В раздел "Статьи"

Что такое "светлая" и "темная" оптика?

© Артем Кашканов, 2015

Данная статья - ответ на частые вопросы, которые мне задают: "Что такое темная оптика и светлая оптика?" Эти термины часто употребляются на фотофорумах, и, зачастую, вводят в заблуждение новичков. Информация, приведенная в данной статье уже много раз упоминалась на сайте, но для удобства я выделю ее в небольшую, но отдельную статью. "Темная" оптика от "светлой" отличается светосилой.

Что такое светосила? (на пальцах)

  1. По научному... Численно светосила выражается отношением фокусного расстояния объектива к максимальному диаметру апертуры. Апертура - это отверстие, которое формируют лепестки диафрагмы. Это объяснение мало о чем говорит непосвященному обывателю, для которого половина слов в предыдущем предложении выглядят ругательствами :), поэтому попробуем найти более простое объяснение (см. п.2).
  2. По-простому... Светосила - это величина, связанная со светопропусканием объектива. Она обозначается в маркировке объектива как дробь - единица, деленная на диафрагменное число в самом широко открытом положении. Например, светосила 1:2.8 говорит о том, что диафрагму у объектива можно открыть до F2.8. Чем меньше число, тем больше светосила (число стоит в знаменателе дроби) и "светлее" объектив.
  3. Ошибочное мнение... Иногда приходится слышать и читать, что светосила - это коэффициент пропускания света объективом. То есть, объектив со светосилой 1:4 снижает световой поток в 4 раза. Это заблуждение. Есть объективы со светосилой 1:0.95 и даже большей, то есть, теоретически, они должны усиливать световой поток - что уже лежит за границами здравого смысла :) Так что, см. п.1.

Как известно, объективы бывают с переменным и фиксированным фокусным расстоянием. Еще их называют, соответственно, зумы и фиксы. В подавляющем большинстве у фиксов светосила ощутимо больше, чем у зумов. У дорогих зумов светосила больше, чем у дешевых зумов. Именно из этого принципа вытекает деление оптики на "светлую" и "темную".

"Светлая оптика"

Под "светлой" оптикой подразумеваются объективы с высокой светосилой. "Светлыми" зумами считаются объективы с переменным фокусным расстоянием с постоянной светосилой, как правило, 1:2.8 (и на коротком, и на длинном конце). Светосила бюджетных фиксов, как правило, в районе 1:2, более дорогие объективы профессионального класса могут иметь светосилу гораздо больше - 1:1.4, 1:1.2 и даже больше. Есть объективы со светосилой 1:0.7, например, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7. Этот объектив был создан для нужд лунной программы NASA, его стоимость составила около миллиона долларов. "Светлая" оптика дает возможность беспрепятственно снимать с рук при слабом освещении, не поднимая чувствительность ISO до заоблачных величин (12800, 25600 и т.д.) Даже относительно недорогой "светлый" фикс с современной тушкой, имеющей высокое рабочее ISO, позволяет в умелых творить чудеса репортажной и художественной портретной съемки. У меня в голове свежи впечатления от использования Canon EOS 6D с объективом Canon 50mm 1:1.4 USM. У тушки рабочее ISO около 6400, что при открытой до 1.4 диафрагме позволяет в помещении снимать с выдержкой порядка 1/500 секунды (без вспышки). Примеры практической ценности такой комбинации настроек - съемка спортивных соревнований, бальных танцев, разных свадебных "фишек", например, когда невеста бросает букет, а ее подруги бросаются в драку за него :) Помимо отсутствия шевеленки, светосильный объектив красиво подчеркивает резкостью передний план, а задний план уводит в размытие - это придает фотографии дополнительный объем. У "светлых" зум-объективов светосила меньше, чем у фиксов, но и с их помощью можно решать подобные задачи, хоть и с некоторыми ограничениями, чаще всего, несущественными. Получается, что "светлая" оптика хорошо подходит для профессионального использования. Для любительского использования возможности "светлой" оптики, чаще всего, избыточны, особенно, если принять во внимание обратную сторону ее "светлости". К сожалению, за высокую светосилу объектива приходится расплачиваться как минимум двумя вещами:

  • Большие габариты и вес - попробуй-ка сделать компактным зум-объектив 70-200 миллиметров со светосилой 1:2.8! Такой объектив Canon весит 1.5 килограмма.
  • Высокая стоимость. Светосильные зум-объективы под полный кадр редко стоят дешевле 70-80 тысяч рублей. Под кроп - раза в 1.5 дешевле, но все равно сумма значительная. Остается только выяснить, чем конкретно "темная" оптика объективно хуже "светлой".

"Темная оптика"

Под эту категорию попадают большинство любительских зум-объективов. Их светосила составляет 1:3.5 на коротком конце и 1:5.6 на длинном конце. У более продвинутых моделей - постоянная светосила 1:4. Разброс по классам и цене тоже присутствует и выглядит примерно следующим образом:

  • Китовые объективы 18-55mm и их недорогие "заменители" - в пределах 10.000 рублей
  • Универсальные тревел-зумы, такие как Canon 18-135mm, Nikon 18-140mm - в пределах 25000 рублей
  • Полупрофессиональные объективы под кроп - Canon 15-85mm, Nikon 16-85mm - до 40000 рублей
  • Полупрофессиональные объективы под полный кадр - Canon 24-105mm, Nikon 24-85mm, 24-120mm - до 50000 тысяч рублей и больше

Таким образом, мы видим, что "темная" оптика существенно дешевле "светлой", к тому же более компактна, а, следовательно, удобна в повседневном использовании.

Чем "темная" оптика хуже "светлой" и можно ли эти ограничения обойти?

Ограничение 1. Нельзя фотографировать вечером без штатива Фотография сделана на ISO1600 с диафрагмой 2, выдержка 1/100 секунды Фотография была сделана с объективом Canon 50mm 1:1.8. Если бы у меня не было с собой, пришлось бы пользоваться "темным" Canon 24-105mm 1:4L. То есть, снимать с диафрагмой 4. Чтобы сохранить выдержку 1/100 секунды (чтобы волны на воде были четкими), пришлось бы ISO поднять примерно в 4 раза - до 6400 единиц. Это стало бы причиной сильных шумов и фотография бы потеряла значительную часть художественной ценности. Кроме того, фотоаппарат, которым был сделан этот кадр, имеет максимальное ISO3200. Второй вариант решения - оставить ISO прежним и увеличить в 4 раза выдержку, то есть, до 1/25 секунды. Это неизбежно потянет за собой следующие проблемы:

  • Возрастание вероятности шевеленки
  • Движущиеся объекты (волны) заметно размажутся и вода будет выглядеть не так красиво

То есть, использование "светлого" объектива в данном случае стало единственным выходом из ситуации.

Ограничение 2. Трудно размыть задний план Старый, но очень показательный пример. Объектив Гелиос 44 58мм 1:2, открытая диафрагма Если снимать с подобный сюжет с китовым объективом, вы ни за что не добьетесь такого размытия заднего плана, так как при таком фокусном расстоянии диафрагму нельзя открыть шире, чем 5.6. Да, небольшое размытие будет, но чисто "для галочки". Сопоставимую степень размытия обеспечат "темные" объективы с фокусным расстоянием больше 100 мм, например, Canon 18-135mm 1:3.5-5.6 на длинном конце, но при большом фокусном расстоянии неизбежно изменится передача пропорций и пропадет перспектива - человек будет выглядеть как бы наклеенным на задний план. Вообще, тема размытия и передачи перспективы на портрете - тема отдельного большого разговора, поэтому не будем здесь раздувать эту тему. Но общий смысл таков - если хотите красиво и "профессионально", размывать задний план, без "светлого" объектива вам не обойтись.

Ограничение 3. Неудобно работать в ручном режиме

Это ограничение касается только оптики с переменной светосилой. Проведем опыт. Для него нам потребуется фотоаппарат с китовым объективом и монотонная стена. Выставляем объектив в широкоугольное положение и задаем максимально открытую диафрагму. При этом выдержку и ISO подбираем так, чтобы сделать фото без шевеленки. Делаем кадр. Потом переводим объектив в положение "теле" и делаем еще один кадр, не меняя настройки. При этом у нас получится вот что:

Трудно не заметить, что при съемке "на длинном конце" картинка заметно потемнела. В режиме P или AV такого эффекта не будет - фотоаппарат, заметив, что вокруг все потемнело, увеличит либо выдержку, либо ISO. В ручном режиме мы не оставляем ему никакой свободы действий и сами должны следить за уровнем экспозиции и корректировать тот или иной параметр вручную. Некоторые камеры позволяют использовать Auto ISO в ручном режиме, это может стать решением проблемы, но такая возможность есть далеко не у всех.

Пара слов в защиту "темной" оптики

Перечисленные ограничения "темной" оптики актуальны, в основном, при профессиональном использовании камеры. Для любительской съемки, по большому счету, нет никакой разницы в настройках диафрагмы, чтобы обеспечить правильную экспозицию. Если слишком темно, можно повысить чувствительность ISO или "пыхнуть" вспышкой посильнее - аппарат автоматически выставит соответствующие поправки, если не "мешать" ему принудительной установкой тех или иных параметров. При съемке в светлое время суток пейзажа или портрета на фоне пейзажа разницы между "светлой" и "темной" оптикой нет практически никакой, все равно съемка происходит с прикрытой диафрагмой. Даже если мы снимаем ночной пейзаж, гораздо правильнее это делать со штатива опять же с прикрытой диафрагмой (чтобы увеличить глубину резкости). Почти всегда "темный" зум-объектив имеет встроенный стабилизатор изображения - он в какой-то степени позволяет компенсировать недостаточную светосилу за счет увеличения "безопасной" выдержки на несколько шагов экспозиции. Штатный зум-объектив, имеющий стабилизатор, позволяет снимать без шевеленки на выдержках 1/20 секунды и длиннее. Стабилизатор хорошо помогает при съемке статичных сюжетов, но при съемке в движении он бесполезен. Пейзаж сделан с "темным" объективом. Неподвижные объекты резкие, но плывущая по реке баржа размазалась. По этому примеру видно, что стабилизатор - не панацея от всех бед. В подобных случаях вся надежда на "открытую дырку". Еще один частный случай - фотосъемка "с рук" в помещении или во время прогулки по вечернему городу. Следует иметь в виду, что при съемке с открытой диафрагмой картинка имеет специфический характер - на ней присутствует виньетирование (затемнение краев), глубина резкости мала и если композиция многоплановая, то достичь резкости сразу по всему полю кадра не удастся, нужно делать акцент либо на переднем, либо на заднем плане.

Что покупать?

Не в моих правилах на чем-то настаивать или от чего-то отговаривать, но стоимость "темной" оптики такова, что за разницу в цене с аналогичным "светлым" объективом, можно купить еще и фикс, который даст гораздо лучший результат, чем "светлый" зум. Приведу конкретный пример:

Вариант 1

Canon EF-S 17-55mm f/2.8 USM

Средняя цена - 53000 рублей (октябрь 2015) "Светлый", добротно сделанный, корпус почти целиком металлический. Объектив по фокусным расстояниям сопоставим с китовым, но благодаря высокой светосиле может быть использован как портретник (на длинном конце). Большую часть времени диафрагма 2.8 будет "пылиться" без дела.

Вариант 2

Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM

Средняя цена - 21000 рублей (октябрь 2015) "Темный", пластмассовый, не харизматичный. Зато относительно легкий, имеет очень удобный диапазон фокусных расстояний и способен заменить умеренный телевик. Оптимален для путешествий.

Canon EF 50mm f/1.4 USM
Canon EF 85mm f/1.8 USM

Средняя цена - 25000 рублей (октябрь 2015) Замечательные портретные объективы с большой светосилой и красивым рисунком размытия. Первый (50 мм) лучше подойдет для портретов по пояс, второй (85 мм) - для крупных планов. По художественной составляющей оба они превосходят Canon 17-55mm 1:2.8

То есть, комплект из двух объективов - "темного", но универсального и "светлого" фикса обойдется дешевле, чем один "светлый" зум, который будет, в общем и целом, проигрывать комплекту из двух объективов и по универсальности и по "портретности". Хотя, это лично моя субъективная точка зрения, наверняка многие ее не разделят. Точно такой же расклад можно составить и для Nikon, и для Sony и для всего остального. В завершение хочу пожелать вам творческих успехов. Надеюсь, данная статья помогла вам разобраться со "светлотой" и "темнотой" оптики и теперь ваш выбор объектива будет мудр!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»