В раздел "Статьи"

Как фотографировать на телефон – советы опытного фотографа

Артем Кашканов, 2020

Смартфон уже давно превратился из экзотики в верного спутника практически любого человека. Одной из наиболее востребованной функцией смартфона является фотосъемка. О ней и пойдет речь в этой статье.

Камера смартфона - это "камера одной кнопки". Даже если в смартфоне есть фотосъемка в ручном режиме, 99.9% фотографий делаются на автомате. Если качественная съемка на обычную фотокамеру немыслима без знакомства с такими понятиями как выдержка, диафрагма, чувствительность ISO, баланс белого, в случае со смартфоном это знать вовсе не обязательно. Тем не менее, у мобильной фотографии есть своя специфика...

Рекламные вставки  в статье – смартфоны с ХОРОШИМИ камерами и цены на них.

Что нужно знать о композиции, снимая на телефон?

Даже если вы далеки от профессиональной фотографии, вы наверно замечали, что некоторые фотографии "ни о чем" (не понятно, что автор вообще снимал), а некоторые смотрятся вполне гармонично. Секрет этой гармоничности фотоснимков - соблюдение правил композиции. Их много, но основных три:

1. Правило третей

2. Равновесие

3. Ракурс

Рассмотрим подробнее на конкретном примере...

Правило третей: кадр делим условно на три части по горизонтали, на три по вертикали и самые значимые объекты стараемся "привязать" к пересечениям этих линий. В нашем случае - это дерево на переднем плане и горы на заднем. Пересечения линий называются зрительными центрами. У большинства телефонов есть функция вывода сетки на экран - она как раз показывает ориентиры для соблюдения правила третей.

Равновесие: стараемся распределить объекты по кадру равномерно, чтобы они не мешали друг другу и не сбивались в один угол. Если бы дерево на приведенном примере было бы слева, то фотография потеряла бы равновесие и стала бы "перевешивать" в левую сторону. При указанном выше кадрировании мы добились спокойной сбалансированной композиции, а заодно не дали дереву слиться с задним планом, поместив его на фоне воды, а не на фоне горы. Еще следим, чтобы не был завален горизонт.

Ракурс: выбираем такую точку съемки, при которой:

  • соблюдается правило третей,
  • солнце не попадает в кадр (если это не есть часть творческого замысла),
  • не попадают в кадр лишние объекты и фотомусор - столбы, провода, дорожные знаки, случайные прохожие, мусорные бачки. 

Наибольшие возможности по выбору оптимального ракурса имеют смартфоны с несколькоими камерами.

Зачем в смартфоне несколько камер?

Основное значение набора из нескольких камер - дать возможность выбрать оптимальный ракурс фотосъемки либо позволяя взять в кадр сразу побольше всего (широкоугольный объектив), либо сконцентрировать внимание зрителя на каком-то фрагменте сцены (телеобъектив). У обычных фотоаппаратов эта возможность реализуется при помощи зум-объектива, но такой объектив может иметь значительные габариты, поэтому производители смартфонов устанавливают несколько блоков матрица-линза. Так получается гораздо компактнее.

Фотокамеры смартфона различаются по разрешению матрицы (мегапиксели), фокусному расстоянию (миллиметры) и светосиле объектива (безразмерная величина). У большинства продвинутых смартфонов три основные камеры:

  • Сверхширокоугольная - обеспечивает очень широкий угол охвата, используется в основном для пейзажной съемки.
  • Основная - она обеспечивает умеренно широкий угол и используется при съемке большинства сюжетов.
  • "Портретная" - эта камера имеет достаточно узкий угол охвата пространства и используется преимущественно для портретной съемки и для съемки относительно крупных планов пейзажа.

Разницу в угле обзора можно оценить по этим картинкам (соответственно):

Зачем нужна сверхширокоугольная камера?

 Характерной особенностью сверхширокоугольной камеры является заметное перспективное искажение пространства. Из-за этого объекты, расположенные на переднем плане получаются с искривленными пропорциями (особенно в углах). Это не потому что «камера плохая», а из-за особенностей передачи перспективы любым широкоугольным объективом (что на смартфоне, что на зеркалке – принципиальной разницы нет).

Эту особенность широкоугольника можно использовать в качестве художественного приема при съемки архитектуры и природы - фотографии выглядят необычно и эффектно.

Злоупотреблять сверхшироким углом тоже не стоит, так как эффект быстро приедается зрителю. 

Еще стоит знать, что сверхширокоугольная камера у большинства смартфонов дает худшее качество картинки по сравнению с основной. Это заметно при просмотре фотографий на большом экране – не удивляйтесь, если углы картинки будут «мыльными». Оглядываясь на опыт использования оптики для зеркалок, могу сказать, что качественный широкоугольный объектив дающий резкую картинку по всему полю изображения, имеет достаточно сложную оптическую схему и может иметь весьма нескромные размеры и стоимость (гораздо большую, чем «нормальный» объектив). Странно ожидать от «дверного глазка» смартфона супервыдающееся качество :)

Основная камера

Помимо привычного угла обзора она, как правило, обладает наилучшим разрешением и наиболее качественной оптикой. Старайтесь по максимуму использовать ее возможности, благо, она вполне универсальна - благодаря в меру широкому углу охвата и привычной глазу перспективе она подходит и для пейзажа, и для интерьера и для съемки портретов во весь рост и групповых портретов. 

 

Портретная камера

Это название придумано, скорее маркетологами, она лишь имитирует портретную съемку (если сравнивать с полноценным фотоаппаратом и полноценным «портретным» объективом). Тем не менее, если не ставить сверхзадач, при помощи портретной камеры можно создавать портретные изображения, на которых передний план отделен от заднего посредством размытия заднего плана.

Стоит иметь в виду, что размытие, которое мы видим на портретных снимках, сделанных на смартфон программное. Оно получается за счет работы интеллектуальных алгоритмов обработки фотографий, но не за счет оптического эффекта «боке», формируемого объективом. На простых сюжетах с четким разделением переднего и заднего планов алогоритмы отрабатывают хорошо (фото выше), иногда даже создается впечатление, что фотография сделана на (без)зеркалку со светосильным фиксом.

Но главная проблема программного размытия фона на портерах – невозможность сделать плавный переход между резкостью и размытием. Алгоритм не умеет делать плавные градации размытия (ну или умеет, но не всегда получается как надо):

На приведенной выше кото-фотографии четко виден перепад между резкостью и размытием – передняя часть морды и кусок лапы резкие, а все остальное размыто в ноль. Смотрится «колхозно». Чтобы уменьшить уровень «колхозности», при обработке фото на смартфоне есть возможность выбрать степень размытия – не стоит этой функцией пренебрегать.

Портретная камера также как и широкоугольная является дополнительной и может уступать основной камере по качеству картинки.

Разрешение фотографий

Разрешение фотографии – ее размер в пикселях. К примеру, камера 12 мегапикселей дает картинку разрешением 4000*3000 пикселей. Его теоретически достаточно для печати с хорошим качеством форматом 30 * 40 см. Другое дело - как эта картинка будет смотреться? Тут все зависит от качества матрицы и оптики, которым могут похвастаться преимущественно флагманские модели. Для бюджетных смартфонов потолок - печать 10 * 15 см.

Фронтальная камера, как правило, имеет меньшее разрешение, чем основная - 5-8 мегапикселей. Это связано с областью ее применения - для селфи-фото и селфи-видео. Обычно этот фото- и видеоматериал не идет дальше социальных сетей, а там максимальное разрешение максимум 1920*1080 - оно эквивалентно 2 мегапикселям. 5 мегапикселей нужны чтобы была возможность откадрировать картинку.

У современных смартфонов заявлена возможность фотографировать в сверхвысоком разрешении - 48 мегапикселей и даже больше (большинству зеркалок не снилось!). На деле это маркетинговый ход. Картинка такого разрешения формируется путем программной склейки четырех 12-мегапиксельных картинок, снятых со смещением относительно первого кадра на 1 пиксель в каждую сторону и по диагонали. Никакого реального прироста детализации съемка 48-мегапиксельной картинки не дает, при том что размер файлов получается заметно большим.

Для нужд мобильной фотографии разрешения камеры в 12 мегапикселей хватает с большим запасом. Все что выше - чистый маркетинг, не стоит вестись на подобную рекламу.

Соотношение сторон

В настройках камеры можно увидеть функцию "соотношение сторон" и выбор настроек: 4:3, 16:9, 1:1. Что выбрать?

  • 4:3 - это "родное" соотношение сторон у матрицы, в котором используются все ее возможности в плане разрешения. Также пропорция 4:3 наиболее правильная с точки зрения классической фотографии. Она позволяет выстроить гармоничную композицию в портрете - и в вертикальной и в горизонтальной компоновке. Для пейзажа будет полезен запас пространства сверху и снизу, это позволит взять больше неба с красивыми облаками (сверху), либо отражения в воде снизу. 
  • 16:9 - это "киношное" соотношение сторон. Горизонтальные фотографии, сделанные в пропорции 16:9 наиболее комфортны для просмотра на широкоэкранном мониторе или телевизоре, но фото в вертикальной компоновке выглядят излишне обрезанными по краям.
  • 1:1 - эта пропорция удобна для любителей Instagram с ее квадратными картинками. Пропорции 1:1 неплохо подходят для портретной съемки, но для пейзажа такая пропорция тесновата.

Как пользоваться автофокусом

Удивительно, но не все знают как правильно пользоваться автофокусом смартфона. В итоге фокусировка либо сильно затягивается по времени, сопровождаясь тихой руганью, либо фотограф просто "забивает" и снимки получаются нерезкими. 

В смартфонах автофокус работает по контрастному методу, то есть, считывает в реальном времени картинку и определяет на ней наиболее контрастные области (как правило, это границы объектов) и наводится на них. При этом существует риск, что вместо цветка розы фокус будет упорно наводиться на задний план, потому что забор из сетки-рабицы выглядит более привлекательным объектом для фокусировки, чем почти монотонное красное пятно на переднем плане. В большинстве смартфонов присутствует функция распозначания лиц, в этом случае автофокус предпочтение будет отдавать лицам. Это здорово облегчает портретную съемку, но на прочих сюжетах эта опция бесполезна.

Простой и действенный способ заставить навести смартфона быстро и туда, куда надо – просто указать ему нужный объект. Это делается простым тычком пальцем по экрану в нужном месте: 

При этом фокус мгновенно наведется на требуемый объект. Также в зоне резкости будут все объекты, находящиеся от объектива на таком же расстоянии (в данном случае надписи на ручке). Если еще раз нажать по кружочку фокусировки, камера сделает снимок.

Написанное выше выглядит, конечно, как совет от Капитана Очевидности, но я встречал многих фотолюбителей(льниц), для которых возможность фокусировки по прикосновению стала откровением! :)

Как сделать снимок поярче или потемнее?

По научному это называется "коррекция экспозиции". Обратите внимание, что справа от кружка области фокусировки есть две маленькие стрелки - вверх и вниз. Это ни что иное как управление экспокоррекцией.

Если повозить пальцем по экрану в указанном месте вверх и вниз, вы заметите, что при движении вверх картинка светлеет, при движении вниз - темнеет.

Имейте в виду, что чрезмерная экспокоррекция как в плюс, так и в минус, приводит к потере деталей в светах и тенях. Никакой обработкой их уже не вернешь. Если чувствуете, что ширины охвата по освещению (еще это называется динамический диапазон) вам не хватает, лучше поискать другой ракурс, при котором освещение не такое контрастное.

Вечерняя и ночная съемка на смартфон

Высококачественная ночная съемка на смартфон,увы, невозможна - картинка будет приемлемо смотреться только на экране устройства, но на большом мониторе качество картинки будет низким. Для получения гарантированно качественных ночных снимков нужен полноценный фотоаппарат и штатив. Тем не менее для тревел-фото по ночному городу можно использовать и некоторые смартфоны, преимущественно флагманские модели. Вот фотография вечернего Владимира, сделанная на китайца Xiaomi Mi9T Pro:

Ночная съемка на смартфон в 99% случаев осуществляется с рук, соответственно, выдержка при этом должна быть короткая (около 1/20 сек). Из-за этого возникает необходимость снимать на высоких значениях ISO, что является следствием высокого уровня шума на фотографиях. Чтобы ее уменьшить применяются алгоритмы шумоподавления, которые несмотря на свою относительную эффективность имеют одну нехорошую черту - вместе с шумом они размывают мелкие детали. Именно поэтому такие фотографии годятся только для соцсетей - там разрешение картинки небольшое и дефекты шумоподавления не так заметны.

Для ночной съемки у многих смартфонов существует специальный "ночной режим" - при этом вместо одного кадра делается несколько и из полученных изображений "на лету" склеивается одно с чуть меньшим уровнем шумов и лучшей детализацией в тенях и светах. При съемке нужно стараться держать смартфон неподвижно в течение секунды. Разница между обычным и ночным режимом на картинке ниже:

Эти фотографии были сделаны на относительно дорогой смартфон флагманской линейки. А как снимают ночью бюджетные смартфоны? Да примерно так:

Разница между моделями Redmi 3s и Mi9T Pro колоссальна и по времени и по классу устройства, тем не менее, современные бюджетные смартфоны мало чем отличаются по качеству фотоснимков от старичка Redmi 3s. Из этого можно сделать вывод, что ночная фотосъемка - это удел владельцев относительно современных смартфонов класса выше среднего. В остальных случаях даже пытаться не стоит.

В тех редких случаях, когда у смартфона есть полноценный ручной режим (опять же, это удел флагманов), можно получить гораздо лучшее качество ночных фотографий. У Xiaomi этот режим называется "Профи". Для этого нужно выполнить следующие настройки:

  • чувствительность ISO - минимально возможная (100, 160, 200),
  • выдержка - несколько секунд (определяется путем проб и ошибок),
  • смартфон при этом должен быть установлен на штатив (некоторые селфи-палки имеют выдвижные ножки).

Если штатива нет, смартфон нужно плотно прижать к какому-то неподвижному объекту, например, стене здания. Делать снимки с выдержкой несколько секунд, просто держа смартфон в руках - бесполезная трата времени.

Съемка при контрастном освещении (HDR)

Бывает так, что освещение не позволяет одновременно получить качественную проработку светов и теней. Обычно это бывает при съемке против солнца. В этом случае помогает режим HDR (расширение динамического диапазона). Обычно этот режим присутствует в меню настроек камеры и позволяе выбрать одну из трех настроек - вкл, откл, авто.

Если включить настройку "Авто", то устройство будет само определять качество освещения и в случае необходимости включать режим HDR. 

В большинстве случаев режим "Авто HDR" работает корректно, но никто не запрещает активировать его вручную только тогда, когда он действительно нужен. Лично я использую "Авто", так как для высококачественной фотосъемки я предпочитаю использовать полноценную фотокамеру.

В HDR есть проблема отображения на фотоснимке движущихся объектов. HDR-изображение формируется из нескольких исходных фото, снятых с определенным временным интервалом. Этого интервала достаточно, чтобы движущиеся объекты заметно сместились. В итоге идущие люди выглядят на фотографиях в виде полупрозрачных "призраков".

Панорамная съемка

Отличный способ повысить качество пейзажных фотоснимков – вместо сверхширокоугольной камеры использовать основную в режиме «панорама». Суть простая – переключаете камеру в панорамный режим, нажимаете кнопку съемки и проводите камерой вдоль линии горизонта. Если ни разу так не делали – попробуйте.

Этот способ имеет как плюсы, так и минусы. Достоинства таковы:

  • угол охвата – до 180 градусов по горизонтали;
  • используется основная камера, у которой самое лучшее качество изображения.

Недостатки:

  • хороший результат получается только при хорошем освещении (при слабом освещении картинка получается размытой из-за движения камеры);
  • нужно вести камеру максимально равномерно;
  • нужно держать горизонт строго на одном уровне или использовать штатив;
  • движущиеся объекты сильно искажаются в пропорциях, либо растягиваются вдоль всего кадра (в зависимости от направления движения);

Еще одна особенность – при съемка с близкого расстояния на фотографии присутствует эффект «рыбьего глаза», причем только в одной плоскости:

Чаще всего этот эффект мешает, но иногда его можно использовать как «фишку» для большей оригинальности :)

 

Типичные вопросы начинающих «мобильных фотографов» и ответы на них

Какой телефон лучше фотографирует?

Лучше всех фотографируют дорогие модели смартфонов. Еще их называют "флагманами". Производитель особой роли не играет - любые современные флагманы снимают сопоставимо хорошо. Именно в них ставят самые лучшие компоненты - камеру с качественной оптикой, мощный процессор, способный на лету обрабатывать изображения, эффективно давить на них шумы, кодировать видео с высоким разрешением и качеством, а также обеспечивать быструю работу автофокуса.

Правда ли, что "айфон" фотографирует лучше китайских "андроидов"?

У меня была возможность сравнить Apple iPhone SE 2020 и Xiaomi Mi9t Pro (который в 1.5 раза дешевле), могу сказать следующее.

Флагманские китайские смартфоны имеют очень хорошие камеры, которые по качеству картинки не уступают гораздо более дорогим "яблочным" устройствам, а то и превосходят их (в том числе по количеству). Этого достаточно, чтобы рекомендовать их любителям мобильной фотографии. При хорошем свете все резко, контрастно и в меру цветасто - большего, собственно, и не требуется. В сложных условиях иногда могут возникать "заскоки" в виде излишних попыток искусственного интеллекта вытянуть картинку любой ценой, в итоге заметно искажаются цвета, очень грубо усиливается резкость по краям объектов - фотография напоминает рисунок цветными карандашами (по крайней мере, так было у Mi9T Pro).

Что касается Айфона, при дневной съемке в техническом плане разницы в качестве с "андроидами" я не увидел, но лично мне показалось, камера Айфона ведет себя более предсказуемо в сложных условиях - вечер, ночь, помещение со сложным светом. Да, есть шумы (причем даже больше, чем у китайских «андроидов»), да, детализация невысока, но в целом цветопередача остается адекватной. Возможно, дело в более тщательном подходе к разработке программного обеспечения. 

Можно ли на телефон фотографировать (снимать видео) профессионально?

Профессиональная фотография - это очень размытое определение. Наиболее весомый признак профессиональной фотографии - это коммерческая составляющая. Есть масса жанров, в которых уровня качества картинки современных смартфонов может оказаться достаточно для того, чтобы фотографии и видеоролики имели коммерческую ценность. Лично я в одном из своих проектов (промо-ролик для крупной государственной организации) в числе прочего использовал для съемки смартфон - как для фото, так и для видео. Также на смартфоны давно "пересели" многие популярные видеоблогеры, так как это позволяет быть гораздо более мобильным. Из этого можно сделать вывод, что на смартфон действительно можно фотографировать и снимать видео профессионально. Другое дело, что он подойдет не для каждого коммерческого проекта.

Может ли смартфон заменить любительскую зеркалку?

Да, может, но не всегда. Современные смартфоны уже давно достигли такого уровня качества фотографий, которого более чем достаточно для любительской съемки. Если вы используете фотоаппарат для обычных семейных нужд - прогулки, пикники, котики, цветочки и пр., то вам вполне может хватить возможностей современного смартфона с хорошей камерой. 

Для получения действительно высококачественных фотоснимков с претензией на художественность возможности смартфона ограничены сенсором малого размера (низкая реальная чувствительность), отсутствием RAW и не возможностью использования сменной оптики (объективы на "прищепках" не в счет - это компромиссное решение). Плюс ко всему, смартфон не дает пользователю полноценно участвовать в процессе создания «фотошедевра», многое делается на автомате. Фотоаппарат же предоставляет полную свободу действий, результат зависит только от опыта фотографа.

Почему снимки на телефон получаются нерезкими?

Наиболее частая причина получения нерезких снимков на телефон - шевеленка, размытие изображения из-за смещения камеры во время съемки. Часто приходится видеть, как фотолюбители снимают на смартфон, нажимая экранную кнопку спуска. При этом смартфон чуть наклоняется, из-за чего возрастает риск получения нерезкой фотографии. Особенно он велик при съемке в помещении, где освещение не такое хорошее как на улице, и время выдержки таково, что даже небольшое смещение камеры вызывает смаз.

Самый простой и надежный способ снизить вероятность шевеленки - настроить спуск на боковые кнопки управления громкостью. При использовании этих кнопок появляется возможность держать смартфон как обычную фотокамеру, можно даже двумя руками. Единственное отличие - при горизонтальной компоновке кадра кнопка спуска оказывается под левой рукой, а не под правой (или вообще внизу!), что может потребовать привыкания. Но при такой манере съемки вероятность шевеленки значительно снижается. 

Почему снимки на телефон получаются «мутными»?

Наиболее частая причина «мутных» фотографий – грязный объектив. Для устранения проблемы достаточно протереть его мягкой тряпочкой (можно использовать замшевую для протирки очков), но на крайний случай можно протереть и об одежду из мягкой ткани. Объектив камеры, как правило, имеет прочное защитное покрытие, устойчивое к царапинам.

Вторая возможная причина получения "мутных" фотографий - низкое качество оптики само по себе. Особенно этот недостаток проявляется при съемке против света. В этом случае из-за переотражения света внутри объектива сильно страдает контрастность изображения, появляются характерные блики. Для повышения бликоустойчивости в объективах применяются высококачественные линзы с просветляющим покрытием, причем чем выше качество этих линз, тем дороже объектив. Логично, что действительно качестенной оптикой могут похвастаться только дорогие модели смартфонов.

Зачем нужна селфи-палка (селфи-штатив)?

Фотосъемка селфи обычно выполняется на фронтальную камеру смартфона. Эта камера имеет широкоугольный объектив, что, в принципе, позволяет фотографировать себя любимого с расстояния вытянутой руки. Но такие фотографии обычно получаются не слишком хорошие. Причина - заметное искажение пропорций лица. При съемке с верхней точки становится широкий лоб, с низкой - огромный подбородок, с уровня глаз - лицо все равно выглядит непропорционально, глаза в разные стороны, нос больше чем на самом деле. Все это последствия перспективных искажений, которые всегда возникают, когда мы пытаемся сфотографировать что-то с близкого расстояния с широкоугольником.

Селфи-палка позволяет расположить фотокамеру на гораздо большем расстоянии, чем вытянутая рука и этим самым убиваются два зайца:

  • пропорции лица не выглядят такими искаженными,
  • в кадр попадает значительная пейзажа на заднем плане - ведь селфи-фото по большей части делаются в путешествиях, и окружающая обстановка очень важна.

Штативы для селфи бывают разные - подешевле, подороже. Дешевые штативы почти всегда "одноразовые" - в них производитель экономит на всем, в итоге при активном использовании штатив разбалтывается и быстро выходит из строя. Опасность в том, что его поломка может вызвать падение смартфона с достаточно большой высоты и если удастся отделаться только разбитым защитным стеклом – считай повезло. Именно поэтому я рекомендую приобретать штативы подороже и покрепче - в их конструкции преобладают качественные материалы и при равных размерах и массе они значительно прочнее и надежнее.

Поделитесь ссылкой на статью:

Комментарии

Другие статьи

Как фотографировать пейзаж красиво?

Как фотографировать на телефон – советы опытного фотографа

О дифракционном размытии, или почему объектив мылит на F22

Как фотографировать пейзаж. Продолжение.

Минимализм в пейзажной фотографии, или что делать, если нет вдохновения

Как фотографировать ночью

Как фотографировать и фотографироваться на отдыхе

Контровой свет в пейзажной фотографии

Как фотографировать воду

HDR и пейзажная фотография (почти без цифр и с картинками)

Минуточку внимания!!!

Если вам интересны статьи на моем сайте, я думаю, мои книги вас заинтересуют еще больше!

Самая главная моя книга – «О фотографии простым языком». Это учебник по фотографии, написанный просто и доступно – без лишней теории и заумности, в котором с первой до последней страницы все просто и понятно даже новичку. Объем книги небольшой (170 страниц формата А6 - карманная брошюра в формате PDF), ее прочтение не отнимет у вас много времени. И, что самое главное, она заставит вас брать камеру в руки и действовать, не откладывая практику "в долгий ящик".

Хотите освоить основы фотографии быстро и увлекательно? Тогда хватит читать огромные статьи на сайтах (на этом тоже!) и тратить время на видеоуроки - купите книгу, закачайте ее в смартфон и читайте когда удобно и где удобно. Без отвлекающей рекламы и всплывающих окон с "уникальными предложениями"!

Перейти в раздел «Книги о фотографии»

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Политика сайта

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Контакты

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: kashkanov_as@mail.ru

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования