В раздел "Статьи"

Как снимать видеоуроки?

© Артем Кашканов, 2020

После нескольких недель самоизоляции у меня ни с того ни с сего возникло вдохновение поделиться своим профессиональным опытом в плане записи видеоуроков. Этот материал может быть полезен также начинающим видеоблогерам, делающим свои первые шаги в освоении этой интересной профессии.

Что такое видеоурок и чем он отличается от обычной лекции?

Видеоурок - это специальный обучающий материал, представленный видеоформате. Слушатель может просматривать его сколько угодно раз в удобное для себя время - при нынешнем ритме жизни это очень важно. Далеко не каждый может позволить себе очное обучение - это долго, затратно и самое главное слушатель привязан ко времени к расписанию. Именно поэтому мы наблюдаем рост популярности дистанцонного образования.

Для авторов курсов выгода от записи видеоуроков также вполне очевидна - это значительная экономия времени. Один раз постараться и сделать качественный продукт, а потом просто отправлять ссылки на него, получая заслуженный гонорар.

Однако, у видеоуроков есть недостатки - при просмотре видео внимание слушателя быстро ослабевает, особенно если урок монотонный, у него возникает периодическое желание перемотать вперед. В итоге может пострадать степень усвоения.

Для преподавателя тоже все непросто. Одно дело - общаться с живой аудиторией, другое - говорить в бездушную камеру, взвешивая кажлдое слово, так как каждое "и так сойдет" при записи обращается в "да твою же..." при монтаже :) Иными словами, живая аудитория прощает оговорки, камера - нет.

Какие бывают видеоуроки?

Грубо говоря, видеоуроки можно разделить на два вида - экранные трансляции и видеолекции. 

Экранная трансляция (скринкаст) выглядит как обычный вебинар в записи. Для ее создания достаточно иметь компьютер, микрофон и веб-камеру (по желанию). На компьютере должна быть установлена программа видеозаписи экрана. Преподаватель запускает заранее подготовленню презентацию, и рассказывает тему, листая слайды. При этом компьютер пишет видео с экрана и звук с микрофона. После завершения записи к видео добавляются стартовая и финальная заставки, возможно, вырезаются лишние фрагменты и видеоурок готов. Осталось только его опубликовать. Экранные трансляции также отлично подходят при записи уроков по работе в каких-то компьютерных программах, обучение программированию.

Видеолекция подразумевает наличие в кадре живого человека - лектора. В самом простом случае это просто съемка человека, стоящего у доски и пишущего на ней маркером какие-то ключевые мысли. А можно ничего не писать, а просто добавить субтитры и иллюстрации при монтаже урока. Такое обучающее видео в большинстве случаев воспринимается слушателями более привычно по сравнению с экранной трансляцией, особенно, если оно выполнено качественно - хорошая картинка и звук, хорошо поставленный голос и отрепетированная речь преподавателя, наглядный иллюстративный материал. Подобный формат видеоурока вполне универсален и может применяться для освещения широкого спектра тем.

Ничто не мешает комбинировать эти форматы - то есть, частично видеоурок состоит из записи выступления лектора, частично - из полноэкранной презентации или скринкаста. 

Главное неписанное правило и в том и в другом случае - стараться не растягивать обучающее видео более чем на 10 минут. Если тема слишком объемная, ее логично разбить на более мелкие блоки.

Какая техника нужна для записи видеолекций?

Как уже говорилось выше, для записи экранных трансляций вполне возможно компьютера, веб-камеры и микрофона.

Для съемки видеолекций все намного интереснее. Эту тему можно охарактеризовать фразой "совершенству нет предела". Чем круче оснащение, тем ближе уровень продукта к профессиональному. Что нам для этого потребуется?

1. Помещение для съемки

2. Свет

3. Камера и штатив

4. Звук

5. Телесуфлер

Теперь обо всем поподробнее...

Какое должно быть помещение для съемки видеоуроков?

В идеале, это в меру просторная комната (хотя бы метров пять в длину), чтобы снимать человека не в упор, а с расстояния около 2.5-3 метров (и чтобы при этом не упираться спиной в стену ни лектору ни оператору). Запас по площади позволит без проблем разместить все оборудование - камеру, стойки освещения с зонтами, стол преподавателя. 

Освещение в помещении используем только искусственное. В идеале - осветители с зонтами или софтбоксами. Вариант похуже - потолочное освещение. Самый плохой - свет из окна. Почему свет из окна так плох? Главная причина - он меняется в зависимости от времени суток и погоды. Если окна расположены сбоку помещения, разница в освещении между левым и правым краем на видео будет очень заметна. Если есть возможность, нужно занавесить окна плотными шторами или жалюзи. Главное, чтобы шторы были не цветные, иначе вся картинка рискует окрасится в цвет штор.

Источники света

Сколько источников освещения должно быть в студии для записи видеоуроков? Для получения качественного освещения их нужно по меньшей мере три. Два дают равномерное освещение фона, третий - освещает преподавателя за столом или трибуной. Примерная схема размещения такая:

В этой схеме используется три одинаковых светодиодных источника постоянного света Falcon Eye (с регулируемой яркостью) на стойках, в качестве модификаторов света применяются зонты. 

Источники с зонтами 1 и 2 работают только на освещение фона. Оно нужно, чтобы подавить тень от преподавателя на стене. На зонты надеты черные кожухи (с блестящей обратной стороной), чтобы лишний свет не попадал на преподавателя, который сидит за столом. Преподаватель освещается третьим источником с зонтом, который работает на просвет и создает яркое, но мягкое освещение.

Высота, ширина и яркость зонтов 1 и 2 регулируется таким образом, чтобы в поле кадра фон был освещен максимально равномерно. В идеале, конечно, для этого подошла бы потолочная рампа с несколькими направленными светильниками, но это подразумевает гораздо больший объем монтажных работ по сравнению с установкой света на треногах и больше подходит для специализированных стационарных студий. Зонт 3 располагается таким образом, чтобы он освещал человека чуть сверху и сбоку.

Фон

Теперь поговорим о фоне. Оптимальным вариантом будет монотонный синий или зеленый фон (хромакей). В этом случае при монтаже будет возможность использовать функцию "удаление фона", которая доступна практически во всех видеоредакторах. Таким образом вместо монотонного фона можно будет поместить абсолютно любой фон - хоть статичный (картинка), хоть движущийся (видео).

Какой цвет хромакея лучше - синий или зеленый? Здесь все решается в зависимости от цветовой гаммы видеоуроков. При применении фильтра "хромакей" в видеоредакторе вокруг объекта возможно появление цветной каемки под цвет хромакея. Это обусловлено интерполяцией цвета пикселей на границе между фоном и объектов. Иными словами, между зеленым фоном и пышной прической дамы-лектора может возникнуть множество пикселей со средним цветом между 100% зеленью фона и цветом волос. В итоге вокруг головы будет присутствовать зеленое свечение. Его можно убрать настройками фильтра, но получается это далеко не всегда, особенно если для монтажа используется всеми любимая программа Camtasia Studio - в ней возможности фильтра "хромакей" очень скудные. С другой стороны, если подложить под видео, близкий по цвету к хромакею (например, зеленую листву, шевелящуюся от ветра), то эти каемки бдут практически незаметны.

Я в работе чаще всего использую синий хромакей, поскольку в фирменной цветовой гамме нашей учебной организации преобладает синий цвет. Примеры картинок будут приведены чуть позже, когда речь пойдет о камерах.

Камера

Для обеспечения выского качества видео (реалистичных живых цветов, низкого уровня шумов) лучше использовать не видеокамеру, а фотоаппарат. Нет, есть действительно хорошие видеокамеры, но стоимость их редко бывает менее 100 тысяч рублей. Я пробовал снимать видео тремя фотокамерами:

  • Nikon D5100 - старенькая зеркалка, которая была в организации до моего прихода
  • Panasonic Lumix GX9 - мой личный фотоаппарат
  • Nikon D7500 - фотоаппарат, купленный в рамках обновления материально-технической базы.

Старая зеркалка (Nikon D5100) несмотря на поддержку FullHD на практике оказалась малопригодной для видеоуроков. Картинка получалась "рыхлая" - даже с качественным объективом не было хорошей резкости, из-за чего возникали проблемы с хромакеем (между объектом и фоном получалась широкая каемка с промежуточным цветом). Цветопередача все время пыталась свалиться к фиолетовому оттенку даже несмотря на использование ручного баланса белого. Пример кадра из видеолекции, снятой на Nikon D5100:

Объектив - Nikkor 35mm 1:1.8 DX.

Из-за ухода в пурпурно-фиолетовый оттенок в режиме ручного баланса белого (по белому листу), пришлось сильно снижать в редакторе насыщенность переднего плана, чтобы этот оттенок убрать с лица преподавателя. 

Картинка с Panasonic Lumix GX9 оказалась более живой и насыщенной, возможно, даже перенасыщенной (использовался режим цвета "стандарт", возможно, следовало установить "нейтральный"):

Объектив - Olympus M.Zuiko 12-40mm 1:2.8 PRO.

При съемке на зеленом хромакее удалось полностью избавиться от зеленой каемки по контуру преподавателя. Телесные тона получились теплыми, возможно стоило тоже чуть снизить насыщение, но в общем и целом, работать с видео, снятым на беззеркалку Panasonic было легко и приятно. 

Единственный минус конкретно камеры GX9 - отсутствие входа для внешнего микрофона. Серия Lumix GX - камеры, заточенные больше под фотосъемку. Для видео лучше предпочесть серию GH.

Современная зеркалка Nikon D7500 тоже замечательно справилась со съемкой видеолекций:

Объектив - Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6 VR.

Видео, снятое на Nikon D7500 мне понравилось хорошей контурной резкостью, спокойной цветопередачей (она была выставлена на "нейтральную"), адекватным балансом белого, низким уровнем шумов даже при использовании "темного" зум-объектива. Съемка велась на ISO около 800. По удобству управления к D7500 лично у меня также не возникло никаких вопросов. Наличие микрофонного входа дало возможность отказаться от внешнего рекордера и писать звук через микрофонную радиосистему (о ней речь пойдет чуть позже).  

У профессиональных видеографов, вероятно, сейчас возникнет желание внести свою лепту и посоветовать камеру с поддержкой Log-цвета, полноценного 4К, мощной внутрикамерной стабилизации картинки, полнокадровой матрицы и светлого мануального объектива и всего прочего. В свою очередь, хочу напомнить, что съемка видеолекций не является художественной - в ней не нужны "киношные" цвета, не нужно боке, нужна просто картинка с резкостью в разрешении FullHD (хотя чаще и HD хватает), адекватная цветопередача и хороший чистый звук. 

Звук

Теперь поговорим о записи звука. Записывать звук на внутрикамерный микрофон - почти всегда плохая идея. Микрофон широконаправленный, поэтом ловит все звуки в помещении (и за дверью). Чтобы их как-то заглушить, лектору приходится говорить громче и тут мы сталкиваемся с другой проблемой - эхо в помещении. Для записи учебных видео обычно используются петличные микрофоны и внешние рекордеры (в самом простом случае - цифровой диктофон). Звуковая и видео дорожки синхронизируются потом в видеоредакторе.

Бюджетный вариант для записи звука - приобрести цифровой диктофон и микрофон-петлицу. Диктофон стоит от трех тысяч рублей (рекомендую Olympus, Panasonic), стоимость микрофонов-петлиц начинается от 100 рублей, но связываться с дешевыми не рекомендую - звук у них овратительный. Примерная цена петличных конденсаторных микрофонов, способных более-менее качественно писать речь - 1500-2000 рублей. А средняя цена на действительно хорошие петличные микрофоны начинается где-то от 5 тысяч рублей. Конкретные модели посоветовать не могу, смотрите видеообзоры на Youtube и слушайте качество звука.

Петличный микрофон отлично подходит для записи одного человека, а как быть, если планируется записывать диалог из двух человек? Для решения этой проблемы была приобретена радиосистема из двух петличных микрофонов Boya BY-WM8 Pro-K2:

Радиосистема состоит из двух передатчиков и одного приемника. Приемник ставится на горячий башмак камеры и подключается к ее микрофонному входу. Сигнал с каждого микрофона пишется в свой канал, хотя, можно настроить систему на запись в режиме моно. Это решение полностью снимает ограничения на любые перемещения преподавателя по помещению (например, если он периодически перемещается от своего стола к доске и обратно), звук пишется достаточно чисто и качественно, уровни чувствительности настраиваются. Единственный недостаток - системе нужно автономное питание, по две батарейки АА в каждый модуль. Комплекта батареек хватает часа на 2-3 записи (по ощущениям).

При использовании петличного микрофона важно также правильно расположить его, чтобы звук писался с нормальным уровнем и без искажений. Оптимальным расстоянием ото рта до микрофона считается 20 см - это примерное расстояние между разведенными в стороны большим пальцем и мизинцем:

Если микрофон находится дальше, он начнет ловить окружающие звуки, если ближе - возможно "бубнение" и запись "звуков ветра" от дыхания лектора. Прицеплять микрофон нужно так, чтобы его шнур не терся об одежду, пуговицы, галстук и т.п., так как эти звуки также прекрасно записываются :)

Так или иначе при записи звука присутствует фоновый шум. Его можно снизить при обработке звука на этапе монтажа, но чтобы сделать это качественно, нужно будет составить "модель шума" из тихого участка записи. Именно для этого перед тем как лектор начнет говорить, нужно сделать паузу секунд 5-10.

Телесуфлер

Вы пробовали говорить перед камерой? Если нет, то могу сказать, что это очень непросто. Вести лекцию перед живой аудиторией намного легче, чем рассказать то же самое в пустом помещении перед камерой. Природа этого явления наверно кроется где-то в недрах подсознания, это больше вопрос к психологам. Тем не менее, я неоднократно сталкивался с ситуацией, что преподаватель, который перед аудиторией проявлял себя истинным цицероном, перед камерой начинал волноваться, сбиваться, и так далее. Недостаток опыта говорить на камеру компенсировалось большим количеством дублей и их последующей склейкой при монтаже. Знакомая ситуация?

Однако, есть одно приспособление, которое позволяет в 95% случаев писаться с первого дубля даже тем, кто боится камеры. Это телесуфлер. Выглядит он так:

Основную роль в его работе играет полупрозрачное зеркало, наклоненное под углом 45 градусов, в котором отражается текст с планшета (он в комплекте с суфлером не идет, покупается отдельно). За зеркалом расположен объектив камеры, причем камера этот текст "не видит". Камера может быть любая - хоть зеркалка, хоть беззеркалка, хоть видеокамера. Все настраивается и подгоняется. 

Преподаватель видит эту систему как простой экран с плавно идущим по нему текстом:

Так выглядит телесуфлер Green Bean с помещенным в него 10" планшетом Samsung.

Размер, цвет шрифта, скорость движения регулируется в программе, установленной на планшете. В комплекте к суфлеру идет проводной пульт дистанционного управления, он подключается к аудиовходу/выходу планшета (куда подключаются наушники) и позволяет останавливать текст, пролистывать его, запускать с начала. Очень удобная вещь! Единственное но - в Google Play мало бесплатных программ, позволяющих управлять суфлером дистанционно. Я нашел всего одну - DV Prompt. Она далека от совершенства, иногда вылетает, но только с ней пульт дистанционного управления заработал хотя бы на "старт/паузу", и то спасибо!

Подведем итоги

На самом деле, организация студии, описанная выше - далеко не единственный и, возможно, не самый оптимальный вариант. Но это мой опыт, который я собирал по крупицам в течении двух лет. Все это происходило в условиях экономии бюджета и отсутствия в моем ближайшем окружении хоть кого-то, кто смог бы посоветовать, как лучше.

В любом деле есть множество тонкостей и нюансов, в том числе в записи видеолекций. Наверняка, я что-то забыл рассказать, тем не менее, я думаю, что данная статья будет полезна для многих, кто только начинает занимается записью образовательных видео и у кого вопросов намного больше, чем ответов на них. Хочется надеяться, что статья окажется полезной.

Если у вас есть свой опыт в решении подобных задач - поделитесь им в комментариях. А если хотите поблагодарить меня, это можно сделать здесь - страница поддержки проекта (donate).



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»