В раздел "Статьи"

Контровой свет в пейзажной фотографии

© Артем Кашканов, 2020

Продолжая некогда прерванный цикл статей о том как красиво фотографировать пейзаж, сегодня я расскажу о таком изобразительном средстве как контровое освещение. Контровое освещение получается при таком формировании композиции, при котором источник света (в случае пейзажа - это в основном солнце) попадает в кадр или находится за его пределами недалеко от его границы. Если солнце попадает в поле кадра оно может быть скрыто за какими-то деталями композиции.

Чем хорош контровой свет?

Во-первых - для подчеркивания глубины снимка и перспективы благодаря теням, отбрасываемым объектами.

Хотя этот снимок технически небезгрешен (присутствуют переэкспонированные участки), тени от деревьев отлично дополняют композицию. 

Во-вторых - с использованием контрового света можно сделать эффект "светящийся силуэт". То есть, сам объект съемки темный, но вокруг него получается как бы светлая обводка.

Для получения такого эффекта желательно, чтобы само солнце в кадр не попадало, чтобы не "слепить" аппарат. Достигается это сужением поля кадра, которое обеспечивается увеличением фокусного расстояния объектива. Данный снимок был сделан с фокусным расстоянием около 300 миллиметров.

В-третьих - в контровом свете можно сфотографировать такие вещи, которые при других условиях просто незаменты. Например паутина. Опять же крайне желательно наличие телеобъектива, чтобы посредством сужения угла охвата можно было отсечь лишние детали, сконцентрировав внимание на самом объекте съемки.

В-четвертых - контровой свет очень здорово смотрится в сочетании с туманом, но при условии, что созданы условия для "художественного" рассеивания света, например, солнце светит сквозб кроны деревьев.

Если солнце светит прямо в объектив сквозь туман, получается не так интересно, но все же своя изюминка может присутствовать. Главное, чтобы свет не был слишком ярким.

Этот снимок был сделан сразу после восхода солнца. Буквально через 15 минут солнце поднялось над горизонтом и стало светить заметно ярче и у камеры уже не стало хватать динамического диапазона. В итоге солнечный диск стал расползаться в гигантское белое "выжженное" пятно.

Технические сложности в использовании контрового света

Основная проблема, которая возникает при съемке в контровом свете - нехватка динамического диапазона у фотоаппарата. То есть фотоаппарат банально слепнет - либо источник света размазывается в большой белый "блин" (как это получилось на примере со стогами в начале статьи), либо все вокруг получается слишком темным. И то и другое плохо, но тени можно "вытянуть" в Фотошопе с использованием инструмента "Света/тени" (Изображение -> Коррекция -> Света/тени).

Практически все объективы склонны к ловле "зайцев" при попадании в кадр источника яркого света. Наиболее подвержены этому недорогие объективы, в которых используется не такое качественное просветление, как в профессиональной оптике.

Если удается вынести источник света за кадр и использовать защитную бленду, появления солнечных зайчиков можно избежать. Если же солнце находится непосредственно в кадре, никакая бленда не поможет.

Еще больше сложные условия, когда солнце светит сквозь облака. Помимо яркого солнечного света, камера слепнет и от свечения облаков, которое также может быть очень ярким.

Этот фотоснимок сделан буквально "на грани" - там где солнце на небе присутствует небольшое пятнышко переэкспозиции. В данном случае он не особо бросается в глаза, но будь солнце поярче или выдержка подлиннее, белая "дырка" в небе быстро расползется до неприличных размеров :)

Есть два выхода из подобных ситуаций: простой - съемка с отрицательной экспокоррекцией и последующее вытягивание теней в фотошопе и сложный - съемка нескольких кадров в режиме брекетинга и последущее сведение их в одно изображение HDR, однако этот его надо использовать с осторожностью, так как чрезмерное искусственное расширение динамического диапазона может окончательно испортить снимок.

Неплохой способ избежать бликов и пересветов - попытаться снизить интенсивность светового потока путем частичного закрытия солнечного диска другими объектами в кадре, например снимать его сквозь ветки или листву.

На этом, я считаю, рассказ о контровом свете можно закончить и попробовать применить полученные знания на практике. Удачных вам экспериментов!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»