Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

Обзор беззеркального фотоаппарата Olympus Pen E-PM2

Обзор фотоаппарата olympus E-PM2

После затянувшегося творческого отпуска продолжаю цикл статей о фототехнике. На этот раз это будет обзор беззеркалки Olympus Pen E-PM2, которая мне недавно попала в руки, да так и осталась, прижившись в качестве «второго фотоаппарата» (основной — Canon EOS 5D).

Признаюсь честно, я давно не покупал ничего из фототехники, поскольку тот набор техники, что у меня был, полностью удовлетворял мои потребности – если нужно было качество, я брал на съемки зеркалку, если нужен был «фоторегистратор», его функции до недавнего времени исполняла мыльница Sony TX10. Однако, во время последней поездки на отдых «сонька» приказала долго жить, в связи с этим возникла проблема поиска чего-то другого, способного ее заменить (таскать с собой гирю Canon 5D – сомнительное удовольствие).

Почему беззеркалка?

Размышления относительно целесообразности покупки беззеркалки по сравнению с топовым компактом я изложил в статье Топовый компакт или беззеркалка с китовым объективом?. Проведя несложные рассчеты, я пришел к выводу, что беззеркалка с китовым объективом не имеет никаких весомых преимуществ перед топовой мыльницей, за исключением возможностей по расширению.

В начале я хотел купить продвинутую мыльницу. Рассматривал Panasonic LX7 или Fujifilm X20, но оба варианта отпали. Panasonic плохо лег в руку – из-за того, что экран у него почти во всю заднюю панель и, держа аппарат одной рукой, я закрывал большим пальцем правой руки добрую треть экрана — не понравилось. Fujifilm лег в руку намного лучше, но смутил аккумулятор размером как у мобильного телефона, при том что размеры аппарата были нескромными для компактного класса (да и стоимость тоже). Отзывы в Интернет подтвердили опасение – зарядки хватает максимум на один день активных съемок. Я этого нахлебался с прошлым аппаратом, хотелось, чтобы аккумулятор был более живучим.

Почему Olympus?

Камеры Sony NEX отпали из-за размеров и веса — все-таки нужен был аппарат компактный. Samsung с матрицей APS-C брать не хотелось, нет у меня доверия к фоотаппаратам этой фирмы. Следующими претендентами были Olympus и Panasonic. Эти аппараты одной платформы Micro 4/3, имеют много общего и по техническим характеристикам очень близки. Одним из решающих факторов стал внешний вид, на мой взгляд, дизайн Olympus-ов посимпатичнее.

Еще я начитался о "фирменной Олимпусовской" цветопередаче, о "крутой" матрице от более старшей линейки OM-D, захотелось проверить, что же это все-таки такое.

Бродя по магазинам я неожиданно нашел интересное предложение – Olympus Pen E-PM2 китовым объективом 14-42 мм за 12880 рублей. Как оказалось, это был витринный образец, но, осмотрев аппарат со всех сторон я не нашел, к чему придраться.

Технические характеристики Olympus E-PM2 можно посмотреть на официальном сайте Olympus.

Есть более старшая модель — E-PL5, я посматривал и на нее:

Olympus PEN E-PM2

Средняя цена по Яндекс-маркету — 15300 рублей

Куплен по акции за 12800 рублей

Olympus PEN E-PL5

+ ISO100

+ Диск PASM

+ Поворотный экран (+4 мм к толщине)

+ Металлический корпус (+56 грамм к весу)

Средняя цена по Яндекс-маркету — 19900 рублей (+4400 рублей)

Средняя цена в интернет-магазинах — 17000 рублей

Я посчитал нецелесообразным переплачивать за те вещи. без которых лично мне легко обойтись. К тому же, металический корпус добавлял веса, а поворотный экран — толщины. Камера для путешествий налегке должна быть как можно легче! А на ISO200 картинка мало чем отличается от ISO100 (в реальных условиях). Наличие RAW вообще сводит это отличие на нет.

Первые впечатления

Качество сборки

Несмотря на то, что фотоаппарат сделан в Китае, по качеству сборки претензий не возникло. Корпус полностью пластмассовый, но собран вполне добротно — ничего не скрипит и не хрустит. Немногочисленные физические органы управления – джойстик, совмещенный с диском, несколько кнопок — все размещено на своем месте, к расположению кнопок привыкаешь очень быстро.

Полная конфигурация

Аппарат, объектив 14-42 мм, объектив 15 мм, вспышка

Компактная конфигурация

Аппарат, объектив 15 мм

В комплекте с фотоаппаратом идет два объектива — штатный китовый зум 14-42mm 1:3.5-5.6 и "блинчик" 15мм 1:8.0. С "блинчиком" камера имеет исключительно компактные размеры и легко может поместиться в карман рубашки, однако, малая светосила и ручной фокус всего на два положения — 30 см и бесконечность делают "блинчик" весьма странным с точки зрения целесообразности (лучше бы бленду или защитный фильтр в комплект включили).

Китовый объектив 14-42mm в пересчете на полный кадр имеет диапазон эквивалентных фокусных расстояний 28-84 мм, что вполне достаточно для большинства любительских сюжетов. Объектив имеет два положения — транспортное (компактное) и рабочее.

Транспортное положение

Рабочее положение

Иногда данный фотоаппарат комплектуется еще и телеобъективом 40-150 мм (эквивалентен 80-300 мм), но такая комплектация стоит дороже.

Экран

Значительную часть задней панели занимает 3-дюймовый сенсорный экран разрешением 614000 пикселей. Несмотря на то, что экран сенсорный, меню аппарата рассчитано, преимущественно, на навигацию джойстиком.

Экран имеет свойство приукрашивать цвета — некая маркетинговая фишка, которая в последнее время пользуется огромной популярностью у производителей фотокамер. Покупатели любят яркое, и придя в магазин за фотоаппаратом, непременно, купят тот, который покажет на своем экранчике самую красивую картинку. На моем предыдущем "втором" фотоаппарате (Sony TX10) экран тоже показывал очень яркую и насыщенную картинку, на экране ПК же цвета выглядели, зачастую, откровенно блеклыми. У Олимпуса — то же самое. Вначале я был поражен, насколько яркую и насыщенную картинку он дает (судя по экрану), но на экране компьютера цветопередача ощутимо спокойнее (но об этом чуть позже).

Органы управления

Olympus E-PM2 имеет стандартный для своего класса набор органов управления. Подавляющее большинство настроек производится через меню, навигация осуществляется многофункциональным джойстиком, совмещенным с диском (на задней панели).

Есть три настраиваемые кнопки — джойстик вправо, джойстик влево и на верхней панели кнопку Live Guide — на них можно произвольные функции из довольно обширного списка.

Меню аппарата организовано вполне логично, но имеет огромное количество пунктов, из-за чего на первых порах работа с ним может вызвать затруднения. Назначение всех пунктов расписано в руководстве пользователя, которое, к счастью представлено в бумажном виде, а не диске, как это часто бывает.

Есть еще меню расширенных настроек, через которое можно настроить аппарат "под себя" во всех тонкостях. Например в меню настройки автофокуса ни много ни мало, целых 10 пунктов. Можно настраивать поправку баланса белого по отдельности для каждого режима, а также для всех сразу. Есть даже опция — "Теплые тона в автоматическом ББ" (пресловутая "фирменная Олимпусовская цветопередача") — ее можно включить или выключить. Словом, чтобы облазить все меню и разобраться, как и что настраивается, нужно потратить немало времени. Желательно, при этом иметь понятие, что и как нужно настроить, благо, аппарат имеет систему всплывающих подсказок (отключаемую).

Некоторые пункты меню переведены на русский некорректно. Неоднократно читал в отзывах про "глюки прошивки", заключающиеся в некорректной с точки зрения пользователя работе. Например, при экспокоррекции, картинка на экране не меняется, при этом кадр на флешку записывается с заданной экспокоррекцией — светлее или темнее, чем на экране. Это не глюк, это тоже опция, которую можно задать через пункт меню "Монитор" — "Увеличить LV" (в моем понимании, это должно было увеличить фрагмент при ручной фокусировке, но этого не произошло). Оказывается, если опция включена, компенсация экспозиции при съемке на экране не отображается. Долго мучился, вспоминая, что и как я делал с настройками до того, как нашел причину данной проблемы!

Надеюсь, в свежих версиях прошивки русификация меню будет реализована более корректно.

Olympus E-PM2 в работе

Включение фотоаппарата состоит из трех шагов — снять крышку с объектива, перевести его в рабочее положение поворотом кольца зума, нажать кнопку включния питания на верхней панели. При всем этом задействуются две руки. Я думаю, производителям не составило бы труда совместить функцию разблокировки объектива с автоматическим включением питания (добавить такую настройку в меню).

Поначалу был очень непривычен интерфейс меню — основное меню сенсорное, меню настроек управляется кнопками и диском. После некоторого привыкания к специфичному интерфейсу фотоаппарат совершенно не напрягает своими "особенностями". Автофокус быстр и точен (по крайней мере при хорошем освещении), по своей скорости сравним с фазовым автофокусом зеркалки при работе с китовым объективом (не USM). Однако, когда освещение ослабевает, его работа становится менее уверенной, тем не менее, после пары проходов туда-сюда, он, все-таки, цепляется за какой-нибудь более-менее контрастный объект. Лаг затвора небольшой.

Есть довольно приятная функция — фокусировка по прикосновению и последующая съемка. То есть, мы тыкаем на экране в тот объект, который должен быть в фокусе, аппарат на него наводится и сразу делает фотографию. На первых порах было стало причиной появления "гениальных" кадров из-за случайного прикосновения к экрану, но потом я к этой особенности привык и подобных случайных кадров не стало. Данная функция можно выключить и фотографировать нажатием кнопки спуска.

Во время съемки фотоаппарат позволяет забыть о таких вещах как выдержка, диафрагма, ISO. Чувствительность ISO по умолчанию выбирается автоматически из диапазона от 200 до 1600, границы диапазона можно задать вручную. Также вручную можно принудительно задать фиксированную чувствительность ISO вплоть до 25600 единиц, однако, удобнее всего использовать Auto ISO — работает вполне корректно, склонность к излишнему завышению чувствительности не замечена.

Диафрагма при съемке отвечает за глубину резкости, но учитывая небольшой размер матрицы и, соответственно, малое фокусное расстояние, с китовым объективом получается резким все, если резкость наведена дальше 1.5-2 метров. По этой причине использовать режим приоритета диафрагмы не имеет большого смысла (если не используется светосильный объектив, например 45mm 1:1.8)

Во время съемки на экран можно (и нужно!) вывести "живую гистограмму" и по ней контролировать правильность экспозиции. Следить за тем, чтобы в кадре не было пересвеченных и недосвеченных участков и в случае их появления вводить экспокоррекцию — чуть ли не единственная задача фотографа, снимающего на Olympus E-PM2. Разумеется, можно перейти в полностью ручной режим и вручную задавать выдержку, диафрагму и ISO, но какой в этом смысл? Если фотоаппарат сам прекрасно справляется с этой задачей, зачем ему мешать? Не лучше ли вместо этого сконцентрироваться на художественной части фотографии — совершенствовать композицию, искать интересный ракурс, освещение, да, в конце концов — просто гулять и получать удовольствие от прогулки налегке!

Работа в авторежиме, в принципе, не вызывает нареканий, однако, лучше все таки использовать хотя бы режим программной экспозиции (P), главным образом для того, чтобы можно было вводить экспокоррекцию и задавать нужный баланс белого (если снимаем в Jpeg). Также в режимах P-A-S-M возможна съемка в RAW, что также является весомым аргументом в пользу одного из этих режимов.

Примеры фотографий

Первая прогулка с фотоаппаратом на природу оказалась весьма результативной. Несмотря на то, что съемка велась в формате Jpeg, результат лично меня очень порадовал.

Следующие две фотографии иллюстрируют отличие "фирменной Олимпусовской цветопередачи" с теплыми цветами от нейтральной.

Если опцию "сохранение теплых цветов в AWB" включить, результат будет такой:

Второй вариант — с отключенной опцией:

Вот и попробуй выбрать, что лучше? Но если опустить субъективное восприятие цветопередачи (кому-то нравится больше первый вариант, кому-то второй), должен отметить, что у аппарата замечательный для своего класса динамический диапазон. Эти фотографии не подвергались никакой обработке, кроме уменьшения размеров. Обычно в пасмурную погоду цвета на фотографиях получаются довольно унылые и хочется их немного оживить, но в данном случае мне не захотелось ничего менять.

Следующая фотография была сделана в этот же день. Погода была очень переменчивая, под вечер грянул ливень, а после него на небе появилась радуга в закатном свете. Снимал из-под зонта, кое-где на фото видны капли дождя (не люблю удалять с фотографий объекты):

Все настройки на автомате, за исключением небольшой отрицательной экспокоррекции — и только скажите, что теплый баланс белого здесь не кстати! :)

Итак, цветопередача и динамический диапазон у фотоаппарата Olympus E-PM2 очень достойные. А как у него с уровнем шумов и детализацией?

Olympus E-PM2 имеет настраиваемый шумодав. Фотография с радугой была сделана на ISO200 (выдержка 1/500 секунды) с отключенным подавлением шумов, поэтому в полном масштабе выглядит она, к сожалению, не ахти:

Если включить шумодав, картинка становится более гладкой. К сожалению, конкретно на этой фоторафии проверить Олимпусовский шумодав не представляется возможным, поэтому применим к ней шумоподавление в программе Lightroom, с целью оценить, так ли страшен черт, каким его малюют.

Стало немного лучше. Подмывает устроить сравнение по уровню шумов с Canon EOS 5D (который, имея ISO 50, вообще, наверно не знает о том, что на пейзажных фотографиях могут быть шумы), но все же, давайте не будем забывать, что эта камера любительская и стоит всего 13 тысяч рублей. Если с чем и сравнивать, то с топовыми компактами, но здесь, я думаю разница будет не в их пользу.

Максимальное, на мой взгляд, рабочее ISO у Olympus E-PM2 — для Jpeg 800 единиц, для RAW — 1600 единиц. Если поднимать ISO выше, картинка будет постепенно превращаться в кашу из пикселей — даже выкладывать такое не охота!

Другие фотографии — не очень художественные, зато полноразмерные, вы можете увидеть на Яндекс.Фотках.

Постобработка и арт-фильтры

Фотоаппарат Olympus E-PM2 предлагает довольно обширные возможности по художественной внутрикамерной обработке. Если честно, я не особо вникал в эти тонкости, так как предпочитаю фотографировать в RAW, а в этом режиме никакие фильтры и "улучшалки" не работают. Тем не менее, те, кто не дружит с Фотошопом, скорее всего, будут довольны.

Аппарат имеет возможность выбора одного из 12 арт-фильтров — начиная с банальной сепии, заканчивая имитацией софт-фокуса, HDR и т.д. Почти все эти фильтры имеют набор настроек — в основном, регулируется оттенок, насыщенность цвета. Вот некоторые из фильтров:

Исходный снимок
Расширенная тональность ч/б
Пинхол
Светлые тени

Есть функция арт-брекетинга — съемка одного кадра и применения к нему всего набора фильтров (при этом каждое изображение записывается отдельным файлом), при этом фотоаппарат в течение всего времени не может быть использован для съемки. На мой взгляд, сомнительное решение — лучше бы сделали, чтобы фильтр можно было применить при обработке фотографий во время просмотра (с сохранением исходника). Неиспользуемве арт-фильтры можно отключить через меню, оставив только нужные.

Функции обработки фотографий следующие — осветление теней, убрать красные глаза, кадрировать, изменить пропорции, ч/б, сепия, насыщенность, изменение размера, функция e-Portrait (улучшение портрета). Все это, на мой взгляд, гораздо удобнее делать на компьютере. Однако, функция "изменение размера" может помочь освободить место на забитой флешке в путешествии — старые не очень ценные кадры можно не удалять, а сжать до веб-размера (чтобы выложить потом в соцсеть), освободив немного места под новые.

Olympus E-PM2 имеет функцию HDR-брекетинга, однако склеивать три изображения в одно он не умеет. Может быть, это даже к лучшему — на компьютере это чаще всего можно сделать гораздо лучше.

Видеосъемка

Olympus E-PM2 имеет функцию видеосъемки. Максимальное разрешение видеоролика 1920*1080, 30 кадров в секунду — в этом плане он уступает многим другим аппаратам, которые при данном разрешении обеспечивают большую частоту смены кадров (это важно, если захочется сделать эффект "замедленного движения"). Тем не менее, для бытовых видеозарисовок этих характеристик вполне достаточно.

Пример видеоролика можно скачать по этой ссылке (если смотреть через браузер, качество будет плохим, скачайте на ПК).

Достоинства — хорошая насыщенность цвета и детализация изображения. Обычная бытовая видеокамера, как правило, дает более блеклые цвета.

Недостатки видео — такое чувство, что контрастность искусственно увеличена, из-за чего теряются света и тени (не хватает динамического диапазона в сложных условиях), заметные артефакты сжатия при движении, если изображение имеет пеструю факутуру (как в приведенном видео). Автофокус часто сбивается даже при дневной съемке.

Несмотря на наличие внутрикамерной стабилизации, картинка ощутимо "прыгает" при повороте или перемещении камеры.

На основании этого можно сделать вывод, что видеосъемка не является главной функцией аппарата, но для съемки более-менее статичных сюжетов со штатива (например, интервью), аппарат вполне пригоден.

Стоит ли покупать Olympus Pen E-PM2?

Фотоаппарат Olympus E-PM2 позиционируется как любительский, тем не менее, некоторым возможностям его могут позавидовать аппараты классом выше. За две недели использования у меня сложилось устойчивое положительное впечатление от данной фотокамеры, я смело могу рекомендовать его тем, кто подыскивает себе фотоаппарат для путешествий и поездок, семейной любительской фотографии.

Если у вас уже есть зеркалка с набором оптики, китовый Olympus E-PM2 отлично подойдет на роль второго фотоаппарата — у меня именно такой случай. Теперь вместо того, чтобы тащить на прогулку увесистый рюкзак я беру с собой небольшую сумку и достаю из нее аппарат намного чаще, чем когда-то вынимал зеркалку из рюкзака — в итоге, фотографий стало больше, в том числе, интересных :) Уверен, что Olympus E-PM2 станет моим верным спутником во всех поездках на отдых и деловых поездках.

Фотоаппарат замечательно справляется с пейзажной съемкой. У него интересная цветопередача, неплохой динамический диапазон. Имеется огромное количество регулировок, разобравшись с которыми можно творить шедевры, не нуждающиеся потом ни в какой дальнейшей обработке. Шумы, ощущаемые даже на минимальной чувствительности, легко давятся в Adobe Photoshop Lightroom (лучше, если в RAW) вплоть до ISO 1000.

Для портретной съемки данный аппарат не слишком хорош (по крайней мере, с китовым объективом), на нем трудно получить хорошее размытие заднего плана. При использовании светосильной длиннофокусной оптики, ситуация улучшается, но оригинальная автофокусная стоит нескромно, а "мануальные" портретные объективы нужно еще поискать и переходник купить. Для портрета лучшим, на мой взгляд, за сопоставимую цену решением будет аппарат с матрицей APS-C и объективом 50mm 1:1.8 (или, лучше 50mm 1:1.4)

Категория: Обзоры фотоаппаратов

Автор - Артем Кашканов

Дорогие друзья! Если мои статьи оказались для вас полезными и вы хотите как-то отблагодарить меня, вы можете сделать это прямо сейчас. Перечислите символическую сумму и вы получите электронную книгу "О фотографии простым языком" - в ней очень много полезной и доступно изложенной информации, интересной как новичкам, так и опытным фотолюбителям!

Подробнее о книгах      Написать мне
Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Тарас 2014-08-01 00:00:00
— Почему не посмотрели в сторону Sony RX100? Цена не значительно выше и меньше матрица, но зато сильно компактнее. Сам недавно сталкивался с дилеммой: брать с собой в поездки зеркалку или "второй фотоаппарат". Вторым выступил Canon Powershot S110 - брал его в несколько путешествий. Компактность - конечно большое преимущество, но качество итоговой картинки всё-таки разочаровало. Это такая хорошая замена камеры телефона. В итоге вернулся к варианту небольшая сумка и зеркалка с 17-70. Беззеркалка со сменным объективом мне кажется не самым удачным "вторым" фотоаппаратом, потому что начинаешь собирать вторую коллекцию объективов к ней + с объективом беззеркалка не так уж и сильно меньше обычной зеркалки. Это всё конечно имхо.

Артем Кашканов: Тарас, в сторону Sony RX100 я смотрел, более того, держал в руках и снимал им - такой аппарат есть у моего брата. Да, она компактнее, но все равно в карман рубашки или джинсов ее не положишь - будет оттягивать. Олимпус я взял скорее из профессионального интереса - очень хотелось попробовать, что это такое, учитывая то что в этой модели "супер-пупер матрица от OM-D" (судя по отзывам). С Сони я много общался, с Олимпусом - очень мало, захотелось восполнить этот пробел. Коллекцию оптики собирать к нему можно, но не вовсе обязательно. Кстати, хорошо, что напомнили про RX100, надо будет устроить сравнение :) На счет небольшой разницы в цене - она 7000 рублей, больше чем в полтора раза, нельзя сказать, что это не существенна при таком раскладе цен (имхо).
Добавить свой комментарий

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)