Фотошпаргалки - просто следуйте инструкциям!
Фотосайт Артема КашкановаСтатьи о фотографииОбзоры фотоаппаратов

Canon EOS 5D. Переход с кропа на полный кадр. Первые впечатления.

В 2005 году в моей жизни свершилось знаковое событие — я сменил мыльницу на зеркалку. По этому поводу была написана первая моя статья — Переход с мыльницы на зеркалку. Статья для сомневающихся. Прошло более 6 лет и настало время развить эту тему, но поднять планку уже на ступеньку выше, а именно — переход с кропа на полный кадр, то есть переход с любительской фототехники на профессиональную.

Для чего нужен профессиональный фотоаппарат

Во первых, давайте уточним, какой фотоаппарат может считаться профессиональным и в чем его основные отличия от любительского. Само название говорит, что этот аппарат предназначен для тех, для кого фотосъемка является профессией. Грубо говоря, профессиональный фотоаппарат — это средство зарабатывания денег фотографией. Поскольку в коммерческой съемке требования к качеству фотографий намного выше, чем любительской, поэтому профессиональный фотоаппарат должен обеспечивать это качество.

Разумеется, для профессиональной съемки может быть использована и любительская техника, но при этом она будет работать на пределе своих возможностей и вероятность получения испорченного кадра возрастает на порядок. Расскажу по этому поводу один случай...

Я уже давно не снимаю свадьбы, но недавно я был приглашен на свадьбу к родственникам в качестве "подстраховывающего" фотографа (для съемки "чисто своих"), в моем арсенале был Canon EOS 400D, объектив Canon 24-105/4L, вспышка Sigma DG 500 Super. Объектив и вспышка свои задачи отработали на 100% — процент брака из-за "мыла", неправильного фокуса и недо- переэкспонирования был крайне низок. Однако сам фотоаппарат работал на грани фола. В некоторые моменты не хватало скорострельности, а под конец вечера пришлось регулярно бегать до ближайшей розетки, чтобы хоть чуть-чуть подзарядить севший за день аккумулятор. Когда начался первый танец, в зале выключили свет и осталось только светомузыкальное сопровождение, и... "приветствую вас, шумы на ISO 1600!" :) Тем не менее, свадьба была отснята, и клиент остался доволен (особенно учитывая то, что я назначил очень низкую цену — свои все-таки). Но какого геморроя мне это стоило... В это время, 2 других фотографа с 1D и 5D (марк *) действовали намного более спокойно и уверенно, и, я думаю, результат получился намного лучше (жалко, что мне так и не удалось его увидеть).

Описанный выше случай стал еще одним толчком на моем пути с кропа к полному кадру.

Чем отличается профессиональный аппарат от любительского?

Если сравнивать Canon EOS 5D с аппаратами семейств **D, ***D, ****D — в "пятаке" убраны все любительские "бантики". Ни о каких режимах "пейзаж", "портрет", "ночной портрет", "ночной пейзаж" и т.д. в аппарате нет. Все настраивается вручную и вы должны четко представлять, что нужно сделать для того чтобы фон был размытым (к примеру). На переключателе режимов съемки остался только авторежим, режим программной экспозиции, TV (приоритет выдержки), AV (приоритет диафрагмы), M (ручной режим), Bulb (выдержка вручную — пока кнопка спуска нажата, затвор открыт) — для ночной съемки.

Во-вторых, почти все профессиональные фотоаппараты полнокадровые, то есть имеют матрицу размером с пленочный кадр (у любительских и полупрофессиональных аппаратов матрица в 1.5-2 раза меньше). Исключение — Canon EOS 7D (кроп 1.6), Canon EOS 1D (кроп 1.3) — это репортажные камеры, их сила в другом. О том, что дает полный кадр речь пойдет чуть ниже.

В третьих, это, конечно, ресурс аппарата. Затвор профессионального фотоаппарата имеет заявленный ресурс 100-150 тыс. кадров. У любительской техники эти показатели куда скромнее — 40-60 тыс. кадров.

Для чего нужен полный кадр

Большая матрица имеет ряд преимуществ.

  1. При увеличении размера сенсора можно безболезненно увеличить его разрешение и чувствительность без видимого роста уровня шумов. В отличие от 400D, у 5D чувствительность ISO1600 вполне рабочая. Кроме того, в некоторых аппаратах есть чувствительность ISO50 — для высококачественной съемки при хорошем освещении.

  2. Во-вторых, чем больше размер кадра, тем больше возможностей по управлению ГРИП (что влияет на художественную сторону фотографии).

  3. Исчезает понятие "эквивалентное фокусное расстояние". Цифры, указанные на объективе становятся "честными". Рыбий глаз становится рыбьим глазом, широкоугольник — широкоугольником, "полтинник" из портретника (на кропе) превращается в светосильный универсальный объектив.

Какие недостатки у полного кадра

  1. Первое что останавливает многих — это стоимость фотоаппарата. Профессиональный полнокадровый аппарат стоит как минимум в 2-3 раза дороже, чем любительский или полупрофессиональный. На момент написания статьи, Canon EOS 5D mark II (body) стоит 75000 рублей, а Canon EOS 60D (body) — 32000 рублей (цены средние по Яндексу).

  2. Второе — размер и вес фотоаппарата. 5D раза в полтора больше, чем 400D и раза в два тяжелее. Таскать такое с собой постоянно — удел или профессионалов или настоящих энтузиастов.

  3. Третье — почти всегда отсутствует встроенная вспышка. Подразумевается, что профессиональная съемка и встроенная вспышка — понятия не совместимые. Исключения — Сanon EOS 7D и Nikon D700.

  4. Вы, скорее всего, не сможете использовать объективы, предназначенные для "кропнутых" зеркалок. У Canon они имеют обозначение EF-S, у Nikon — DX. Они адаптированы под меньший по размеру кадр и их задний конец смещен ближе к зеркалу (объектив сидит "глубже"). Будучи установленным на полнокадровый аппарат, такой объектив создаст помеху движению зеркала. У Canon исключена возможность установки EF-S объективов в EF-байонет. Полнокадровый Nikon D700 поддерживает "кропнутые" объективы, но при этом происходит автоматическое кадрирование — чтобы на снимке не было черных углов, так как круг изображения, формируемый "кропнутым" объективом в 1.5 раза меньше, чем у полнокадрового.

  5. Многие объективы проявляют свои слабые места именно на полном кадре. Фактически, при использовании "полнокадровых" объективов на "кропнутом" аппарате, на матрицу попадает только центральная часть картинки, которая наиболее четкая. В то же время, не стоит забывать, что по краям кадра разрешающая способность всех без исключения объективов снижается — у кого-то больше, у кого-то меньше. Полный кадр открывает то "мыло", которое прежде скрывалось за границами "кропа". Это сказано к тому, что с полным кадром лучше использовать только качественную и дорогую оптику, у которой разрешения от центра к краю падает меньше, чем у дешевой.

Стоит ли покупать профессиональный фотоаппарат новичку?

Однозначно и категорически — нет! Если у вас нет уверенного знания основ техники фотографии, вы просто не сможете использовать потенциал такого фотоаппарата. Результаты, которые вы будете получать, зачастую будут хуже, чем у любительской зеркалки. Поснимать полгода мыльницей и купить себе профессиональный аппарат — это равносильно тому, что только окончив курсы вождения, сразу сесть за руль дорогого спортивного автомобиля. В лучшем случае, вы поедете также как на учебных "жигулях" (и даже медленнее — страшно!), а в худшем — .... в общем, сильно пожалеете, что выкинули столько денег на эту штуку, с управлением которой вы не справились из-за отсутствия опыта. Не секрет, что большинство негативных отзывов о хорошей технике пишется из-за того, что их авторы не смогли (или не захотели) с ней разобраться, в итоге были разочарованы.

Чтобы покупать полнокадровый аппарат и сразу начать его использовать на все 100%, вы должны, как минимум, освоить любительскую зеркалку и быть с ней на "ты".

Canon EOS 5D — копаем вглубь

Автоматический баланс белого

В этой номинации фотоаппарат очень расстроил. Однако, в защиту него могу сказать, что съемка велась при свете энергосберегающих ламп (не дешевых), дающих, в принципе, теплый свет, но все равно, отличающийся по оттенку от ламп накаливания. Я не помню, чтобы какой-то из аппаратов справился бы с таким светом в режиме автоматического баланса белого. 5D при таком свете при съемке без вспышки неудержимо тянет в желтизну.

Но, как я уже и говорил, все автоматическое в этом фотоаппарате, видимо, присутствует лишь для галочки. Теперь, попробуем это же сфотографировать в RAW и выставить баланс белого уже на компьютере. Вот что у нас получилось.

Цвета стали максимально приближенными к тому, что было на самом деле (поверьте на слово). Но, в принципе, такой фокус пройдет с любым другим фотоаппаратом, в т.ч. и мыльницей, лишь бы он умел снимать в RAW.

Уровень шумов на ISO 1600

Взглянув на Jpeg-овский вариант я просто ужаснулся! Современные любительские зеркалки снимают лучше.

Скачать полноразмерный файл... но лучше даже не качать — там все плохо :)

RAW-овский вариант произвел более благоприятное впечатление.

Скачать полноразмерный файл

Шум все равно есть, но его структура намного меньше "мозолит" глаза — по своей структуре он похож на пленочное зерно. Но мы пойдем дальше — попробуем его свести на минимум при помощи Adobe Lightroom. Применяем такие параметры шумоподавления:

и получаем такой результат:

Скачать полноразмерный файл

Для ISO 1600 — очень достойный результат! Однако, неизвестно что здесь сыграло бОльшую роль — матрица 5D или алгоритм шумоподавления в Adobe Lightroom. В любом случае, результат достигнут!

Результаты этих испытаний позволяют сделать вывод о том, что владельцу Canon EOS 5D о формате JPEG лучше забыть раз и навсегда! Жалко, нет возможности его отключить через меню...

p.s. Забыл добавить, что в этом тесте использовался объектив Canon EF 50mm f/1.8 II.

Динамический диапазон матрицы Full Frame

К сожалению, мне не удалось (и уже не удастся, скорее всего) сделать сравнение двух одинаковых снимков, сделанных на полнокадровый аппарат и кропнутый, но все же тот эксперимент, который я провел позволяет сделать кое-какие выводы.

Во время одной из поездок в Гороховец, я "загнал" Canon EOS 5D в такую сложную ситуацию, которая моему бывшему 400D была точно "не по зубам".

Исходные данные такие:

  • Пасмурная погода, много снега, небо на грани белизны, темные стволы деревьев

  • Объектив Зенитар 16мм/2.8 — чтобы увидеть достаточно и темных и белых деталей одновременно.

  • Интегральный замер экспозиции (по логике он вообще противопоказан при таких условиях!)

Вот такой кадр (на художественность не смотрите, цель здесь другая). Для чего черная рамка — написано ниже:

На первый взгляд — снег и небо на грани потери деталей (особенно, если смотреть фото не на белом фоне, для этого и сделана черная рамка, чтобы разделить белый фон страницы от чуть сероватого снега). А теперь посмотрим на гистограмму:

И света и тени проработаны! И, как оказалось, есть еще немалый запас. Вот еще одна интересная деталь:

В верхнем правом углу попала в кадр какая-то светлая полоска на небе, похожая на след от самолета. И она оказалась отлично различима на фоне неба, которое на первый взгляд казалось абсолютно белым.

В качестве доказательства чистоты эксперимента прилагаю оригинальный файл в формате RAW (13.5 мегабайт). Кстати, объектив Зенитар 16мм/2.8 проявил себя на полном кадре очень неплохо — четкость картинки в центре кадра практически "звенящая". По краям, естественно, все хуже — но это беда всех "рыбьих глаз".

Двухсекундный автоспуск на Canon EOS 5D

Автоспуск очень удобен (я бы даже сказал, необходим!) при съемке со штатива с длинной выдержкой — чтобы от нажатия кнопки камера не наклонялась и картика при этом не смазывалась.

Многие владельцы Canon EOS 5D жалуются, у аппарата предусмотрена длительность автоспуска только в 10 секунд. Для ночной съемки это не совсем удобно — приходится каждый раз ждать 10 секунд, слушая при этом "пи-пи-пи-пи-пи...", издаваемое фотоаппаратом.

Я покопался в настройках и нашел намного более рациональный способ съемки с предварительной паузой. Это сочетание настроек блокировки зеркала с режимом съемки. Если разрешить блокировку зеркала (Пользовательские функции → Функция 02) и включить режим съемки "Дистанционное управление" (кнопка Drive-ISO на верхней панели), то мы убьем сразу двух зайцев:

  • Съемка будет осуществляться с предварительным подъемом зеркала (это уменьшит шевелёнку — вибрации, создаваемые зеркалом довольно существенны!)

  • Затвор сработает через 2 секунды после подъема зеркала.

Вот вам и 2-секундный автоспуск! :) Причем в инструкции про это написано не было, хотя, возможно, я ее невнимательно читал. В остальных режимах съемки фотоаппарат после поднятия зеркала будет ждать, пока вы нажмете кнопку спуска еще раз и только тогда сработает затвор.

p.s. Правильно говорят, что голь на выдумки хитра. Точка зрения Canon на этот счет такова — хотите иметь 2-секундный автоспуск, покупайте пульт дистанционного управления, у него такая функция есть!

Задать вопрос по этой статье можно на форуме в ветке Переход на полный кадр.

Автор статьи — Артем Кашканов, 16.01.2014

В начало статьи

Рекомендую почитать другие статьи на тему «Обзоры фотоаппаратов »

Присоединяйтесь к группе!

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Оценить:

Комментарии

Свежие в конце списка

Николай 31.01.2014

Гистограмма в светах упёрлась в потолок. Это значит, что есть пересветы, где-то, а именно на снегу переднего плана, поисчезали полутона, не хватило ДД матрицы. Проанализировав гистограмму при съёмке, может нужно было уменьшить экспозицию? Или применить серый светофильтр?

Артем Кашканов: Гистограмма уперлась в потолок, поскольку на фотографии оказалось очень много пикселей данного оттенка - банально 3/4 кадра занимают светлые объекты. А полутона не поисчезали, их просто не было - свежевыпавший снег в пасмурную погоду не балует оттенками :)
Если бы гистограмма уперлась вправо, можно было бы говорить о пересвете.

Добавить комментарий

Ваше имя:

E-mail (не публикуется):

введите код: *

Текст сообщения


Фотошпаргалки - просто следуйте инструкциям!

Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!

www.Artem-Kashkanov.ru Фотосайт Артема Кашканова © 2008 – 2014


Администратор сайта не несет никакой отвественности за содержание рекламных материалов и за добросовестность рекламодателей.

По вопросам размещения рекламы на сайте прошу обращаться по координатам, указанным в разделе Контакты.