В раздел "Статьи"

Как фотографировать воду

© Артем Кашканов, 2011

Итак, дорогие друзья, продолжим наше путешествие в мир цифровой пейзажной фотографии. За окнами месяц май, многие открывают не только дачный сезон, но и сезон фотографический. Тусклая и серая весна уходит и наступление красочного лета неминуемо как крах мирового империализма :) Разумеется, весна дает прощальную гастроль - реки выходят из берегов, луга превращаются в бескрайние озера, светит солнце, тело радуется теплу, а душа - простору. Итак, у нас в руках фотоаппарат и мы жаждем сфотографировать весенний разлив во всей красе. Какая погода лучше всего для съемок весеннего разлива? Солнечная, с легким ветерком и редкими белыми облачками на небе. Ясное дело, солнце - оно для освещенности, но зачем же нам ветер? Ветер дает небольшое волнение на воде, от этого на "неподвижной" фотографии появляется движение.

Безветренная погода


Вроде бы все правильно, но уж больно скучно, без эмоций.

Легкий ветерок


А так фото выглядит намного живее

Несколько рекомендаций по выбору точки съемки

1. Линия берега во время разлива, как правило, представляет собой довольно унылое зрелище - весь мусор прибивается к нему. Если это так, то от берега нужно избавляться. Проще всего это сделать, приблизившись к воде и подняв точку съемки. Проще это сделать тем, у кого камера оснащена поворотным ЖК-экраном. Для чего нужна высокая точка съемки? Прежде всего, чтобы было разделение планов, более далекие объекты при этом будут расположены над близкими (на фотографии). Если точку съемки опустить ниже, то все объекты наложатся друг на друга и фотография потеряет объем. 2. Второй важный момент - направление волн. Лучше, если волны будут идти вдоль снимка, чем "в лоб" зрителю.

Волны идут вдоль снимка


Отражение неба в воде придает снимку больше легкости и воздушности

Волны идут навстречу зрителю


При таком ракурсе вода выглядит как наждачная бумага, особенно на дальнем плане.

Теперь о направлении движения волн и связи этого направления с композицией. Как лучше - справа налево или слева направо? Это уже психологический момент, который зависит от того, как мы воспринимаем движение, нарисованное стрелкой на бумаге. Большинство воспринимают его следующим образом:

← Назад    Вперед →

Также мы читаем текст (если речь не идет об иврите или арабской вязи). Так же мы смотрим фотографию. Это происходит на уровне подсознания. Теперь, давайте вернемся к фотографической композиции. Перед вами два примера фото - одно исходное, другое отзеркаленное по горизонтали (не важно, какое где).

Направление движения взгляда и волн совпадает


Взгляд первоначально приковали к себе в основном кусты и "повели" за собой вдаль. Отражение неба в воде потеряло ключевое значение, оставшись не у дел. Однако, нарисовался еще один ключевой объект - облако на небе (симметрично ближнему кусту относительно центра). Направление волн подчеркивает внутреннюю динамику снимка.

Волны идут навстречу движению взгляда


Эта композиция выглядит более статично. Вектор движения взгляда компенсируется вектором движения волн. Однако, обращаем больше внимания на отражение неба в воде. Словом, фотография воспринимается совсем по другому.

 
 

Оранжевый вектор - направление взгляда, зеленый вектор - направление волн. Разумеется, эти рекомендации относительно направления движения волн применимы только к этому примеру, но имейте в виду, что иногда отзеркаленная картинка иногда выглядит более интересно.

Техническая часть

Ничего особенного в данном случае не требуется - только в меру широкоугольный объектив. Кто-то посчитает необходимым наличие поляризационного фильтра. Насчет поляризатора - скорее нет чем да. Дело в том, что он способен улучшить проработку воды в том случае, если глубина небольшая, вода прозрачная и дно чистое. Вот пример:

На этом, я думаю, можно закончить. Если для кого-то приведенные рекомендации окажутся полезными, буду очень рад!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»