В раздел "Статьи"

Какой фотоаппарат взять на отдых - зеркалку или мыльницу?

© Артем Кашканов, 2013

красивая подводная фотография

Тема данной статьи, я думаю, волнует очень многих людей. Наступает пора летних отпусков, сайты туроператоров ломятся от посетителей, раскупаются Турция, Египет, Испания, Греция и другие страны. Кто-то предпочитает отдых на российских курортах средней полосы. И вот, заветная путевка уже у вас в кармане и пришло время собирать чемоданы... Что-то мне подсказывает, что вы не мыслите свой отдых без фотоаппарата. Лично я всегда подходил к этому вопросу более чем серьезно - во всех без исключения путешествиях моими неизменными спутниками были зеркалка с парой объективов, иногда даже штатив.

Однако, в последнее время мое отношение к фотосъемке на отдыхе кардинально поменялось. Я стал ловить себя на мысли, что туристические фотографии практически никогда не отличаются особой художественностью - фотографируются места и объекты, снимками которых уже давно наводнен интернет, точки съемки - одни и те же, условия освещенности - одни и те же (почти всегда - яркий солнечный день), то есть, ничего уникального. Особенно это касается отельно-пляжного отдыха, который почти всегда проходит среди искусственного ландшафта. Согласитесь, не рационально тащить с собой килограммовую зеркалку, чтобы фотографировать убранство отелей, общественные пляжи и местные достопримечательности, облепленные такими же как вы туристами как и вы. В связи с этим я пошел на эксперимент...

Недавно моей семье посчастливилось отправиться на три дня в местный пансионат на берегу Горьковского моря. Я не стал паковать свой фоторюкзак, а решил в этот раз обойтись карманной мыльницей Sony Cybershot TX10. Заодно преследовалась задача проверить пригодность мыльницы для travel-фотографии - какое количество и качество фотографий можно получить в реальных "боевых" условиях, проверить насколько комфортно я буду чувствовать себя, не имея под рукой привычной зеркалки. Итак, в путь...

Ландшафт, в котором располагался пансионат Лагуна Юг был достаточно типовым для средней полосы - за спиной глухой сосновый бор (со злыми комарами), впереди - километра два водной глади. Территория пансионата изобиловала стриженными газонами, аккуратными деревянными домиками, асфальтированными тропинками, клумбами, альпийскими горками и другими изысками из области ландшафтного дизайна. Как в таких условиях можно фотографировать художественный пейзаж (то, ради чего я порывался взять зеркалку) - ума не приложу. Мыльница же пришлась как нельзя кстати! Свои впечатления я сравнивал с предыдущей поездкой в Турцию (осенью 2012 года), когда таскал с собой Canon EOS 5D. Фотографии из Турции и из российского дома отдыха будут дальше... Исходя из личных впечатлений мной были сделаны следующие выводы.

Стоит ли ехать в отпуск с зеркалкой?

Решайте сами. Я только перечислю плюсы и минусы этой затеи...

Плюсы:

- Возможность получать высококачественные снимки как при ярком дневном, так и при плохом освещении без вспышки (например, в музеях)

- Возможность применения поляризационного фильтра, с ним снимки в яркий солнечный день получаются более выразительными

- Емкий аккумулятор, дающий возможность на одной зарядке сделать до 1000 снимков.

Минусы:

- Приходится постоянно таскать с собой фоторюкзак или фотосумку весом от килограмма и больше (у меня - 3.5 килограмма в полной комплектации).

- Невозможно вести "скрытную" съемку. Многие люди, видя, что их фотографируют, ведут себя неестественно.

- Долгое время на подготовку к съемке (если фотоаппарат лежит в сумке или рюкзаке).

- Боязнь забрызгать, поцарапать, запылить или иным способом повредить аппарат заставляют отказываться от съемки интересных сюжетов - рафтинг, джип-сафари, и других развлечений.

Пример тревел-фото, сделанных на зеркалку Canon EOS 5D


Ради этих снимков я 10 дней таскал на себе рюкзак весом 3.5 килограмма! Да, качество на высшем уровне, но художественной ценности ноль. По-моему, оно не стоит того...

Фотографии в более крупном масштабе можно посмотреть в моем профиле Вконтакте - фотольбом Турция, 2012.

Мыльница для съемки отдыха - больше плюсов, чем минусов!

Абсолютно все, что написано ниже справедливо не только для мыльниц, но и для беззеркалок!

Лично мне мыльница показалась гораздо практичнее зеркалки для съемки отдыха. Для документирования событий ("я на фоне часовни построенной в 14 веке") большего и не надо. Художественная фотосъемка и экскурсии, как показала практика, вещи несовместимые.

Плюсы мыльницы:

- Фотоаппарат всегда с собой - он лежит в кармане или небольшой поясной сумке, либо просто болтается на коротком ручном ремешке. Нет нужды оставлять его в номере, так как он почти ничего не весит и имеет размер чуть больше мобильного телефона.

- Быстрая готовность к съемке - быстро вынул из кармана, включил - на это уходит не более 2 секунд

- Если фотоаппарат водонепроницаемый, это открывает массу возможностей по съемке водных развлечений. Естественно, на дайвинг брать такой аппарат не стоит, но для аквапарка вполне сгодится.

- Фотограф с мыльницей практически не привлекает внимания окружающих, что позволяет делать более интересные в плане сюжета снимки

- К вам не будут приставать другие туристы с просьбой "сфотографируйте нас, пожалуйста"

Пример тревел-фото, сделанных на мыльницу Sony CyberShot TX10


Фотографии, в принципе, получились вполне приличные - они замечательно смотрятся на экране 32" телевизора! При том, что фотоаппарат весит около 130 грамм и легко помещается в карман!

Фотографии в более крупном масштабе можно посмотреть в моем профиле Вконтакте - фотольбом Лагуна Юг, 2013.

Минусы: Такие "общепринятые" недостатки, как медленный автофокус, большой лаг затвора и низкая скорострельность в современных мыльницах практически отсутствуют, по крайней мере при дневных условиях съемки. Из существенных недостатков остались только эти:

- Худшее, чем у зеркалки, качество изображения (особенно при плохом освещении). Максимум, на что хватит качества - печать 10*15.

- У многих мыльниц слабый аккумулятор, которого хватает максимум на 1 день съемок. Желательно иметь еще запасной аккумулятор. О последнем хочется поговорить отдельно...

Как продлить жизнь аккумулятору мыльницы?

Согласно техническим характеристикам, аккумулятор моей Соньки расчитан на 250 снимков на одной зарядке, однако больше 150 снимков получалось сделать редко. Знакомая ситуация? В этой поездке я попробовал некоторые приемы работы с фотоаппаратом, которые позволили мне сделать на одной зарядке 320 снимков, то есть, превзойти показатель, указанный в официальных технических характеристиках почти на 30%! И вот в чем секрет...

В первую очередь, нужно определиться, что сильнее всего сажает аккумулятор. Логично предположить, что чем большую вычислительную работу выполняет процессор фотоаппарата, чем чаще срабатывает вспышка, чем активнее используется зум, тем быстрее садится аккумулятор. Чтобы сократить это энергопотребление, нужно стараться не использовать особо ресурсоемкие функции, либо сократить их использование до разумного минимума.

1. Видео FullHD 1920*1080, 50 кадров в секунду сажает полностью заряженный аккумулятор минут за 20! Вам действительно нужно такое качество? Большинство видео, снятого на фотоаппарат не уходит дальше Youtube или Вконтакте, а для них же достаточно разрешения видео 640*480. Снизив разрешение видео хотя бы до 1280*720 вы добьетесь ощутимой экономии энергии аккумулятора. Кстати, просмотр отснятого видео тоже быстро сажает аккумулятор.


2. Встроенная вспышка. Отключайте ее, если она реально не нужна! Современные мыльницы позволяют снимать с весьма высокой чувствительностью ISO. Кто-то возразит - "шумы будут очень сильные!" Да, шумы будут весьма ощутимыми. Но, давайте посмотрим правде в глаза - подобные фотографии либо вообще не печатаются и смотрятся на мониторе, либо печатаются форматом 10*15, а еще их выкладывают в Вконтакте, где они сжимаются до веб-размеров. При этих условиях шумы не столь и заметны! В качестве примера прилагаю пример фотографии, снятой мыльницей за 200 долларов на ISO800, уменьшенной до веб-размера (никакой постобработки не проводилось, только ресайз и незначительный шарп).

Фото сделано в музее истории ОАО "ГАЗ", Нижний Новгород.
Фотоаппарат Sony Cybershot TX10, выдержка 1/13 сек, ISO800. И где тут шумы?

3. Яркость ЖК-экрана. Не знаю, как в других аппаратах, но в моей соньке есть так называемый "простой режим", когда на экране отсутствуют какие-либо пункты экранного меню, а выводятся только крупные цифры - сколько осталось кадров и индикатор заряда батареи. В принципе удобно для тех, кто снимает по принципу "навел и нажал". Однако, в этом "легком режиме" яркость экрана почему-то вывернута на максимум и убавить ее нет никакой возможности. Так что, не все что "легко" для пользователя так же легко для фотоаппарата.

4. Функция "Автопанорама" (Sweep Panorama). Во многих современных аппаратах есть функция склейки панорамы на лету - мы нажимаем кнопку спуска, проводим аппарат вдоль линии горизонта и через некоторое время на выходе получаем готовое панорамное изображение. Достаточно удобная вещь! Особенно оценят эту функцию веб-дизайнеры - удобно делать "шапки" для сайтов :) Однако, представьте, какой алгоритм должен "прокрутить" процессор, чтобы склеить на лету панораму? Кстати, для автопанорамы штатив так же необходим, как и для панорамной съемки, выполняемой вручную, иначе кривой горизонт будет гарантирван!

5. Функция "Авто HDR". HDR - это технология расширения динамического диапазона, по которой вместо одного кадра делается три - затемненный, нормальный и засветленный. Потом это объединяется в один кадр, на котором одинаково хорошо проработаны и света и тени. Особенно востребован этот режим при съемке в яркий солнечный день, а также на рассвете/закате, когда солнце попадает в кадр и аппарат из-за этого "слепнет". На старых аппаратах для получения HDR-изображений использовалась функция брекетинга экспозиции (эксповилка), затем полученные изображения сводились в одно на компьютере при помощи программы Photomatrix или другого прораммного обеспечения. Современные аппараты умеют делать HDR-изображения "на лету". Учитывая относительно небольшой динамический диапазон у мыльниц, функция авто-HDR весьма интересна!

Как видим, режим авто-HDR прежде всего направлен на спасение теней, пересвеченные участки остаются практически без изменения Однако, как вы наверно уже догадываетесь, получение HDR также принадлежит к числу ресурсоемких задач и если вы хотите как можно дольше сохранить работоспособность работоспособность аккумулятора, злоупотреблять HDR не стоит. Да и не всегда использование HDR уместно, поскольку может и навредить:

На этой фотографии внутрикамерный HDR не пошел на пользу...

6. Следящий автофокус. Эта функция задействует автофокус все время, когда камера включена, даже если съемка не ведется. Система автофокуса постоянно анализирует картинку, которую видит объектив и постоянно пытается навестись на наиболее значимый (с ее точки зрения) объект. Это является причиной дополнительного энергопотребления.

7. Стабилизация изображения. Оптический стабилизатор приводится в действие микромоторчиками, встроенными в объектив, которые постоянно стараются скомпенсировать дрожание ваших рук при помощи перемещения специальной подвижной группы линз. В некоторых аппаратах системастабилизации двигает не линзы, а саму матрицу, но суть от этого не меняется. Стабилизация нужна лишь в условиях слабой освещенности, а также при съемки с большим фокусным расстоянием (зум на максимуме), в остальных случаях она бесполезна и лучше ее отключать, поскольку стабилизатор является дополнительным потребителем электроэнергии.

8. Оптический зум. В большинстве компактных аппаратов используется электромеханическое зуммирование. При нажатии на рычажок включается моторчик, который перемещает линзы в объективе, благодаря чему мы получаем эффект приближения/удаления. Этот моторчик берет энергию от аккумулятора камеры. Не дергайте зум туда/сюда только ради баловства. Кстати, 90% сюжетов, возникающих во время отдыха можно снять на минимально возможном фокусном расстоянии (28-35 мм в пленочном эквиваленте). С этими же фокусными расстояниями оптимально фотографироваться с чем-то или на фоне чего-то.

Вместо заключения

Предвижу шквал возмущения в комментариях, мол, что вы такое тут советуете? То пишете, что нужно снимать в RAW и то что лучше зеркалок пока еще ничего не придумали, а тут такая активная реклама мыльниц? Но, давайте, все же, будем обсуждать "мух отдельно, котлеты отдельно!". Трэвел-фото (туристическая фотография) делается в основном только для себя. С ним связаны воспоминания, причем яркость этих воспоминаний никак не связана с техническим качеством фотографий. Теперь я понимаю людей, которые катаются по миру и снимают все на мыльницы и на ай-фоны - они не ставят перед собой никаких художественных целей, они лишь документируют события, тем самым сохраняя свою историю. А поскольку техника их не обременяет и не накладывает никаких ограничений (я бы не поехал с тяжелым фоторюкзаком кататься на американские горки :), поэтому их отдых, зачастую, намного ярче и насыщеннее, чем у "серьезных" фотографов, вроде вот этого...

p.s. Хорошо, когда не жалко! Это одна из причин, по которой с недорогим, но водонепроницаемым фотоаппаратом вы имеете гораздо больше шансов наделать интересных, "живых" снимков с полным погружением (в буквальном смысле этого слова) в атмосферу отдыха.

p.s. Приятного отдыха и удачных фотографий!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»