Вход   Регистрация

Поиск по сайту

Присоединяйтесь к группам

Вконтакте
akfotosait

Одноклассники
54003350175999

О беззеркалках простым языком

Компактные аппараты со сменной оптикой или, как их еще называют, беззеркалки  — относительно новый вид фотокамер появился около 5 лет назад. Помню, что в начале 2000-х годов, когда стали появляться первые доступные цифрозеркалки, народ на форумах мечтал об "идеальном" фотоаппарате — размером со среднюю мыльницу, но с качеством картинки как у зеркалки. В те времена такой аппарат выглядел несбыточной мечтой, поскольку элементная база не позволяла сделать что-то подобное — крупные по размеру матрицы потребляли большое количество электроэнергии, имели склонность к нагреву, и, как следствие того — росту уровня шумов. Тем не менее, технологии развивались, обновлялась элементная база и в 2005 году появилась первая беззеркальная камера с матрицей APS-C — Sony Cybershot R1.


Sony Cybershot R1

Хотя в камере было немало спорных моментов, например — нескромные габариты, несменная оптика, низкая скорость серийной съемки (особенно в raw), "инерционность" видоискателя и ЖК-экрана, медленный автофокус и еще что-то по мелочи, аппарат был в некотором роде революционным — это была первая "беззеркалка".

Время шло, технологии совершенствовались. С тех пор беззеркалки прошли достаточно большой путь в развитии, избавились от многих детских болезней. У Sony R1 причиной многих проблем был слабый процессор. Процессоры современных аппаратов многократно превосходят его по скорости. По некоторым скоростным характеристикам, например, скорости серийной съемки, частоте кадров при съемке видео FullHD современные беззеркалки серьезно опережают зеркальные фотоаппараты. Например, скорость серийной съемки у беззеркалки Sony NEX-6 составляет 10 кадров в секунду! У большинства зеркалок скорость серийной съемки как минимум в два раза медленнее.

Что касается сменной оптики, ее парк сейчас весьма невелик, но это дело времени. У Sony и Canon есть возможность использовать "зеркалочную" оптику через специальные переходники, однако при этом скорость автофокуса ощутимо меньше, чем при использовании родной оптики.

Разные производители беззеркалок сейчас позиционируют свои продукты в различных рыночных нишах:

Pentax Q

Это самые маленькие и компактные аппараты, имеют матрицу "мыльничного" формата 1/2.3". Соответственно, кроп-фактор составляет 5.6.


Аппарат Pentax семейства Q

Отличительной особенностью данной линейки Pentax является исключительная компактность, за которую приходится жертвовать качеством фотоагрфий (оно как у мыльниц). Еще у этих аппаратов есть несколько интересных особенностей. Например, затвор встроен не в сам аппарат, а в объектив. Фотоаппараты Pentax Q имеют систему стабилизации изображения с подвижной матрицей. Достоинством данных аппаратов по сравнению с традиционными мыльницами является светосильный китовый объектив 8.5мм f/1.9 (в пересчете на полный кадр получается 47 мм, по ГРИП — как f/11). Если честно, не вижу практического смысла в покупке такого аппарата. Стоимость Pentax Q10 на момент написания статьи составляет более 20 тысяч рублей. Только в качестве имиджевой игрушки...

Оптика системы Pentax Q относительно дорогая, но выбор пока заметно ограничен. Помимо двух зумов (5-15 мм, 15-45 мм) в линейке преобладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Pentax K

Это семейство представлено пока всего одной моделью K-01.

Отличительной особенностью этого аппарата является полная совместимость с оптикой от зеркалок за счет сохранения рабочего отрезка — расстояния от задней кромки объектива до матрицы. С одной стороны, это большой плюс, если у вас есть зеркалка Pentax с парком оптики — все эти объективы будут работать на K-01 безо всяких переходников. Но есть и минус — габариты фотоаппарата. Наверное, это самая "увесистая" беззеркалка из ныне существующих.

Pentax K-01 имеет матрицу формата APS-C, что обеспечивает ему качество картинки как у зеркалок.

Этот аппарат можно посоветовать тем, для кого не критичны размеры и вес аппарата (почти как у зеркалки) и при этом имеются Пентаксовские стекла. В этом случае, K-01 весьма неплохо будет выполнять роль "второго" аппарата.

Nikon 1

Это любительские беззеркалки, имеющие матрицу размером 13.2*8.8 мм (кроп-фактор 2.7)


Аппарат Nikon J1

По функционалу — типичная любительская мыльница, основной упор сделан на авторежим. Качество картинки чуть лучше чем у топовых мыльниц. Имел возможность поснимать аппаратом Nikon J1 — для любительского уровня результат вполне приемлемый. Аппарат неплохо фокусируется при домашнем освещении, фотографии получаются сбалансированные по тонам. Неплохая альтернатива топовым мыльницам. Можно посоветовать тем, кто предпочитает фотографировать в авторежиме. Недостатки — ограниченный набор настроек, небольшой выбор оптики (на данный момент). Стоимость аппаратов Nikon семейства J колеблется в пределах от 10 до 15 тысяч рублей.

Оптика под систему Nikon 1 на данный момент (март 2013 г) представлена 7 объективами средней стоимостью от 6 до 25 тысяч рублей. Диапазон фокусных расстояний, который можно перекрыть этими объективами — от 18 до 300 мм (в пленочном эквиваленте).

Micro 4/3

Платформу Micro 4/3 продвигают два бренда — Olympus и Panasonic, причем уже давно. Интересная особенность — полная совместимость. Один и тот же объектив будет замечательно работать и с Olympus и с Panasonic.


Аппараты семейства Micro 4/3

Сами аппараты имеют большой разброс по цене. Самые дешевые стоят около 10 тысяч рублей, самые дорогие — до 30 тысяч рублей и больше (среди них есть пыле- влагоустойчивые модели, а так же расширенными комплектами аксессуаров). Качество фотографий существенно лучше, чем у мыльниц, но в большинстве своем не дотягивает до аппаратов матрицей APS-C (не говоря уже про полный кадр).

У системы Micro 4/3 на данный момент есть одно важное достоинство. Поскольку с момента появления первых аппаратов этой системы прошло уже несколько лет, в продаже имеется множество различных аксессуаров — объективов, вспышек. Объективы перекрывают фокусные расстояния от 14 до 300 мм (в "пленочном" эквиваленте), что достаточно для удовлетворения запросов подавляющего большинства фотолюбителей. По стоимости объективы системы Micro 4/3 сопоставимы с объективами для зеркалок — от 8 до 60 тысяч рублей.

Беззеркалки Sony, Canon, Samsung с матрицей APS-C

Это "топовый" класс беззеркальных аппаратов со сменной оптикой, ибо качество картинки они дают самое лучшее. Такие беззеркалки выпускают фирмы Sony, Canon, Samsung. Аппараты Sony NEX, Canon EOS M, Samsung NX очень похожи друг на друга по конструктиву, поэтому объединены здесь в одну группу.


Беззеркалки Sony NEX и Canon EOS-M

Размер матрицы у этих аппаратов такой же, как у любительских и полупрофессиональных зеркалок, соответственно, качество картинки у этих аппаратов "зеркалочное" (плюс-минус). В отличие от ранее упомянутого Pentax K-01 с матрицей APS-C, эти аппараты имеют укороченный рабочий отрезок (расстояние от задней линзы объектива до матрицы), поэтому оптика от зеркалок на них может быть использована только через переходник, зачастую с ограничением возможностей — например, со снижением скорости фокусировки. Зато эти аппараты имеют весьма скромные по сравнению с зеркалками габариты, что делает их весьма удачным приобретением для фотосъемки, например, путешествий. Аппараты этой категории успешно конкурируют с зеркалками по возможностям видеосъемки, зачастую демонстрируя превосходство.

Беззеркалки Fulifilm

Отдельного упоминания заслуживают фотоаппараты Fujifilm Finepix семейства X (X100, X-E1, X-Pro и др.) Хотя они имеют матрицу формата APS-C, позиционируется они в ценовой нише "выше среднего". Беззеркалки Fulifilm имеют несколько интересных особенностей — относительно небольшое разрешение матрицы, дизайн аппарата, стилизованный под пленочную дальномерку. Fujifilm Finepix X100 (относительно недорогой) не имеет возможности смены оптики, в него встроен весьма неплохой объектив с ЭФР 35 мм и светосилой f/2. Более дорогие аппараты имеют возможность использования сменной оптики X-mount, которая включает в себя преимущественно светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием (за исключением "классического" кита Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS).


Беззеркалка Fujifilm X100

Образцы фотографий, сделанных аппаратом Fujifilm Finepix X100, можно найти на форуме «Неформат»  — тестовые снимки Fuji X100.

Кто пишет отзывы о беззеркалках в сети Интернет?

Почему отзывы о беззеркалках столь противоречивы? Неужели эти аппараты так сильно отличаются друг от друга? Или качество сборки нестабильное? Ни то и ни другое. Если почитать внимательно, то можно выделить две группы пользователей, которые пишут отзывы, которые друг другу противоречат.

Группа 1. Бывшие владельцы мыльниц

Эта группа очень многочисленная, которую представляют люди, которые не "фотографируют", а "фоткают" все подряд — дома, на работе, на даче, на прогулке, в путешествиях. Раньше у них была мыльница, которая либо состарилась, либо сломалась и они решили — "зачем я буду покупать эту огромную зеркалку, когда есть аппараты, которые обеспечивающие такое же качество фотографий, но гораздо компактнее?". Они покупают беззеркалки и их выбор, на самом деле, очень мудр.

Для любительской фотографии беззеркалки — то что доктор прописал! Как правило, они ощутимо превосходят их бывшие мыльницы в скорости работы, замечательно снимают на автомате, имеют кучу всяких "улучшалок" картинки вроде коррекции хроматических аберраций, выправление дисторсии и прочих вещей — это позволяет даже не задумываться о формате RAW. Эти люди пишут 90% восторженных отзывов о данных аппаратах, а это о многом говорит. Если вы принадлежите к этой группе (ничего в этом плохого нет!), то беззеркалка будет для вас оптимальным выбором — снимаете как на мыльницу, качество получаете как у зеркалки, и это не обман. Будете снимать и получать удовольствие!

Группа 2. Бывшие владельцы зеркалок

Как правило, это люди, которым надоело таскать с собой повсюду тяжелую зеркалку и они приобретают для этих целей беззеркальный компакт. Здесь уже все не так однозначно, поскольку, требования к беззеркалкам предъявляются, зачастую, завышенные. Хоть качество картинки у зеркалок и беззеркалок сопоставимое, сам съемочный процесс отличается. Во многом негатив идет из-за того, что люди просто не привыкли снимать на беззеркалку. Это явление временное. Я тоже поначалу испытывал неудобства, когда купил себе Olympus PEN, но прошло время и сейчас я нахожу съемку на компактную беззеркалку (которая с непривычки "выпадала из рук" после Canon EOS 5D), вполне комфортной.

Бывшие владельцы зеркалок, перешедшие на беззеркальные компакты жалуются на те или иные их особенности, но почти на каждую "жалобу" находится какой-то компромиссный контраргумент "зато..." или "хотя..."

  • Быстрый разряд аккумулятора. Если у зеркалки один раз батарею зарядил и ее хватит на неделю достаточно активных съемок, то беззеркалку придется заряжать почаще. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что у большинства беззеркалок на одной зарядке аккумулятора можно сделать 300-400 кадров, а это не так уж и плохо.

  • Более медленный автофокус. Беззеркалки используют контрастную фокусировку, которая хорошо работает только при хорошей освещенности и по скорости сопоставима с фазовым автофокусом зеркалок. Однако, при более слабом освещении контрастная фокусировка работает менее уверенно. Зато беззеркалкам не ведома такая проблема как фронт/бэкфокус.

  • Многие функции упрятаны в меню. Если снимать преимущественно в авторежиме, то это не является существенным недостатком, но если часто приходится пользоваться ручными настройками, необходимость постоянно лазить в меню некоторых раздражает. Хотя, почти всегда у беззеркалки есть функциональные кнопки, на которые можно назначить наиболее часто используемые функции.

  • Сенсорный экран многим неудобен — когда нужно, срабатывает не с первого раза, когда не нужно, от случайного нажатия вылезает какое-то меню. Зато на сенсорном экране удобно выбирать объект фокусировки. В конце концов, сенсорное управление можно и отключить.

  • Китовая оптика не всегда обеспечивает тот уровень качества, который от нее ожидают (впрочем, у зеркалок та же самая проблема). При съемке в Jpeg фотоаппарат имеет возможность программно исправить некоторые недостатки, но при съемке в RAW картинка сохраняется "как есть" и ее качество может стать предметом разочарования. Разумеется, RAW-конвертор решает задачу исправления недостатков, но при большом количестве обрабатываемых файлов это довольно нудная и рутинная задача.

  • Оптика для беззеркалок слишком дорогая. Да, ценник на объективы для беззеркалок как минимум раза в 1.5 выше, чем на аналогичные объективы для зеркалок. Но не забывайте, что эта оптика гораздо легче и компактнее (под стать тушке). Лично я оценил это в поездках и пеших походах — вместо традиционного рюкзака с зеркалкой у меня на плече была небольшая и легкая сумка. После нескольких длительных прогулок я реально оценил то удобство, которое дает компактная и легкая техника. Дороговизна аксессуаров — расплата за удобство. Не знаю как вы, но я готов за это платить.

Из всего этого можно сделать вывод, что на современном этапе развития беззеркалки занимают достаточно большую нишу между продвинутыми мыльницами и зеркалками класса выше среднего.

Бывшие владельцы мыльниц все чаще отдают предпочтение беззеркальным аппаратам. Владельцы же зеркалок не спешат расставаться со своими вроде как "морально устаревшими", но при этом вполне функциональными аппаратами. Чаще всего беззеркалки они покупают в качестве "второго аппарата" для постоянного таскания с собой — компактного, умеющего делать качественные фотографии не только на улице, но и в помещении без вспышки. В качестве объектива при этом часто приобретается "блинчик" — небольшой по размеру объектив с фиксированным фокусным расстоянием (как правило широкоугольный). С ним аппарат помещается если не в карман, то в небольшую поясную сумку.

Итак, пришло время сделать некоторые предварительные выводы

В обозримом будущем наступит момент, когда беззеркалки вытеснят зеркальные аппараты из любительской ниши. Вот основные причины, которые уже обеспечили этому классу аппаратов массовое признание.

  1. Беззеркалка удобнее для "среднестатистического" пользователя. Далеко не всем любителям нужен мгновенный доступ к каким-то изощренным функциям и настройкам. Базовый минимум кнопок имеют почти все беззеркалки — баланс белого, экспокоррекция, управление вспышкой, автоспуск. Еще есть кнопки, на которые можно назначать пользовательские функции. Остальное доступно через меню. Большего, в общем-то, не требуется. Беззеркалка выводит на экран фотографию еще до съемки, причем сразу с гистограммой, давая возможность заблаговременно ввести поправки. В зеркалке это доступно через LiveView, но этот режим сам по себе зеркалку превращает в беззеркалку. Причем, чаще всего, в медленную беззеркалку.

  2. Более простая конструкция затвора — а это упрощение и удешевление конструкции, а заодно и увеличение ресурса аппарата — ломаться практически нечему).

  3. Контрастный автофокус, который у первых аппаратов был медленным, сейчас по скорости приблизился к фазовому автофокусу зеркалок (по крайней мере при хорошем освещении). Появились модели с гибридным автофокусом, например, Canon EOS M — в нем присутствует и контрастная и фазовая фокусировка, и все это работает с вполне приличной скоростью, сравнимой со скоростью автофокуса зеркалок. Уверен, что через год-другой лет беззеркалки научатся быстро фокусироваться и при плохом освещении.

  4. Новая оптика изначально "заточена" под видеосъемку, что позволяет без проблем пользоваться автофокусом во время съемки видео. У зеркалок этой возможностью могут похвастаться считанные единицы моделей, хотя в дальнейшем их список будет пополняться.

  5. Нет нужды в обеспечении обратной совместимости новой оптики со старыми тушками. Многие оптические недостатки (аберрации, дисторсия объектива) могут быть программно исправлены встроенным софтом камеры — производительность современных процессоров позволяет это делать на лету. Это позволит удешевить новые объективы и не задумываться о том, "а как этот объектив проявит себя на тушке выпуска 2004 года?". Беззеркальная система создается с "чистого листа" с учетом современных технических достижений без оглядки на старый "хлам", с которым теоретически можно использовать данный объектив и нужно обеспечить, чтобы все хорошо работало.

  6. Вопрос применения вспышки очень актуален при любительской съемке. У некоторых беззеркалок нет встроенной вспышки, зато в комплекте идет небольшая внешняя — вынужденная мера, чтобы уменьшить размеры аппарата. Несмотря на видимое неудобство в использовании, ничего страшного в этом нет. Вспышка в сложенном состоянии вполне компактна и не сильно увеличивает габариты фотоаппарата. Если она в данный момент не нужна, ее можно держать в небольшом кармашке фотосумки.

Разумеется в "беззеркальном" сегменте пока не все так гладко, в частности в области оптики и аксессуаров — выбор объективов пока ограничен, хотя, все самое необходимое уже есть — штатные зумы, телеобъективы, фиксы. Уверен, что в дальнейшем эти направления будут развиваться и будут появляться новые интересные объективы.

Есть переходники, позволяющие использовать "зеркалочную" оптику на беззеркалках, однако скорость фокусировки будет намного ниже, чем у зеркалок, поскольку старые объективы оптимизированы под фазовую фокусировку, а беззеркалки используют контрастную. Стоимость оригинальных переходников чаще всего завышенная, однако, можно найти неоригинальные переходники, которые при гораздо меньшей стоимости будут успешно выполнять те же задачи.

Еще беззеркальные аппараты популярны среди любителей старой неавтофокусной оптики. Благодаря короткому рабочему отрезку эти аппараты позволяют использовать через переходники объективы от старых дальномерок, среди которых встречаются весьма интересные стекла. На зеркалках использование этой оптики затруднено из-за несоответствия рабочих отрезков.

Заглянем в будущее

... Ну, или хотя бы попытаемся это сделать. Какая участь ждет любительские кропнутые зеркалки, когда с одной стороны их поджимают компакты со сменной оптикой, с другой — медленно, но верно дешевеющий полный кадр? Производители фотокамер ведут себя по-разному.

Olympus и Panasonic полностью закрыли производство зеркалок 4/3 и переключились на беззеркальные аппараты (Micro 4/3), которые закрепились в начальном и среднем классе. Примечательно, что эти аппараты полностью совместимы между собой по части аксессуаров. Также есть вполне успешные попытки штурмовать премиум-сегмент — стоимость аппаратов Olympus семейства OM-D сопоставима со стоимостью полнокадровых зеркалок, при том, что у OM-D кроп-фактор 2.

Nikon и Pentax также освоили беззеркальную нишу, но в сегменте начального уровня — у аппаратов Nikon 1 кроп-фактор 2.7, у Pentax Q — 5.6. Эти аппараты мирно сосуществуют с любительскими зеркалками, не претендуя на их рыночную нишу. Будущее беззеркалок Pentax K выглядит весьма туманным — не имея принципиальных преимуществ перед конкурентами, беззеркалки Pentax K имеют нескромные габариты, зато совместимы с зеркалочной оптикой Pentax безо всяких переходников. По всей видимости, спрос на эти аппараты будет только среди фотографов-"пентаксистов", для остальных потребителей эти камеры не представляют большого интереса.

Sony отказалась от затвора c подвижным зеркалом, развивая параллельно две линейки — SLT (с полупрозрачным зеркалом и электронным видоискателем, байонет А), и NEX (без зеркала, новый байонет E). Полнокадровая беззеркалка Sony A7 — первая ласточка, принесшая беззеркальный полный кадр в народные массы.

Canon пошел по пути, похожему на Sony, но от подвижного зеркала отказываться, видимо, пока не намерен. Подтверждение тому — одновременный выпуск зеркалок и беззеркалок с одинаковой матрицей, но разными байонетами (EF-S и EF-M). Смущает то, что новые модели EOS 650D, 700D, 100D и EOS M* конкурируют между собой — один производитель, один класс, одинаковая матрица, очень сходный функционал, но разные байонеты. Особенно подогревает интерес технология STM — шаговый автофокус для режима LiveView и видеосъемки у зеркалок, окончательно уравнивая по основным функциям зеркалку 650D с компактом EOS M. В связи с этим уже ведутся споры, какой байонет Canon лучше и перспективнее — EF-S или EF-M. Вобщем, все пока очень неоднозначно, чтобы делать какие-то выводы.

Беззеркалки Samsung не так популярны на нашем рынке, но это не мешает данному производителю развивать сразу две линейки беззеркалок — NX (с кропом 1.5) и NX Mini (с кропом 2.7). NX является конкурентом камерам Sony NEX и Canon EOS M, NX Mini конкурирует с системой Nikon 1. Судя по примерам дневных фотографий, камеры неплохие. Ночью на высоком ISO картинка шумнее, чем хотелось бы, особенно у NX Mini. Еще беда в том, что из-за невысокой популярности бренда могут возникнуть проблемы с доступностью аксессуаров к этим камерам, особенно в небольших городах — магазин, конечно, привезет все что угодно, но только под заказ.

Категория: Выбираем фотоаппарат

Автор - Артем Кашканов

Книга «О фотографии простым языком»

Если мои статьи показались вам интересными и полезными, скорее всего, вас заинтересует и моя электронная книга О фотографии простым языком. Книга представлена в формате PDF, ее стоимость на дапнный момент — 199 рублей. Вы получите книгу на электронную почту сразу после оплаты.

Выберите способ оплаты:

Все мои книги      Написать мне

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Чтобы написать комментарий, нужно войти на сайт.
Комментариев пока нет

Статьи на эту же тему

Самые читаемые материалы (Top10)