В раздел "Статьи"

Видеокамера или фотоаппарат - что купить любителю?

© Артем Кашканов, 2022

Статья для тех, кто меня спрашивает, какое устройство предпочесть для любительской видеосъемки - видеокамеру, фотоаппарат или смартфона хватит? Я постараюсь дать простой и внятный ответ с минимумом технических подробностей.

Четверть века назад далеко не каждая семья могла позволить себе вести семейный видеоархив. Даже любительские видеокамеры начального уровня стоили дорого и купить их была возможность далеко не у всех. Тем не менее, видеоплеер был уже практически в каждой семье и желание созерцать себя со стороны решалась вызовом видеооператора, благо тогдашние газеты бесплатных объявлений пестрили предложениями вроде «сниму на видео качественно и недорого». В назначенное время приходил дядька с огромной наплечной видеокамерой и снимал все что пожелает заказчик – свадьбу, юбилей, корпоратив, выписку из роддома и много чего еще.

Сейчас, в принципе, мало что изменлось за исключением того, что видеозаписывающая техника стала дешевой и доступной. Видеокамеры из огромных чемоданов превратились в миниатюрные устройства. помещающиеся на ладони, появились пыле/влагозащищенные экшн-камеры, фотоаппараты, снимающие видео разрешением вплоть до 8K. Но настоящую революцию в сфере любительского видео совершили смартфоны, которые хоть в большинстве своем и не блещут качеством видео, но зато всегда под рукой.

Итак, вы решили попробовать себя в роли видеооператора или видеоблогера, хотя до этого никогда камеру в руках не держали. Какое устройство выбрать, чтобы потом не разочароваться? Разберем по порядку – от простого к сложному.

1. Смартфон

Глянув на характеристики современных смартфонов можно с удивлением обнаружить, насколько далеко они шагнули в техническом плане по сравнению с первыми «камерафонами». Разрешение 4K давно уже стало стандартом, в котором умеют писать видео даже бюджетные модели смартфонов. Вроде бы на бумаге все хорошо, но на практике может ждать разочарование по следующим причинам:

  • Высокая степень сжатия видео. Даже если разрешение видео Full HD или 4К, у него может низкий битрейт (количиство бит в секунду) – это сделано для экономного расходования памяти устройства. На качестве картинок типа «говорящая голова» это практически никак не сказывается, но при наличии в кадре большого количества движущихся объектов или текстур (например, колышащаяся листва) появляются характерные квадратики – артефакты сжатия. Видео, снятое на смартфон имеет ограниченные возможности монтажа - после монтажа видео еще раз сжимается и артефакты усиливаются.
  • Отсутствие стабилизации в большинстве смартфонов. Любая дрожь рук оператора отлично видна на видео.
  • Не всегда хороший звук. Для записи звука используется микрофон смартфона, который не всегда хорош. Он может иметь широкую направленность и ловить все звуки вокруг, имеет ограниченный диапазон передаваемых частот – резать «низы» и «верхи», некорректно отрабатывать звуки большой громкости (например, на концерте). Плюс ко всему, записанный звук также сильно сжимается и можно слышать характерное бульканье – это все может быть, а может не быть, все зависит от модели. 

Выше перечисленные недостатки относятся главным образом к бюджетным смартфонам, но если рассмотреть ценовую категорию «от 500 долларов и дороже», в ней уже есть вполне интересные модели. В первую очередь стоит обратить внимание на устройства от Apple – по своему опыту могу сказать, что даже «бюджетный» iPhone SE 2020 снимает видео очень хорошо. Есть встроенная стабилизация, качественно пишется звук (в том числе на концерте). Недостаток SE – у него всего одна камера. Если хочется более функциональное «яблочное» устройство, нужно рассматривать модели с индексом Pro. Стоят они недешево, но если смартфон используется как творческий инструмент, то эти затраты будут оправданы.

Тем кто не любит Apple – я, если честно, не знаю что посоветовать. Я в свое время сильно обжегся на китайском Android-флагмане. В общих чертах, скорее всего просто не повезло с экземпляром, но повторно играть в эту лотерею не захотелось. С тех пор живу с Apple. Если не Apple, то, скорее всего – Samsung флагманского сегмента (хотя по цене не сильно отличается от Apple).

2. Экшн-камера

Это специализированное устройство для съемки активного отдыха. Оно расчитано на работу в тяжелых условиях - сильные вибрации и удары, вода, снег, пыль, холод. Характеристики, время автономной работы и качество картинки экшн-камер сильно различается в зависимости от ценовой категории. Дешевые камеры с Aliexpress снимают на уровне недорогих автомобильных видеорегистраторов (нерезко, блекло, движение размазанно), дорогие модели обеспечивают видео профессионального качества.

Отличительной особенностью правильной экшн-камеры является высокая частота смены кадров. Вместо привычных 30fps они могут выдавать 60, 120 и даже 240 кадров в секунду. Это сделано для более детальной проработки быстро движущихся объектов и возможность замедлить видео в 2, 4, 8 и более раз и чтобы при этом оно воспроизводилось плавно, без рывков.

Учитывая особенность условий, в которых используются экшн-камеры (движение, тряска, вибрации), в них имеется встроенная стабилизация. Широкоугольный объектив также играет положительную роль на снижении эффекта тряски - с широкоугольником она заметна гораздо меньше, чем с «нормальным» объективом и тем более с телевиком.

Экшн-камера – отличный выбор для съемки спорта и активного отдыха, но опять же для простой домашней видеосъемки она не самый рациональный выбор главным образом из-за характерных искажений широкоугольного объектива и избыточности большинства характеристик для домашней съемки. 

3. Фотоаппарат

Современная фотокамера – очень удачный выбор для записи видео профессионального качества. Особенно удобны для этой цели  беззеркалки. По сути, видеосъемка в высоком разрешении для них родная стихия. Видеосъемка зеркалкой имеет ряд особенностей, но в целом ничего сложного также из себя не представляет, особенно если зеркалка имеет гибридный автофокус и объектив, адаптированный для видеосъемки (у Canon они имеют индекс STM).

Видео, снятое на фотоаппарат с сенсором большого размера (от дюйма и выше) выглядит более художественно и «киношно», чем на смартфон. Только на таких устройствах можно управлять глубиной резкости, размывая или делая резким задний или передний план. Для того чтобы использовать возможности камеры на 100% обязательное условие – наличие светосильного объектива. Если то зум, то лучше с постоянной светосилой 2.8. Светосила фиксов, которые можно купить в магазине, вполне может быть 1.4, 1.2, даже 0.95. В сочетании с высокой чувствительностью полнокадровых матриц с такой оптикой можно творить чудеса! Естественно, не последним фактором является вопрос цены – стоимость такого набора техники может легко сравняться со стоимостью автомобиля.

За художественность и эффект боке на видео приходится расплачиваться необходимостью тщательно следить за фокусировкой – малейший промах фокусировки и объект съемки выпадает из зоны резкости. На автофокус больших надежд возлагать не стоит, так как он устойчиво работает только в простых условиях. Излишнее мелькание объектов на переднем и заднем планах способно надолго выбить его из колеи. Опытные видеографы (именно так называют видеооператоров, снимающих на фотоаппараты) предпочитают пользоваться ручной фокусировкой.

Второй момент, к которому нужно быть готовым - недостаточность оптической и матричной стабилизации. У многих фотокамер ее нет вообще – ни той, ни другой. Чтобы получить при этом более стабильную и приятную глазу картинку используются вспомогательные устройства – «стедикамы». А это дополнительные габариты, масса и дополнительные расходы.

Еще у многих фотоаппаратов есть ограничение – максимальная длительность записываемого видеофрагмента ограничена 30 минутами (точнее, 29:59). Это связано с производственными стандартами, согласно которым, устройство способное записывать более длительные фрагменты должно позиционироваться как видеокамера. У некоторых моделей камер есть альтернативные прошивки, снимающие это ограничение, но пользоваться ими приходится на страх и риск.

При записи видео высокого разрешения очень быстро садится аккумулятор камеры. Для любительской беззеркалки обычно пределом является 40-45 минут непрерывной записи, а то и меньше. Иными словами – если хотите снимать длинные видео, запасайтесь аккумуляторами.

4. Классическая видеокамера

Классическая видеокамера обеспечивает простую и удобную видеосъемку, даже если вы полный новичок. В самом простом случае это устройство типа «навел и нажал», задача оператора состоит только в том, чтобы нажимать в нужный момент кнопку «старт/стоп». Все остальное берет на себя начинка видеокамеры – дрожь рук сгладит мощная система стабилизации, система автофокусировки сама распознает лица и будет удерживать фокусировку на них. Даже если в кадре все мелькает и движется, риск неправильной фокусировки очень мал из-за огромной большой глубины резкости (размер сенсора у видеокамеры примерно такой же, как у смартфона).

У видеокамер есть и ряд особенностей.

Во-первых, из-за большой ГРИП картинка выглядит «плоской». Это будет не «кино», а в лучшем случае «дешевый сериал», а чаще всего «home video». Разделить планы при помощи размытия нет почти никакой возможности. Эффект боке можно получить только в очень ограниченном диапазоне условий. 

Во-вторых – цветопередача у видеокамер почти всегда хуже, чем у фотоаппаратов. Сенсор по площади в несколько раз меньше, это снижает реальную чувствительность и динамический диапазон. Качество картинки сильно зависит от освещения – на улице в солнечную погоду все отлично (если не снимаем против солнца), но в помещении цвета тускнеют и детализация картинки заметно снижается.

В-третьих – если вдруг возникнет необходимость воспользоваться ручными настройками, сделать это будет непросто, даже если они есть. Большинство пунктов настроек упрятаны в меню и чтобы добраться до них зачастую нужно пролистать несколько страниц. У камер подороже есть многофункциональное колесико с эффектом клика, которым можно регулировать ту или иную настройку, но опять же на это колесико навешана куча функций и пока доберешься до нужной можно потерять много времени. В этом плане фотоаппарат гораздо удобнее – в нем гораздо больше физических органов управления.

Наверно единственная область применения, где видеокамера будет однозначно лучше фотоаппарата – это запись каких-то длительных событий. Например, лекция. В этом случае не надо переживать относительно лимита в 30 минут – запись при этом не останавливается. Еще практически все камеры могут снимать, будучи подключенными к розетке – при этом вопрос емкости батареи отпадает.

Cледует иметь в виду, что у видеокамер все равно запись происходит «кусками». Это связано с ограничениями файловой системы FAT32 (именно она используется на флешках), из-за которых размер файла не может превышать 4 гигабайт. При большом объеме отснятого материала все равно потребуется склеивать отдельные куски в редакторе. Но что хорошо - момент склейки на итоговом видео абсолютно не заметен (по крайней мере на тех камерах, с которыми мне довелось пообщаться).

Современные видеокамеры умеют делать фото, но несмотря на все мегапиксели, написанные на корпусе, качество этих фото будет не высоким, хуже чем у смартфона. Максимум на что хватает возможностей 20-мегапиксельной видеокамеры - фото для соцсетей и печати небольшим форматом.

Подведем итоги

При выборе устройства между видеокамерой и фотоаппаратом для любительской съемки я однозначно рекомендую в первую очередь определиться, что вы реально собираетесь снимать?

Если это видео «для дома, для семьи», то вам с 99% вероятностью подойдет смартфон средней ценовой категории. Чтобы определить качество картинки и звука – смотрите обзоры на Youtube, их множество и найти исчерпывающую информацию не составит труда. Обращайте внимание на пыле-влагозащиту, но даже если она есть – не стоит переоценивать ее возможности и нырять с телефоном в воду, ради эффектного кадра. У влагозащиты есть определенный запас прочности. Один раз сработает, второй сработает, а в третий может и не сработать. Если есть желание снимать видео вне зависимости от окружающей среды, обзаведитесь экшн-камерой GoPro – ей любое купание нипочем. 

Для коммерческой видеосъемки лучше ориентироваться на беззеркалки. Если бюджет не бесконечен, хорошим выбором будет система Micro 4/3, например, Panasonic серии GH. Чуть подороже будет Fujifilm с кропом 1.5. Ну а уж если аппаратура подбирается по принципу «мы за ценой не постоим», то выбирайте между полным кадром от Panasonic, Sony, Canon, Nikon. У всех есть свои приятные плюшки, важно знать, что из этого всего нужно, а без чего можно обойтись.

Обычную видеокамеру сейчас покупать уже нет никакого смысла за исключением тех случаев, когда важно неограниченное время записи, и возможность использовать суперзум.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»