В раздел "Статьи"

Как фотографировать природу при пасмурной погоде?

© Артем Кашканов, 2015

Cчитается, что пасмурный день - худшая погода для съемки пейзажа. До недавнего времени я разделял эту точку зрения и старался подгадывать пейзажные фотосессии в дневное время именно под солнечную погоду с незначительной облачностью. В такую погоду небо получается наиболее фактурным, плюс ко всему, в солнечную погоду можно использовать поляризационный фильтр, что придает пейзажу нарядный и даже немного "открыточный" вид. Часто бывает, что погода по выходным не балует нас солнцем. Уже много раз замечал закономерность - по будним дням стоит яркая солнечная погода, а в пятницу под вечер небо затягивает плотным слоем облаков, как назло! И прогноз на выходные - пасмурно и дождь. В начале это воспринималось мной как повод вообще не брать с собой фотокамеру на дачу (именно там происходит большинство фотосессий), но с появлением компактной беззеркалки, камера под рукой у меня всегда. Благодаря этому, я с радостью для себя открыл, что в пасмурную погоду пейзаж тоже можно фотографировать весьма неплохо! Сразу хочу сказать, что большинство фотографий, приведенных в этой статье были сделаны любительской беззеркалкой с китовым объективом, чтобы не было мыслей "на полный кадр такую картинку любой дурак снимет, а ты попробуй на любительскую камеру..." Пейзажи, сделанные в пасмурную погоду более "настроенческие", чем в ясную погоду. На них нет кричащих цветов, все спокойно и естественно. Главное - все сделать правильно.

Настраиваем камеру

В пасмурную погоду освещение монотонное и однообразное, поэтому, с моей точки зрения, самым удобным является ручной режим. Для съемки пейзажа зажимаем диафрагму до F5.6...8, устанавливаем чувствительность ISO в пределах 400 и подбираем выдержку таким образом, чтобы уровень экспозиции фотографии соответствовал тому, что мы видим своими глазами. В то же время нужно следить, чтобы выдержка не была слишком длинной, иначе фотографии могут получаться не резко из-за шевеленки. То же самое можно сделать в режиме приоритета диафрагмы - кому как удобнее. Для приведения экспозиции в норму, возможно, придется прибегнуть к функции экспокоррекции (она будет оказывать влияние на выдержку). Не нужно пытаться делать фотографию светлее и ярче путем увеличения экспозиции, из-за этого снимки выглядят пересвеченными и "белесыми". В первую очередь следите за светлыми участками и не допускайте их переэкспозиции. Тени на фотографиях с зеркалок и беззеркалок хорошо "тянутся" в Photoshop, особенно, если фото сделано в формате RAW.
Фотография на экране фотоаппарата выглядела яркой и "воздушной". На экране монитора она выглядит банально переэкспонированной
То же самое, снятое с недоэкспозицией (чтобы спасти небо), а потом вытянутое в Photoshop инструментом "Света/Тени"

Особенности пейзажной композиции в пасмурную погоду

В первую очередь обращаем внимание, что небо в пасмурную погоду бывает разным. Чаще всего небо просто светло-серое безо всякой фактуры. В этом случае брать его в кадр рекомендую по минимуму - оно ровным счетом ничего не даст композиции и будет восприниматься белой "дырой". К тому же, такое небо часто выпадает в белизну. В таких случаях верхнюю часть кадра лучше занять чем угодно другим - кронами деревьев (желто-зелено-красными), домами, чем-то еще.
Фотография была сделана осенью 2014 года, Нижний Новгород, улица Профинтерна. Из обработки - только небольшое повышение насыщенности.
Когда небо более фактурное, можно попробовать его тоже взять в состав композиции. Особенно хорошо смотрится небо в сочетании с отражением его в спокойной воде, причем в любую погоду. Желательно снимать в RAW, чтобы иметь больше пространства для "маневра" с уровнями в светах и тенях. При съемке следите, чтобы небо не оказалось "выбеленным" - при этом восстановить его фактуру будет трудно, а чаще всего - невозможно.

Как передать объем на фотографии в пасмурную погоду?

Поскольку нет солнца и теней, мы лишаемся одного самых популярных из художественных приемов - чередование света и тени. Это чередование позволяет эффективно разделять планы на пейзаже, тем самым подчеркивая его масштаб и объем. В пасмурную погоду такой возможности нет и объекты на разных планах пытаются "слипнуться" один с другим. Тем не менее, существует много других, не менее интересных способов, чтобы придать фотографии объем.

Малая ГРИП

Съемка пейзажа с малой глубиной резкости возможна только на светосильный фикс и полнокадровую камеру.
Canon EOS 5D + Canon 50mm 1:1.8. Из-за малой ГРИП березы на переднем плане не сливаются с такими же березами на заднем плане
На фотоаппаратах с кропнутой матрицей и китовым объективом такие фокусы возможны только при съемке крупных планов - относительно небольшое фокусное расстояние и отсутствие возможности широко открыть диафрагму сужают наши возможности по управлению ГРИП. Тем не менее, во время прогулки по лесу можно наснимать вполне приятных для просмотра кадров.
Съемку грибов нельзя назвать в полной мере художественной из-за ее массовости (равно как и "котофото"). Тем не менее, при съемке с низкой точки и наличии каких-то объектов в зонах размытия можно получить вполне интересный, хоть и не слишком оригинальный кадр

Снимайте в светлой тональности

Темные объекты в кадре и в ясную погоду "утяжеляют" композицию, а в пасмурную вообще "давят". Ищите такие места съемки, где преобладают объекты светлые. Например, березовая роща. Еще замечательно смотрится на фотографии спокойная вода (без волнения).
Белые стволы берез, первый снег на земле. Фотография светлая и воздушная!
Одна из самых старых моих фотографий, но я ее до сих пор считаю одной из самых своих удачных. Она была сделана в тихий пасмурный день. Canon EOS 300D + Canon 75-300mm 1:4-5.6 IS USM
Эта фотография вообще была сделана на компакт Canon Powershot G3. Чередование светлых и темных объектов, перспектива и спокойные тона делают эту композицию весьма привлекательной.
Как видите, примеров интересных фотографий природы, сделанных в пасмурную погоду приведено немало, то есть, не так уж и плохи эти условия съемок! И это еще не освещена тема съемки во время тумана или дождя, экспериментов с боке, в конце концов, портретной съемкой на улице в пасмурную погоду. Эти темы оставим для дальнейших публикаций. Если же не терпится - попробуйте сами и поделитесь своими результатами в комментариях или Фотоклубе :) Кроме того, если вы снимаете на зеркалку или беззеркалку в формате RAW, вы будете обрадованы, какой запас "прочности" имеют такие фотографии в плане обработки - вытягивания светов и теней, насыщения цветов и перевода в черно-белое. Лучше это, конечно, делать не в штатной программе, идущей в комплекте с фотокамерой, а в более серьезном RAW-конверторе, например, Adobe Photoshop Lightroom. Но это вы уже можете попробовать самостоятельно. Удачных вам экспериментов!



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»