В раздел "Статьи"

Обзор объектива Samyang 14mm f/2.8. Сравнение с Zenitar 16mm f/2.8 Fisheye

© Артем Кашканов, 2013

Рыбий глаз Зенитар 16/2.8 наверно один из самых дешевых творческих объективов, пользующийся немалым спросом как среди начинающих фотолюбителей, так и профессионалов. он часто Этот объектив часто используется на кропе, однако, в полную силу он себя проявляет на полнокадровых аппаратах. Это стало одной из причин, по которой я перешел на полный кадр - хотелось делать широкоугольные пейзажные снимки. На полном кадре Зенитар 16 проявил себя замечательно, демонстрируя хорошую четкость (по крайней мере, в центре кадра), замечательную цветопередачу и приемлемую и бликоустойчивость. С учетом стоимости около 5000 рублей, ему можно простить такой недостаток как отсутствие автофокуса. В принципе, он и не нужен - при таком фокусном расстоянии достаточно чуть прикрыть диафрагму и все что дальше одного метра, для него бесконечность. Однако, Зенитар 16 нельзя назвать широкоугольным объективом на каждый день в виду сильнейшей дисторсии (кривизны) изображения, которая, собственно является его фирменной "фишкой". Это серьезно ограничивает область применения объектива при съемке в город и на природе. Со временем "выгнутый" горизонт надоедает и начинает раздражать, большинство фотоснимков расцениваются как "баловство и не больше". Например, за последний год я сделал рыбьим глазом немало фотографий, но действительно удачная всего одна:

Тем не менее, есть способ убрать эффект рыбьего глаза с фотографии. Для этого нужно открыть фотографию в Adobe Lightroom (в формате RAW), применить коррекцию объектива и применить профиль для объектива Canon 15mm f/2.8 fisheye. В этом случае эффект рыбьего глаза исчезал, фотография становилась "ровной".

Тут можно было бы праздновать победу, если бы не одно но - детализация в углах картинки становилась до безобразия низкой! Из-за этого фотографии, обработанные подобным образом, хорошо выглядели только при печати небольшим форматом. Для пейзажа это серьезный недостаток. Второй момент - при съемке с фишаем трудно предвидеть, какой вид будет у фотографии после подобной обработки. Очень часто получался заваленный горизонт (попробуй-ка сделать ровный горизонт, когда он в видоискателе выгнулся дугой!), из-за чего фотографию приходилось поворачивать и подрезать края, из-за чего угол зрения также страдал. Я решил, что к новому фотосезону мне нужно решить проблему съемки "широкоугольных" пейзажей покупкой сверхширокоугольного объектива без эффекта рыбьего глаза. Я давно посматривал на объектив Samyang 14mm f/2.8. Это один из самых широкоугольных объективов для полного кадра (по крайней мере, у Canon). По углу обзора он уступает разве что зуму Sigma 12-24mm, но стоит при этом всего 14 тысяч рублей вместо 28. Оригинальный же Canon EF 14mm f/2.8L стоит в 5 раз дороже!

Неудачный опыт покупки портретника Samyang 85mm f/1.4 стал прекрасным поводом обменять его как раз на Samyang 14mm f/2.8 с доплатой в 2600 рублей.

Если внешне сравнивать Samyang 14mm f/2.8 и Zenitar 16mm f/2.8 fisheye, то они очень похожи друг на друга и по форме и по размеру. Единственное весомое отличие - у Samyang передняя линза гораздо большего размера и она защищена несъемной блендой, из-за чего объектив по виду напоминает гриб. Крышка полностью накрывает "шляпку" гриба и держится на нем хорошо, в отличие от зенитаровской, которая часто соскакивает, из-за чего я на передней линзе объектива пару раз оставлял отпечатки пальцев, пытаясь вслепую нащупать его в сумке. Samyang 14mm f/2.8 имеет довольно широкое кольцо фокусировки, имеющее, на мой взгляд, чрезмерно длинный ход - примерно 270 градусов. Для длиннофокусных объективов с малой ГРИП на открытой диафрагме это разумное решение, но для такого широкоугольника можно было бы обойтись меньшим ходом. Кольцо вращается плавно и мягко, при этом объектив сохраняет свои прежние габариты - фокусировка происходит за счет перемещения внутренних линз. У Зенитара при этом ездит туда-сюда передняя линза. Поскольку Samyang 14mm f/2.8 полностью мануальный, диафрагма регулируется отдельным колечком в диапазоне от f/2.8 до f/22 с шагом в 0.5EV (за исключением промежутка f/16...f/22, не имеющего промежуточного положения).

Сравнение угла обзора Samyang 14mm и Zenitar 16mm

Естественно, я не удержался от соблазна сравнить, какой объектив широкоугольнее. Вот пример снимков, сделанных из окна - никакой художественности, только проверка угла обзора. Для начала - пример фотографии, сделанной объективом 50 мм, ее будем считать отправной точкой:

Угол обзора Zenitar 16 mm (fisheye)

Угол обзора Samyang 14 mm

Фотография с Zenitar 16mm (fisheye) с программно исправленной дисторсией

Попробуем проанализировать образцы и сделать выводы. Если сравнивать оригинальные фотографии, то видно, что у Zenitar объекты в центре кадра получаются чуть крупнее, чем у Samyang, зато по краям все "сплющено и закручено" - собственно, в этом и состоит суть эффекта рыбьего глаза. Картинка у Samyang более правильная с точки зрения геометрии, но перспектива очень агрессивная. Особенно это заметно на фотографиях с передним планом, они будут представлены чуть дальше.

Если посмотреть фотографии Zeenitar 16mm с программно исправленной дисторсией, то даже в веб-размере заметно, насколько сильно снизилась резкость в углах картинки. Также заметен завал горизонта (труба падает влево) - хотя я старался делать его ровным при съемке, дисторсия этому очень препятствует. Угол зрения получился чуть больше, чем у Samyang 14mm, но какой ценой... Вывод - каждый объектив хорош по своему, однако, лично мне больше симпатичен Samyang - за несколько лет использования фишайная тема мне изрядно поднадоела.

Особенности работы экспозамера на "мануальной" оптике

Учитывая специфику работы экспозамера, корректно он срабатывает только при полностью открытой диафрагме. Стоит диафрагму прикрыть, экспозамер ошибается в сторону пересвета. Это требует привыкания. Можно действовать двумя способами:

  • Снимать в режиме приоритета диафрагмы и устанавливать отрицательную экспокоррекцию (чем сильнее закрываем диафрагму, тем сильнее должна быть коррекция)
  • Снимать в ручном режиме и самостоятельно устанавливать выдержку. На "ползунок" экспозамера в видоискателе при этом не обращать внимания, он врет.

Разумеется, при этом снижается оперативность, однако пейзажная съемка - не то направление фотографии, где нужна большая скорость. Если для вас это все же столь принципиально, покупайте Canon EF 14mm f/2.8L :)

Виньетирование Samyang 14mm f/2.8

Объектив Samyang 14mm f/2.8 имеет весьма ощутимое виньетирование на открытой диафрагме. Об этом можно убедиться, посмотрев примеры фотографий. Первая сделана на f/8, вторая - на f/2.8.

Диафрагма 8:

Диафрагма 2.8

На открытой диафрагме при подобных ракурсах может наблюдаться ощутимое падение резкости на переднем плане. Это связано, что в кадр попадает область пространства от метра до бесконечности, что заставляет тщательно выбирать дистанцию фокусировки, чтобы в ГРИП попало все нужное. Возможно, на первое время придется сделать себе табличку соответствия ГРИП диафрагменному числу и дистанции фокусировки. При закрытой до 8 диафрагме подобные недостатки проявляются в меньшей мере. Сейчас уже невозможно вспомнить, куда была наведена резкость на тестовых фотоснимках - в EXIF эта информация не сохраняется. Объектив заставляет более тщательно относиться к выбору ракурса относительно источника освещения. Если солнце светит из-за спины, то в кадр попадает очень длинная тень от фотографа, как бы намекая,что лучшее освещение в пейзаже - боковое или контровое, но никак не фронтальное.

Будете смеяться - боке!

Объектив Samyang 14mm f/2.8 изначально не предназначен для сюжетов, в которых критично размытие заднего плана, поэтому я склонен считать, что светосила f/2.8 выглядит излишеством - при такой диафрагме резкость по краям неважная, даже если объект в фокусе. Тем не менее, в зоне нерезкости появляется что-то похожее на боке:

Разрешающая способность, детализация, резкость

Наилучшая детализация картинки у Samyang 14mm f/2.8, согласно данным с photozone.de достигается при диафрагме от 5.6. Специально не проверял, тем не менее, для достижения наилучшего результата следует ориентироваться именно на такую диафрагму, подбирая под нее соответствующую выдержку и, при необходимости, используя штатив.

Контровой свет

На полностью закрытой диафрагме вокруг солнца появляются 6 характерных лучей (диафрагменное отверстие при этом имеет форму близкую к 6-угольнику). Это позволяет обходиться без кросс- или стар-фильтра. С учетом того, что у объектива нет резьбы для присоединения светофильтра, этот прием съемки может оказаться полезным. Объектив, кстати, имеет неплохую бликоустойчивость, по крайней мере, на закрытой диафрагме.

Следует помнить, что при съемке на закрытой диафрагме на фотографии будут видны все пылинки на матрице. У Canon 5D нет функции автоматической очистки матрицы и этот объектив меня буквально ткнул носом, что матрицу пора почистить :) При съемке на открытых диафрагмах пыли почти не видно.

Дисторсия

Для любого широкоугольного объектива ключевым вопросом является, насколько сильная у него дисторсия. Samyang 14mm f/2.8 в этом плане разочаровал. Дисторсия присутствует, причем нелинейная - в центре кадра сильнее, чем по краям. На фотографиях это выглядит следующим образом:

Заметно, что горизонт, проходящий на уровне 2/3 по высоте ощутимо выгнулся в середине. Несмотря на трагизм ситуации с дисторсией, решить ее успешно удалось в Lightroom – новые версии этой программы «знают» этот объектив и умеют выправлять его дисторсию.

Было:

Стало:

Виньетирование придется исправить вручную, так как информация о диафрагме в EXIF не сохраняется, но это делается намного проще - переходим в режим ручной коррекции искажений объектива и двигаем ползунки в разделе "Виньетирование".

Стоит ли покупать Samyang 14mm f/2.8?

Объектив, безусловно, интересный. Главное его предназначение - пейзажная фотография. На многих сайтах написано, что съемка архитектуры этому объективу противопоказана из-за сильной дисторсии, однако, мы научились эту дисторсию исправлять. Иными словами, за относительно небольшую цену мы получаем объектив со сверхшироким углом обзора, неплохой четкостью и бликоустойчивостью, реалистичной цветопередачей, надежным конструктивом. Однако, некоторые ключевые моменты требуют привыкания, а именно - ручной фокус, ручная установка выдержки или экспокоррекции, необходимость исправления дисторсии на каждом снимке в Photoshop или Lightroom. Проще говоря, если вам важен только итоговый результат и вы готовы чуть больше времени уделять съемке и обработке фотографий, объектив вас не разочарует. Если же важна оперативность и удобство в использовании, этот объектив не для вас - смотрите в сторону автофокусных Sigma 12-24mm или Canon 14mm f/2.8L (однако, они стоят в разы дороже). 

Полноразмерные фотографии Canon EOS 5D и Samyang 14mm f/2.8

Все фотографии были сделаны в формате RAW, прошли базовую обработку в Lightroom - уровни, исправление дисторсии (кроме второй). Первые две фотографии на вид одинаковые, но на первой дисторсия исправлена, на второй - нет.

Важное замечание! Объектив широкоугольный и объекты в видоискателе выглядят очень мелко - это затрудняет ручную фокусировку. Возникает соблазн выставить "бесконечность" и больше кольцо фокусировки не трогать. Опытным путем выяснилось, что при наводке объектива на "бесконечность" имеет место существенный перелет (бэк-фокус), поэтому весь пейзаж становится нерезким. Реальная "бесконечность" находится между рисками 1 и 2 метра по шкале расстояний. При установке дистанции фокусировки 1.5 метра (по шкале) объектив резок даже при максимально открытой диафрагме.

p.s. Приношу извинения за пыль на матрице :)



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»