В раздел "Статьи"

Смартфон или компактный фотоаппарат - что купить для бытовой съемки?

© Артем Кашканов, 2019

Вот уж не думал, что когда-то решусь написать статью на эту тему! Вероятно, у кого-то даже возникнет мысль - что-то Кашканов помельчал, раньше писал про зеркалки, "эльки" и боке, потом переключился на "мыльницы" а теперь дошел до "мобилок" - что же дальше будет? :)

Тем не менее, если отбросить шутки в сторону, необходимость этой статьи назрела уже давно. За последние 10 лет на рынке фототехники произошли серьезные изменения, причем далеко не в пользу "традиционных" фотоаппаратов. Статистика неуклонно отражает стабильное падение продаж фотокамер, причем ситуация настолько серьезна, что многие в прошлом успешные игроки полностью или частично покинули рынок (Samsung), некоторые на грани этого. Причина проста - фотовозможности смартфонов выросли настолько, что в любительском сегменте они практически полностью вытеснили обычные фотоаппараты.

Смартфон и компактный фотоаппарат - сходства и различия

Сразу хочу сказать, что основное внимание будет уделено устройствам из ценовой категории 10...20 тысяч рублей (по состоянию на февраль 2019 года). За эту цену можно найти большое количество предложений как среди цифромыльниц, так и среди смартфонов среднего класса. Если сравнить фотовозможности этих устройств, то можно придти к выводу, что недорогие компактные фотоаппараты уже не имеют перед смартфонами практически никаких преимуществ. Более того, даже любительским зеркалкам и беззеркалкам становится тяжело соперничать со смартфонами - не потому что они хуже фотографируют, а потому что большинству представителей целевой аудитории этих устройств нужно устройство типа "навел, нажал, получилось хорошо". Выдержка? Диафрагма? Глубина резкости? О чем вы говорите! Кому теперь это нужно? Гаджеты стали настолько умными, что позволили полностью абстрагироваться от всей этой теории. Именно поэтому их и выбирают. Учиться фотографировать стало не модно, к сожалению. Об этом свидетельствует падение спроса на обучение фотографии.

Итак, насколько велики различия между традиционными компактными фоткамерами и фотокамерами смартфонов?

  • У фотоаппаратов в среднем больше размер и разрешение матрицы. В смартфонах среднего класса наиболее типичные сенсоры 1/3" (13-16 мегапикселей), в фотоаппаратах - 1/2.3" (18-20 мегапикселей). Размер пикселя получается сопоставимым, но у смартфона картинка более "плоская". Впрочем, чтобы картинка была "не плоской", нужен сенсор размером хотя бы 1" (и чем больше, тем лучше). Разница в мегапикселях даже между 13 и 20 намного меньше, чем может показаться на первый взгляд, особенно если учитывать что в большинстве случаев фотографии просматриваются на экране устройства или печатаются форматом 10*15 см - тут 5 мегапикселей за глаза достаточно! На основе выше сказанного можно придти к выводу, что на практике разницы между матрицами смартфонов и цифромыльниц практически нет.

Размер имеет значение, но разница не такая уж и большая!

  • У некоторых мыльниц есть ручной режим, но 99% пользователей подобных устройств снимают в режиме "авто" или, в крайнем случае, "программной экспозиции". Ручной режим присутствует чисто для галочки, так как востребован, в основном, для профессиональной съемки, которую на мыльницу никто выполнять не будет. В смартфонах, как правило, отдается предпочтение готовым предустановкам - яркие цвета, монохром, винтаж, высокий или низкий ключ и так далее. То есть, пользователь просто выбирает тот режим, картинка в котором кажется ему наиболее интересной и делает снимок. В фотоаппарате тоже есть подобные предустановки, но пользоваться ими не так удобно, как в смартфоне, поэтому ими практически никто не пользуется.
  • У большинства мыльниц есть оптический зум. Даже 3-кратный оптический зум дает преимущество при съемке людей - хоть задний план на портрете и не размоет, но не будет искажать пропорции лица и не будет тянуть углы на групповом портрете. В большинстве смартфонов фотокамера снабжена широкоугольным объективом, плохо предназначенным для съемки портретов крупным планом. Чтобы соблюсти нужный масштаб приходится пользоваться цифровым зумом, а это ведет к потере качества. В последнее время набирают популярность смартфоны с двумя основными камерами (на задней панели) - одна с широкоугольными объективом для общих планов, другая - с более "узким" объективом для крупных планов. По всей видимости, такое решение оказалось дешевле и практичнее, чем встроить в смартфон зум-объектив.
  • Встроенная вспышка у мыльниц мощнее, чем у смартфонов. Для кого-то это веский аргумент, но лично я считаю, что от встроенной встроенной вспышки больше вреда, чем пользы, особенно от той, которая в компактных камерах - долго заряжается, слабо освещает. Однако, светодиодная вспышка смартфона еще слабее.

Если в предыдущих предыдущие пунктах лидерство между видами устройств распределилось примерно 50/50, то ниже пошли безоговорочные преимущества смартфонов.

  • Фотоаппарат работает по строго определенной программе, зашитой в его "мозги". Для смартфонов существует большое количество программ для работы с камерой. Если штатная программа вас по какой-то причине не устраивает, можно установить другую.
  • Смартфон позволяет оперативно поделиться изображением - отправить через мессенджер или по электронной почте. Здесь речь даже не о том, чтобы похвалиться друзьям, как вы сейчас загораете на пляже. Бывают ситуации, когда это действительно важно - срочно переслать какой-то документ, сфотографировать товар в магазине, диагностическое сообщение на экране неисправного ПК (чтобы отослать его мастеру) и т.д. Устройство, позволяющее быстро делиться фотоснимками - это не просто престиж, тренд и хайп, это огромное удобство! 
  • Смартфон прописывает в EXIF фотографии геометку - это позволяет точно определить то место, где был сделан фотоснимок. Для кого-то это важно. Далеко не каждый фотоаппарат может похвастсться такой функцией.
  • Неисправна флешка в фотокамере, жесткий диск с фотографиями в ПК? Смартфон позволяет "на лету" синхронизировать ваш фотоальбом с облачным сервисом (их полно платных и бесплатных) и вы точно не потеряете свои фотоснимки, даже если сломается и телефон и домашний компьютер.

То есть, мы приходим к тому, что преимущества смартфонов перед любительскими фотокамерами весьма весомые и с каждым годом их становится все больше и больше. Возрастает производительность, улучшается качество изображения, появляются пусть "софтовые", но все-таки решения, позволяющие размывать фон на фотографиях, делать HDR, панорамы. Причем все это делается просто и быстро - именно так, как хочется большинству рядовых пользователей:

Все эти фото были сделаны на недорогой китайский смартфон Xiaomi

Да, не фотографиях нет таких "живых" цветов, как на зеркалках, иногда ошибается баланс белого, автофокус не всегда наводится с точностью до сантиметра, на снимках в помещении часто заметна шевеленка. Так скажем, шедевров тут нет. Но от "мобилки" этого и не требуется. Главную задачу она выполняет - дать возможность фиксировать повседневную жизнь. 90% фотографий из приведенной выше подборки (напомню, я сейчас смотрю на все это глазами фотографа-любителя) я бы не сделал, не будь у меня смартфона. Просто потому, что зеркалку было бы лень доставать и настраивать. И таких фотолюбителей очень много и нет в этом ничего плохого.

Особого упоминания заслуживает реакция фотообщественности на вытеснение любительских фотокамер смартфонами. Многократно приходилось читать статьи и смотреть видеокасты на тему "Фотография умирает", в которых современные тренды подвергаются жесткой критике - мол, от такого подхода к фотосъемке мозги тупеют. Как опытный фотограф, который начал свой творческий путь еще в пленочную эпоху я в чем-то с ними согласен, но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны...

Каждый раз, когда в области науки и техники происходит какой-то прорыв, находятся недовольные. В начале 2000-х было много споров "пленка против цифры" - приверженцы старой школы до хрипоты кричали, что цифра убивает фотографию, но в течение следующих 10 лет почти все они перешли на цифру. Не потому что пленки не стало в продаже, нет, она даже сейчас продается! Просто потому то удобство, которое дает цифра во много крат перевешивает тот проигрыш в качестве или творческих возможностях (да вообще, есть ли он?). 

То же самое можно сказать про mp3-проигрыватели (нет теплого лампового звука), машины с автоматической коробкой передач (нет того чувства драйва как на механике), софтверизация всего что можно - тот же средненький смартфон или планшет может заменить телевизор, музыкальный центр, карманный плеер, компас, GPS-навигатор, строительный уровень, антирадар, шагомер, фотокамеру, видеокамеру, вместить всю домашнюю библиотеку и много чего еще! Пусть он еще не до конца научился что-то делать, но не кажется вам, что мы переживаем очередную техническую революцию? Разумные люди просто покупают и пользуются этим. Те, кого это зацепило, пока кричат, что "фотография умирает", но я уверен, что в ближайшие 10 лет смартфоны полностью вынесут с рынка практически всю любительскую фототехнику.

О снижении спроса на компактные фотоаппараты свидетельствует еще и этот график...

Источник - Statista

Для тех, кто не дружит с английским поясню его значение. За последние с 2010 по 2018 годы уровень продаж фотокамер рухнул на 84 процента. Именно рухнул! Особенно заметно падение в сегменте камер с несменной оптикой, то есть "мыльниц". 

Особенности фотосъемки на смартфон

В этой части я немного расскажу о некоторых особенностях смартфонов, возможно эта информация будет кому-то полезной. Прежде всего, у каждой камеры есть своя "зона комфорта" - это условия съемки, при которых камера чисто технически может обеспечить нормальное качество фотографии. В зависимости от класса техники эта зона шире или уже. Например, если у вас профессиональная полнокадровая зеркалка со светосильным фиксом, вас практически перестает заботить уровень освещенности - подняли ISO до 6400, открыли диафрагму до 1.4 и без проблем снимаем ночью на улице и получаем красивые художественные снимки (немного специфичные, но все же красивые). С любительской зеркалкой и китовым объективом такой фокус не пройдет - либо нужен штатив, либо существенно жертвуем качеством ради возможности сфотографировать что-то в движении. У мыльниц "зона комфорта" еще уже - в основном это дневное уличное освещение, либо хорошо освещенное помещение.

Съемка при уличном освещении

У смартфона "зона комфорта" - уличное дневное освещение. Посмотрите примеры ниже - эти фотографии были сделаны на китайский смартфон Xiaomi Redmi 3s:

фотография, сделанная на xiaomi redmi 3s

Неплохо смотрится в веб-размере, правда? Не хуже чем фото на зеркалку! Но если взглянуть на кроп, сразу бросается в глаза "шероховатость" картинки - неизлечимая беда камер с малым размером матрицы и большой плотностью пикселей.

Такие вещи обычно происходят из-за сильного сжатия Jpeg, а также, если матрица сама по себе шумная - "умный" алгоритм шумоподавления неплохо справляется с монотонными участками, но на мелких текстурах наблюдается эффект "акварельности". Точно такой же характер картинки имеют недорогие фотоаппараты-мыльницы. Из-за артефактов сжатия/шумоподавления эти фотографии сложно править в Photoshop. Даже при незначительной коррекции уровней или цветового оттенка становится заметна постеризация, цвета становятся неестественными.

Съемка в помещении

При съемке в помещении качество картинки у смартфонов заметно ухудшается, хотя в веб-размере фотографии зачастую по прежнему выглядят неплохо.

Шумодав отчаянно размывает мелкие текстуры - волосы, ресницы, фактуру ткани. Многократно увеличивается вероятность смаза изображения из-за шевеленки - при нажатии экранной кнопки спуска устройство немного смещается в руке, из-за этого резкость на фотографиях пропадает. Некоторые смартфоны позволяют использовать кнопки регулировки громкости в качестве кнопки спуска - в этом случае процент шевеленки немного снижается.

Съемка ночью на улице

Когда освещенность очень слабая, качество фотографий, сделанных смартфоном просто стремится к нулю. Здесь остается только констатировать факт - чудес не бывает. Маленькая матрица с большим количеством мегапикселей, низкое рабочее ISO, оптика не самого лучшего качества - все это дает весьма унылый результат.

Компактные мыльницы, собственно говоря, недалеко ушли от такого уровня качества при ночной съемке.

Еще большинству смартфонов свойственна весьма неторопливая фокусировка, особенно при слабом освещении. Это не очень критично, если мы снимаем по принципу - "Смотрим в камеру и говорим сыыыр!". Ожидание секундой больше, секундой меньше - не страшно. Но если мы снимаем что-то или кого-то в движении, то эта медлительность превращается в серьезную проблему. В одной из старых статей я приводил классический пример фотографии, испорченной из-за медленного автофокуса, приведу еще раз:

 

 

Точно такие же "фотки" будут регулярно получаться и на смартфон, будьте к этому готовы.

Основные рекомендации по выбору смартфона для фотосъемки

В принципе, большинство смартфонов в рамках одной ценовой категории снимают практически одинаково, поэтому я не буду называть фирмы и, тем более, модели - они меняются очень часто, уследить сложно. Тем не менее, общие принципы остаются теми же.

  • Не покупайте смартфон без автофокуса - у них фокус жестко настроен на расстояние около 1 метра. Обычно эта особенность присутствует у самых дешевых устройств. Сфотографировать текст на бумаге так, чтобы он был потом читаемым с такой камерой практически невозможно.
  • У большинства смартфонов автофокус работает не очень быстро, хотя встречаются исключения. Скорость фокусировки легко проверить прямо в магазине - переключите телефон в режим камеры и попеременно тыкайте пальцем на экране в близкие и отдаленные объекты. Чем быстрее фокусировка, тем лучше. Чем современнее и мощнее процессор, тем быстрее фокусировка, но тем больше и стоимость. 
  • Не преувеличивайте роль ручных настроек - все равно пользоваться не будете. Отдайте предпочтение той модели, которая лучше фотографирует в автоматическом режиме.
  • То же самое касается творческих предустановок (винтаж, сепия, монохром, искажение, и т.д.) - все это решается установкой на смартфон альтернативного программного обеспечения. Гораздо важнее, чтобы камера выдавала качественную картинку в стандартном режиме.
  • По возможности выбирайте смартфон с двумя основными камерами - широкоугольная для пейзажа, чуть "приближающая" для портрета. Такие смартфоны стоят дороже, но фотографии с дополнительной "портретной" камеры будут более правильно передавать пропорции лица.
  • Имейте в виду, что та картинка, которую показывает смартфон на экране,  почти всегда ярче и насыщенней той, что получается на самом деле. Это маркетинговый ход. Это легко выявляется, если сравнить скриншот из программы "фотокамера" с реальным снимком - на скриншоте картинка выглядит заметно ярче.

И еще - не стоит думать, что смартфон за 50 тысяч рублей снимает фотографии значительно лучше, чем смартфон за 15 тысяч рублей. Фотокамера - далеко не единственное, что оказывает влияние на стоимость аппарата. В этой рыночной нише много денег съедает имиджевая составляющая - цены на новые модели почти всегда значительно завышены, хотя объективных улучшений в них может и не быть. Если нужен "девайс" для фотосъемки и есть 40-50 тысяч рублей, все же разумнее смотреть в сторону "настоящих" фотокамер со сменной оптикой.

Про рекламу смартфонов

В рекламных материалах к смартфонам, особенно к топовым моделям можно встретить большое количество примеров фотографий весьма впечатляющего качества. Но по какому-то странному стечению обстоятельств у фотографий отсутствует почти всегда отсутствует EXIF - служебная информация, в которой можно посмотртеть, каким устройством и с какими настройками была сделана фотография. Иногда бывают проколы - в EXIF указано, что фотография сделана на какой-нибудь Canon 5D Mark III - пример фальсификации. Даже если фотография была сделана именно этим устройством, почти наверняка ее делал профессиональный фотограф в студийных или приближенных к студийным условиях. В этих условиях качество фотографий будет существенно выше, чем при любительской съемке в обычных условиях.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»