Кто бы что не говорил и не писал, задержка отображения картинки в ЭВИ присутствует, хоть и невелика. Зато видоискатель очень удобен при съемке на ярком солнце, так как обычный экран теряет контрастность и не позволяет точно видеть, какая картинка получится. Расплачиваться за это приходится чуть меньшей автономностью - ЭВИ потребляет больше энергии, чем обычный ЖК-экран.

Задняя панель Lumix GX9 изобилует органами управления:

Что мы имеем?

  • 3-дюймовый сенсорный ЖК-экран разрешением 1.24 мегапикселя с изменяемым углом наклона
  • Управляющий диск с функцией нажатия (в инструкции и меню настроек он называется "лимб")
  • Три настраиваемых функциональных кнопки
  • Механический переключатель режима фокусировки - очень удобное решение!
  • Кнопка подъема встроенной вспышки
  • Кнопка блокировки экспозиции/автофокуса
  • 5-кнопочный навипад, кнопки которого отвечают за уровень ISO, баланс белого, управление автоспуском, выбор области фокусировки. Центральная кнопка в режиме съемки активирует меню основных настроек - навигация по нему осуществляется либо кнопками, либо колесиками (требует некоторого привыкания)
  • Кнопка DISP - для выбора способа отображения информации на экране.

Помимо трех физических функциональных кнопок имеются еще 4 программные - они расположены на выпадающем меню на сенсорном экране.

Снизу все стандартно - крышка аккумуляторного отсека (в нем же находится отсек карты памяти), резьба для штатива или дополнительной рукоятки.

Как видим из картинок и описания, камера несмотря на скромные по сравшению с зеркалкой габаритами не обделена физическими органами управления и это замечательно! Большое количество функциональных кнопок дает возможность идеально настроить камеру под свои нужды.

Ссылки на образцы фотографий Panasonic Lumix GX9

Считаю логичным сразу представить ссылку на полноразмерные фотографии, сделанные на Lumix GX9 - https://yadi.sk/d/ofJkUCSB037VLg. Это фотографии полноразмерные фотографии с EXIF, какие-то прошли обработку в Lightroom, какие-то - внутрикамерный Jpeg.

Более художественные фотографии, сделанные камерой Panasonic Lumix GX9 можно посмотреть в Фотоклубе - http://club.artem-kashkanov.ru/camera/DC-GX9

Ниже по тексту будет краткий разбор на примерах возможностей камеры, ее достоинств и недостатков.

 

Пара слов о меню настроек

Не буду перечислять все экраны меню, скажу только, что настроек реально много! Создается ощущение, что в фотоаппарате настраивается абсолютно все. В связи с этим на первом этапе придется потратить много времени, чтобы все это изучить. К сожалению, инструкция, идущая в комплекте не отличается большой информативностью, а названия пунктов иногда бывают сильно сокращены (чтобы поместиться в ширину экрана) и не совсем понятно, за что они отвечают. Вероятно, это специфика русификации меню.

Помимо основного есть еще настраиваемое пользовательское меню, в котором можно закрепить те пункты, которые не уместились на функциональных клавишах - тоже шаг навстречу продвинутому фотолюбителю.

После некоторого привыкания организация меню кажется вполне логичной несмотря на всю его громоздкость.

Фотокамера в работе

Lumix GX9 в работе не напрягает, камера работает в большинстве ситуаций быстро и предсказуемо - просто берешь и снимаешь. Но есть некоторые особенности.

Автофокус, не имеющий фазовых датчиков, в основном срабатывает быстро и точно, но в сложных условиях бывают промахи. В частности они были замечены при использовании объектива Lumix 25mm 1:1.7 при съемке с недостаточным освещением - автофокус поелозит туда сюда и уводит объектив в полный расфокус.  Неизвестно, чья это особенность - объектива или тушки, но это здорово мешает в репортажной съемке (хотя ни фотокамера, ни объектив 25mm/1.7 для нее и не предназначены). При съемке ночного города такая ситуация тоже иногда наблюдается. Такое ощущение, что объектив ловит "зайцев", которые мешают работе автофокуса, но это только предположение.

Lumix GX9 позволяет использовать механический (до 1/4000 сек) и электронный затвор. И тот и другой имеют свои особенности.

Электронный затвор позволяет фотографировать абсолютно бесшумно (хотя по умолчанию при съемке камера издает звук, имитирующий щелчок затвора) и казалось бы, почему бы его не использовать постоянно? Но не все так просто. Замечена одна особенность - при съемке в помещении, освещенного светодиодными лампами, картинка покрывается темными горизонтальными полосами - видимо из-за строб-эффекта от мерцания ламп:

Также при использовании электронного затвора возможно искажение формы быстро движущихся предметов (эффект roller shutter). Пока на практике встретить не пришлось, но в Интернете полно примеров, например этот:

Выглядит безусловно забавно, но далеко не всегда это тот результат, который нужен фотографу :)

Механический затвор лишен проблемы roller shutter, но тоже не безгрешен - он иногда дает такой неприятный эффект как shutter shock. Из-за встряски камеры картинка получается чуть смазанная даже на коротких выдержках. Явление исключительно редкое, но оно присутствует. Судя по форумам, shutter shock'у подвержены многие камеры с подвижной матрицей, не только Panasonic. Ниже приведен 100% кроп с фотографии с shutter shock:

Не самым сильным местом камеры является ее аккумулятор. По заявленным характеристикам его должно хватать на 260 кадров, у меня один раз получилось сделать 450 - все равно это немного для тех, кто много снимает. Видимо, придется приобрести пару дополнительных батарей и заодно внешнее зарядное устройство. Штатный аккумулятор заряжается внутри камеры от обычного USB-зарядного устройства. К большому сожалению камера не умеет снимать и заряжаться одновременно. Еще один вариант решения проблемы - обзавестись PowerBank-ом и в промежутках между съемками цеплять камеру к нему.

Из положительных черт стоит отметить работу внутрикамерной стабилизации - она дает возможность с легкостью снимать с рук с выдержкой порядка 1/10 секунды (на широкоугольный объектив). Также она хорошо работает при видеосъемке.

Скорость серийной съемки составляет 9 кадров в секунду - это стандартное значение для системных камер, но для сопоставимых по классу зеркалок это практически недостижимое значение. Есть дополнительные интересные функции:

  • Post Focus - камера снимает короткое видео в разрешении Ultra HD (около 8 мегапикселей), при котором перемещает фокус от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности. Потом можно выбрать те варианты, где фокус в том месте, где хочется. Это удобно для стекинга - создания изображений, на которых все резко. 
  • 4К фото - камера также снимает короткое видео в Ultra HD, но без перемещения фокуса, которое потом можно разобрать на отдельные кадры, либо свести их в один, на котором показаны разные фазы движения объекта. Что-то вроде фото-финиша. Причем это делается внутрикамерным софтом.

Отдельного внимания заслуживает встроенная вспышка. Она имеет очень небольшую мощность, но она расположена на подвижном креплении, которое можно отогнуть и направить вспышку в потолок. Это значительно улучшит качество фотографий в помещении, правда дальность действия при этом становится просто ничтожной. В принципе, наличие горячего башмака позволяет использовать полноценную внешнюю вспышку и это также можно отнести к плюсам GX9.

Качество фотографий

Цветопередача

В фотокругах иногда можно услышать такие фразы типа "фуджевские цвета", "олимпусовская теплая цветопередача", "телесные тона кенон", "пентаксовские цвета" и т.д. Так или иначе, у многих производителей камер есть свои "фишки" в плане цветопередачи. У Панасоника ничего подобного я не заметил. Фотоаппарат передает картинку такой, какая она есть, не пытаясь приукрашивать. Хорошо это или плохо - решать вам. Лично мое мнение - это хорошо, так как все эти особенности цветопередачи, зашитые где-то глубоко в мозгах камеры имеют обратную сторону. Приведу пример...

У меня есть Олимпус. Он немного "теплит" цвета. Благодаря этому пейзажи получаются теплые и приятные, но стоит попробовать поснимать портрет в вечернем свете, лица окрашиваются в морковную желтизну или в красноту (зависит от цвета заката). Если излишнюю желтизну еще можно как-то поправкой баланса белого, то красноту вывести не так-то и просто - нужно колдовать с RAW в Lightroom.

У Lumix GX9 такой проблемы вроде нет, однако в пасмурную погоду в режиме AWB его преследует синева. Конечно, можно выставить ручной баланс белого или вообще назначить его в Кельвинах (такая возможность есть), но кто из целевой аудитории этой камеры будет заниматься подобными манипуляциями? Считанные единицы. Так что, если хотите при любых обстоятельствах получать на фотографиях правдоподобные цвета, от RAW никуда не денетесь. 

Зато у GX9 есть интересная функция - автоматический ББ с ручной поправкой. То есть, можно снимать с автоматическим балансом белого, но указать оттенок на цветовой палитре, в который должны смещаться цвета. Я сместил точку в красно-оранжевый - получил цвета почти как у Олимпуса :)

На цветопередачу также оказывают влияние настройки стиля изображение - стандартный, нейтральный (чуть тусклее), яркие цвета (чуть ярче), несколько вариантов ч/б а также набор из пары десятков настраиваемых арт-фильтров. В принципе, эти вещи позволяют вообще обойтись без постобработки, но я не сторонник такого подхода, так как при этом мы либо теряем оригинальную картинку, либо вынуждены снимать в режиме арт-брекетинга (фотоаппарат сохраняет на флешку сразу несколько по разному обработанных вариантов одного кадра), расходуя флешку не слишком экономно.

Уровень шумов

Чудес не бывает, 20 мегапикселей, которые запихнули в форм-фактор micro 4/3 дают шумы даже на минимальном ISO 200. Причем в RAW их даже больше, чем в Jpeg - видимо, встроенный шумодав давит шумы более эффективно, чем Lightroom. Но "лайтрумовский" шум имеет более благородную фактуру, напоминающую пленочную зернистость. 

Если говорить о максимальном рабочем ISO, то нужно это делать с оглядкой на то, что с этими фотографиями потом будут делать. Одно дело печать форматом А2, другое - выложить в соцсеть, где эту фотографию будут смотреть преимущественно на смартфонах в веб-разрешении. Печатать крупным форматом фотографии я пока не пробовал, но для веб-размеров снимки, сделанные даже на ISO 6400 вполне пригодны. При дальнейшем росте ISO идет заметное ухудшение цветопередачи и значения ISO в диапазоне от 12800 до 25600 существуют скорее для галочки - чтобы иметь хоть какую-то возможность сфотографировать в темноте, используя камеру в качестве фоторегистратора.

Если говорить о возможности снимать с рук при слабом освещении, такая возможность, в принципе есть при условии использования светосильного фикса, RAW и Lightroom. Вот пример фотографии, сделанной в условиях ночного уличного освещения с рук - объектив Lumix 25mm 1:1.8, ISO400, 1/20 сек, диарагма 1.8:

Еще одна фотография из той же серии, выдержка 1/80, ISO800, диафрагма 1.8:

Эти фотографии получены из RAW в Lightroom. Единственная цель, с которой я использовал RAW - установить адекватный баланс белого, поскольку свет от уличных фонарей имел какой-то ядовитый оттенок, который никак не вязался с настройками ББ, а устанавливать ББ вручню при съемке было просто лень (каюсь :). Еще был чуть задавлен монохромный шум. Чтобы увидеть уровень шумов на фотографии, приведу 100% кроп фото с трамваем:

Вывод - фотокамера любит светосильную оптику (а кто ее не любит? :) Китовый объектив со светосилой 1:3.5-5.6 позволяет делать качественные снимки только при уличном освещении в дневное и "режимное" время - после восхода солнца и перед закатом. В помещении с ним картинка уже явно "не та". Светосильный фикс решает огромное количество проблем, главное подобрать комфортное лично для вас фокусное расстояние. Большинству подходит 25 мм (эквивалентен 50 мм на полном кадре).

Детализация

В этом плане камера порадовала. В первую очередь это заслуга матрицы нового поколения без low-pass фильтра, который имеет свойство чуть "замыливать" картинку, но убирает с нее муар. В Lumix GX9 муар давится программно, но, увы не всегда успешно. Он наблюдается при съемке мелких ритмичных текстур - тканей в мелкую клеточку, сеток с мелкими ячейками и т.п.

Еще есть подозрение, что резкость усиливается еще и программно, потому что даже с китовым объективом картинка буквально звенит от резкости - на деревьях видно все мельчайшие листики, почки на ветках и т.п. Вероятно именно этим и вызваны шумы на низких ISO, но это только догадка.

Видеосъемка

Традиционно видеосъемка считается сильной стороной Panasonic. Это в полной мере относится и к камере Panasonic Lumix GX9. Максимальное разрешение видео - 4K/30fps, но наиболее "ходовым" до сих пор остается формат FullHD (1080p) с частотой кадров 60fps. В обозримом будущем выложу видеоролик, снятый на Panasonic GX9.

 

Китовые объективы

Объектив, который шел с камерой в комплекте - Panasonic Lumix 12-32mm 1:3.5-5.6 достался мне за символические 4000 рублей (если вычесть из полной цены предложенную цену отдельной тушки). Позже я обнаружил, что в пагазинах он иногда продается отдельно чуть ли не за 20 тысяч рублей! Стоит ли он таких денег?

При всей своей "штатности" и "китовости" приятно удивил несколькими вещами:

1. Он резкий начиная с открытой диафрагмы. В планах было приобретение объектива Olympus 12-40mm 1:2.8 PRO но увидев фотографии, серьезно задумался - стоит ли?

2. Он очень компактный. Кольцо зума поворачивается туговато, но в целом терпимо. Объектив переводится в транспортное положение (размером с блинчик) простым поворотом кольца за отметку 12 мм, при этом не нужно ничего нажимать, а просто нужно преодолеть усилие фиксатора. Хорошо это или плохо - время покажет. 

3. При столь миниатюрных размерах в объектив умудрились запихнуть стабилизатор. Получается двойная стабилизация - в объективе и матричная. При съемке видео это большой плюс.

Однако, не может все быть одновременно хорошо и дешево. У объектива нет ручной фокусировки. Нет от слова "совсем". То ли из-за компактности не нашлось места для дополнительного кольца, то ли это просто искусственное ограничение, чтобы не создавать конкуренции своим продвинутым зумам, но факт остается фактом. По всей видимости, об Olympus 12-40mm 1:2.8 PRO все же задуматься придется...

Возвращаясь к цене, 20 тысяч рублей этот объектив он не стоит однозначно! На Авито полно объявлений о его продаже за 6-8 тысяч рублей - это более адекватная цена, но покупать его я бы советовал только в том случае, если принципиально нужна компактность и не хочется покупать чуть более дорогой, но гораздо более резкий фикс Panasonic Lumix 14mm 1:2.8 (стоит порядка 10-12 тысяч б/у) или что-то ему подобное.

Второй вариант штатного объектива - зум Panasonic Lumix 12-60mm 1:3.5-5.6. Этот объектив гораздо более универсальный нежели 12-32, но и по размерам заметно его превосходит. По качеству фотографий он принципиально не отличается от 12-32, но гораздо более удобен по фокусным расстояниям. Это полноценный тревел-зум. Еесть возможность - лучше берите вариант с 12-60 мм. На Авито этот объектив тоже иногда всплывает по цене 16-20 тысяч рублей.

Еще я докупил к нему объектив Lumix 25mm 1:1.7 для съемки в помещении, но это уже совсем другая история.

Дополнение от 25.04.2019 - несмотря на удушение жабой, я все же решился и купил штатник Olympus 12-40mm 1:2.8 PRO. Обзор появится в обозримом будущем.

Выводы

Если смотреть на камеру без огладки на ее стоимость, она однозначно заслуживает внимания. Но стоит отдавать себе отчет, что это фотокамера любительская, хоть и класс у нее близок к "премиум". Panasonic определенно не экономил на материалах - качество изготовления корпуса выше всяких похвал. Это вещь, которую действительно приятно держать в руках. Для полного ажура не хватает только пыле/влагозащиты, но это прерогатива линейки Lumix GH.

Для любительских нужд возможностей этой камеры хватает с большим запасом. Она прекрасно справляется с пейзажной съемкой, на нее можно делать неплохие портреты (для этого желателен светосильный фикс, например, Olympus 45mm 1:1.8). Короткий рабочий отрезок открывает большое поле для экспериментов со старой оптикой (это касается всех беззеркалок). Кому-то покажется интересными функции Post Focus и 4K Photo - лично у меня пока не было возможности их толком испытать и прочувствовать все их прелести. 

Стоит ли покупать Panasonic Lumix GX9? Честно скажу, не знаю. Я не могу сказать, что в полном восторге от этой камеры. Оправдывает ее только то, что я нашел GX9 б/у в хорошем состоянии за 44.000 рублей с китовым объективом, этих денег она действительно стоит. Но цена 60 тысяч рублей за "дваждыкроп", пусть даже продвинуто-любительского уровня - перебор. Хотя, возможно, сейчас цена уже снизилась. Цены на Panasonic Lumix GX9 (body) приведены ниже:

Lumix GX9 был бы идеальным фотоаппаратом для путешествий и уличной съемки, будь у него аккумулятор помощнее. Однако, эта проблема легко решается покупкой дополнительных батарей, или PowerBank - камера умеет заряжаться от USB, однако она не умеет это делать одновременно со съемкой.

От недорогих любительских беззеркалок данный фотоаппарат отличает наличие электронного видоискателя - в некоторых случаях он бывает исключительно полезен. Да и вообще после долгого опыта общения с зеркалками лично мне комфортнее пользоваться при съемке именно видоискателем, а не экраном. ЭВИ еще удобен тем, что экономит время на настройке уровня экспозиции снимка и при просмотре результата - не нужно отрывать каждый раз глаз от видоискателя, как на зеркалке. То, что видоискатель может поворачиваться в вертикальной плоскости - тоже приятная мелочь. Чем меньше поднимаешь камеру, тем меньше привлекаешь внимание.  А еще, если его поднять вверх, он не втыкается в пузо, когда камера висит на ремешке:)

Для профессионального использования Lumix GX9 не подходит. В первую очередь это связано с заметными шумами, которые видны даже на минимальном ISO. К слову, с повышением ISO растут они медленно - разница между ISO200 и 800 очень небольшая. ISO1600 - предельное значение, на котором можно подавить шумы в Lightroom без заметного ущерба детализации. При ISO3200 и выше шумы уже не поддаются эффективному удалению и с ними остается только смириться и надеяться, что фотографии не станут печатать крупным форматом или рассматривать в 100% масштабе. После ISO6400 начинает страдать цветопередача, на на максимальном ISO25600 картинка пригодна только для использования в веб-размере и то шумы будут на ней видны.

Если вы любите снимать портреты с сильно размытым задним планом, то эта камера точно не для вас, равно как и любой другой "дваждыкроп". Светосильный объектив Lumix 25mm 1:1.7, который является по заявлениям производителя аналогом светосильного полнокадрового полтинника, на деле его аналогом не является. Полтинник на полном кадре моет фон на портрете намного сильнее, чем "двадцатьпятник" на "микре". Светосильные фиксы для micro 4/3 до с фокусным расстоянием до 25 мм включительно можно рассматривать лишь как объективы для съемки в помещении - не более того. Для более-менее сносного боке придется приобрести более длиннофокусный фикс, например, Olympus 45mm 1:1.8 (около 20 тысяч рублей) или Olympus 75mm 1:1.8 (до 60 тысяч рублей и дороже). Последний говорят уж больно хорош, но и стоит неслабо. Можно попытать счастье среди неавтофокусной оптики, нужно лишь запастись переходниками.

Автофокус во многом зависит от объектива, но при слабом освещении иногда мажет. Помню в какой-то компьютерной игре начала 2000-х годов была фраза о неловком солдате "сильно промахнулся и попал в себя", это вполне можно отнести к GX9 с объективом Lumix 25mm 1:1.7. При хорошем освещении все работает нормально. К слову, настроек автофокуса больше чем хватит - одиночный/постоянный, размер и расположение обласи фокусировки, распознавание лиц, распознавание заранее определенных лиц, фокусировка/съемка по прикосновению к экрану. Главное - разобраться во всем этом многообразии.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Другие статьи

Сравнение Nikon D5100 и Canon EOS 600D

Градиентный фильтр Marumi GC-Gray 77mm - впечатления от использования

Canon EOS 650D - стоит ли его покупать?

Canon EOS 6D против Canon EOS 5D mark II. Перспективы полного кадра.

Выбираем водонепроницаемую мыльницу до 200 долларов. Обзор Sony Cybershot TX10.

Canon EOS 5D - магия полного кадра и ее полное разоблачение

Стоит ли покупать Canon EOS 70D?

Обзор беззеркального фотоаппарата Olympus Pen E-PM2

Обзор фотоаппарата Sony Cybershot RX100

Canon EOS 77D - что в нем хорошего и стоит ли его покупать?

Книги о фотографии

Дорогие друзья! Если вам интересны статьи на моем сайте, я думаю, мои книги вас заинтересуют еще больше. Почему?

Главная причина – в них собрана, переработана, систематизирована и разложена по полочкам та огромная куча информации, которая есть на данном сайте и вообще в сети Интернет.

Наиболее популярная книга – «О фотографии простым языком». Это учебник по фотографии «с человеческим лицом» – без лишней никому не нужной теории и заумности, в котором с первой до последней страницы все просто и понятно даже новичку.

Я в свое время был преподавателем фотошколы и прекрасно представляю, с какими запросами приходят учиться большинство слушателей: разобраться с функциями фотоаппарата, научиться правильно компоновать кадр и делать технически грамотные фотоснимки. Вся эта информация представлена в моей книге в простой и занимательной форме.

Книга платная, но стоит она символическую сумму, сравнимую со стоимостью чашки кофе и пироженого в кафе. Подробнее с описанием этой и других моик книг можно в разделе «Книги о фотографии».

Перейти в раздел «Книги о фотографии»

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Политика сайта

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Контакты

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: kashkanov_as@mail.ru

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования