В раздел "Статьи"

Почему фотографии на зеркалку получаются с тусклыми цветами

© Артем Кашканов, 2014

почему фотографии на зеркалку получаются темными?

— Я всю жизнь фотографировал на мыльницы, решил купить новый фотоаппарат. По отзывам в интернете подобрал себе (без)зеркалку фирмы X за N тысяч рублей. После первых снимков жутко разочаровался - фотографии получаются тусклые и нерезкие. Старая мыльница снимла лучше. Может быть, я что-то делаю не так? Или нужно покупать профессиональную технику за  2*N тысяч рублей, чтобы получать хорошее качество фотографий?

Недовольный фотолюбитель

Подобные письма, комментарии и отзывы о технике на других сайтах мне приходится читать не то что регулярно, но иногда они встречаются. Попробую войти в положение "обманутых" фотолюбителей и спокойно объяснить, в чем кроется причина их проблем. В основном на "тусклость", "блеклость", "рыхлость" картинки жалуются люди, купившие зеркалку после того как долгое время снимали на компактный фотоаппарат. Иногда даже присылали тестовые фотографии одного и того же объекта с жалобой - "мой старенький дешевый Самсунг снимал гораздо ярче, чем новый зеркальный Никон". Один раз даже прислали две фотографии красного ковра в упор со вспышкой - на мыльницу (яркую и цветастую) и на зеркалку (тусклую и унылую) :)

Чтобы лучше понять суть проблемы, приведу пару любительских фотографий. Они были сделаны примерно в равных условиях но с итервалом в 1 год - как раз в этот год я перешел с мыльницы на зеркалку. Ниже приведены две фотографии, сделанные в одинаковых условиях (солнечный день), но на разные фотоаппараты - на мыльницу и на зеркалку.

Фото на мыльницу

Фото на зеркалку

Оба кадра были сняты в авторежиме, но разница буквально бросается в глаза! Мыльница дала гораздо более насыщенные цвета - даже слишком насыщенные, тем не менее, многим импонирует именно такая цветопередача. Сменив мыльницу (или смартфон) на зеркалку в надежде получать более красивые и красочные фотографии такие фотолюбители часто испытывают разочарование.

В чем проблема?

В первую очередь, поговорим о такой вещи, как динамический диапазон. Это ни что иное, как способность камеры обеспечивать одновременную качественную прорпботку деталей и в тенях и в светах. Чем шире динамический диапазон, тем большее количество оттенков можно получить на фотографии. Более подробно о динамическом диапазоне и способах его расширения можно почитать здесь.

Вроде бы, хорошо, когда камера имеет большой динамический диапазон! Но, с другой стороны, за все приходится платить. Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмем "тусклую" фотографию осеннего парка в пасмурную погоду и попробуем придать ей яркие "мыльничные" цвета. Оригинальная фотография сделана на беззеркалку Olympus E-PM2 в режиме программной экспозиции (P).

Съемка

Камера с большим динамическим диапазоном

В общем-то типичная ситуация - освещение хмурое, цвета преимущественно темные.

Камера с малым динамическим диапазоном

«Долой уныние!» Цвета стали ярче, но что произошло с небом?

Анализ

Для анализа уровня экспозиции снимка посмотрим на его гистограмму.

Попробуем ее расшифровать. На гистограмме три ярко выраженных горки. Самая левая - это самые темные области (темно-зеленая листва, небольшой всплеск справа - желтые листья). Следующая горка - средние тона (более-менее светлые объекты, например, фонтан) и третья горка - небо. Гистограмма полностью уместилась в отведенный ей промежуток, который соответствует динамическому диапазону. Формально, фотоаппарат сделал все правильно (съемка велась в авторежиме).

Гистограмма яркого "лубочного" снимка приобретает такой вид:

Почему у гистограммы всего две горки, а не три? А вот почему!

На небе ставим крест, зато (есть такое плохое слово - «зато») получаем лучшую проработку теней. В итоге мы имеем приемлемо проэкспонированный передний план, но ради этого пришлось принести в жертву цвет и фактуру неба.

Коррекция и обработка

На самом деле, тусклые цвета - дело поправимое. В любом более-менее приличном редакторе есть функции регулировки яркости и контрастности, возможность осветления теней, после которой фотография приобретет вполне презентабельный вид:

Можно попробовать осветлить тени и на "мыльничной" фотографии, но небо от этого не появится, как не старайся. Оно было безвозвратно утеряно.

Надеюсь, данного примера достаточно, чтобы понять связь между динамическим диапазоном и такими параметрами как контрастность и насыщенность цвета. Пусть фотографии с зеркалок и беззеркалок иногда кажутся чрезмерно тусклыми и унылыми, но в них заложен гораздо больший потенциал по цветовой и тональной коррекции, чем в "ярких и цветастых фотках" с мыльниц. 

— Я не хочу обрабатывать фотографии. Хочу чтобы они сразу были яркими!

Не вопрос! У любой камеры есть настройки стиля изображения. Вы можете увеличить яркость, контрастность, насыщенность, цветовой оттенок - уделите время прочтению инструкции к камере, там написано, как это сделать.

Еще, я рекомендую воспользоваться следующими советами:

  • Не доверяйте экранчику камеры, он часто показывает фотографии красивее, чем есть на самом деле. Это маркетинговая уловка - придя в магазин за фотоаппаратом покупатель с большей долей вероятности купит тот, что покажет на экране более красивую и цветастую картинку. Это правило распространяется и на смартфоны - попробуйте сделать скриншот программы "Камера", а потом сфотографируйте на камеру и сравните результат - скриншот почти наверняка будет ярче и цветастее.
  • Оптимальные настройки стиля изображения подбирайте опытным путем. То что прописано как "портрет", "пейзаж", "нейтральная" - далеко не всегда обеспечит тот результат, что вам нужен. Не стесняйтесь менять настройки этих стилей. Контролируйте результат на компьютере с хорошим монитором.
  • Не злоупотребляйте повышением контрастности - это может уменьшить динамический диапазон.
  • Чрезмерное увеличение резкости может повысить уровень шумов.
  • Не забывайте про баланс белого. Неправильная установка ББ может сильно исказить цветопередачу, поставив крест на всех ваших усилиях. Автоматический баланс белого корректно работает не всегда. Самый точный способ выставить ББ - воспользоваться специальной серой картой, либо крышкой объектива с белой матовой вставкой - для этого следует воспользоваться функцией "Ручной баланс белого" (читайте пинструкцию к камере).
    Крышка с матовой вставкой для установки Б
  • Основной внутрикамерный инструмент, который позволит оценить, правильно ли вы все сделали - гистограмма. У многих аппаратов она может выводиться на экран до съемки. Не давайте ей "упираться" в сторону светов, иначе рискуете потерять небо (и другие светлые объекты). Лучше чуть недосветить снимок, чем его пересветить.
  • Воспользуйтесь функцией экспокоррекции, чтобы "загонять" гистограмму в отведенные ей рамки. Если снимаете в ручном режиме, функция экспокоррекции работать не будет - вместо нее корректируйте значение выдержки, диафрагмы и ISO (но для этого нужно понимать, для чего нужен каждый из этих параметров, чтобы не навредить).

Если все это вы считаете слишком трудоемким, либо, когда вам все это надоест, попробуйте снимать в RAW и потом в спокойной обстановке приводите цвета и уровни к желаемому виду на компьютере.

p.s. Что такое RAW и какие преимущества он имеет перед JPEG, читайте в Фотоучебнике.

p.p.s. Только сочетание RAW, ручного режима и качественной оптики позволяет на 100% раскрыть возможности камеры и обеспечить наилучший результат. Осталось самая малость - нужно научиться этим пользоваться.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»